Председательствующий по делу Дело №
Судья Сатина И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
судей краевого суда Подшиваловой Н.С.
ФИО1
при секретаре Засухиной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 09 апреля 2019 г. гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района Шилкинский район, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края ФИО3
на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 10 октября 2018 года, которым постановлено:
Требования ФИО2 удовлетворить. Установить факт постоянного проживания ФИО2 по адресу: <адрес>, для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года.
Признать за ФИО2 право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ФИО2 в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ФИО2 единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она с 2006 года и по настоящее время проживает в принадлежащем супругу В. жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, имеет временную регистрацию по данному адресу с 10.10.2017 по 10.10.2018. По указанному адресу находится все имущество первой необходимости. Данный жилой дом вошел в границы зоны подтопления в результате выпадения обильных ливневых осадков и выхода воды из берегов реки Кия. При этом истец не включена в список пострадавших, так как имеет временную регистрацию по месту жительства.
Просила суд установить факт постоянного проживания по адресу: <адрес> для получения материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края; признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года; признать за ней право на получение материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края; обязать ответчиков включить ее в списки граждан, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края; обязать Министерство труда и социальной защиты населения ЗК, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ей материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края (л.д. №
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. №).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края ФИО3 просит решение суда в части обязания выплатить единовременную материальную и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости отменить, в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Указывает, что согласно положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 № 165, функции по выплате единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации - не предусмотрены. Распоряжением Правительства РФ от 29.09.2018г. № 2090-р Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделены бюджетные ассигнования. Распоряжением Правительства Забайкальского края от 05.10.2018г. № 420-р указанные федеральные средства распределены Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края с возложением обязанности обеспечить целевое расходование средств. Согласно платежному поручению от 04.10.2018 № 540976 Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края перечислены из федерального бюджета 143 300 000 рублей. В случае установления судом первой инстанции факта обоснованности заявленных требований, в целях законности и исполнимости судебного акта, обязанности возлагаемые судом на ответчиков должны соответствовать осуществляемым полномочиям. Кроме того, поскольку в соответствии с резолютивной частью решения суда будут выданы исполнительные листы в отношении каждого из обязанных должников, обжалуемое решение приведет к двойному исполнению - взысканию как с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, так и с Министерства финансов Забайкальского края, средств бюджета Забайкальского края, что является недопустимым (л.д. №).
В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 N 45 на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с 9 июля 2018 г.
Постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 N 299 на территории муниципального района «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации с 11 июля 2018 г. (л.д. №).
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно постановлению администрации муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 N 299 «О введении на территории муниципального района «Шилкинский район» режима «чрезвычайная ситуация» и определения границ зон действия режима «чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Шилкинский район» включен в границы зоны действия режима чрезвычайной ситуации в муниципальном района «Шилкинский район» (л.д. №).
Истец ФИО2 с 10.10.2017 года по 10.10.2018 года временно зарегистрирована по адресу места жительства: <адрес> (л.д. №).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.10.2011 года жилой дом по адресу <адрес>, принадлежит на праве собственности супругу истицы - В. (л.д. №).
Судом первой инстанции установлено, что В. и зарегистрированные совместно с ним дети получили компенсацию в размере 180000 рублей.
Согласно справке главы муниципального района администрации муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края от 06.08.2018 ФИО2 не включена в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес> (л.д. №).
Из справки заместителя руководителя администрации городского поселения «Шилкинское» от 16.07.2018, а также акта обследования от 10.07.2018 года, дом общей площадью 42,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> подвергся затоплению 8 июля 2018 года. Мебель, находящаяся в доме, бытовая техника, напольное покрытие затоплены. Кроме того, затоплены садово-огородные угодия, 2 гаража, баня, летняя кухня, хоз. постройки (л.д. №).
В акте обследования жилищно-бытовых условий граждан по адресу: <адрес>, указано, что пострадавшим является – В., другие родственники, дети, проживающие совместно: жена – ФИО2, дочь – Е., сын – Д. (л.д. №).
То обстоятельство, что истица ФИО2 постоянно проживает в жилом помещении по адресу <адрес> совместно с супругом и несовершеннолетними детьми в ходе рассмотрения дела ответчиками не оспорено.
Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 года от 18.07.2018 года по адресу: <адрес>, пострадавшая – глава семьи ФИО2, в список утраченного имущества входит: предметы для хранения и приготовления пищи – холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи – стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна – кровать (диван); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) – насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь). Заключением комиссии установлена частичная утрата имущества (л.д. №).
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции, установив факт постоянного проживания истца в жилом доме со своим супругом, где в результате чрезвычайной ситуации частично утрачено имущество первой необходимости, пришел к выводу о том, что ФИО2 имеет право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. В связи с этим суд возложил на ответчиков, обязанность выплатить истцу единовременную материальную помощь и финансовую помощи в связи с частичной утратой имущества в определенном законодательством размере за счет соответствующих средств целевого характера.
Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения в части признания за истицей права на получение единовременной материальной и финансовой помощи по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами "г, д" п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В п. 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.
Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).
Министерство финансов Забайкальского края осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Забайкальского края в установленном порядке (п. 6 Порядка).
В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам (п. 10).
Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением Губернатора Забайкальского края определены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.
Отсюда следует, что несмотря на отсутствие в Положениях о Министерстве финансов Забайкальского края, о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края полномочий по выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обязанность по организации работы по выплате истцу ФИО2 единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 руб. возложена судом на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края обоснованно.
Доводы о том, что обжалуемое решение приведет к двойному исполнению – взысканию как с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, так и с Министерства финансов Забайкальского края средств бюджета Забайкальского края, являются ошибочными.
В резолютивной части решения судом обязанность по выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 руб. возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края в связи с тем, что эти органы государственной власти субъекта Российской Федерации в силу нормативных положений постановления Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 № 144, постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 № 45 являются ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.
Вопреки доводам жалобы такое изложение абзаца VI резолютивной части решения, согласно которому на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность выплатить истцу ФИО2 единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 руб. не может повлечь взыскание финансовых средств в пользу пострадавшего гражданина с обоих Министерств, поскольку исходя из характера спорных правоотношений исполнение решения суда должно осуществляться в строгом соответствии с вышеприведенным Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда.
В силу изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить абзац VI резолютивной части решения ввиду следующего.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
В силу требований ст.ст. 13, 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Из вышеприведенных норм материального права, регулирующих основания и порядок выплат, следует, что выплата истцу ФИО2 единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей, будет возможна только после выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Правительству Забайкальского края.
При таких обстоятельствах в целях устранения неясностей при исполнении решения суда абзац VI резолютивной части подлежит изложению в следующей редакции: «Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ФИО2 единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».
Руководствуясь статей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 10 октября 2018 года изменить в части.
Абзац VI резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ФИО2 единовременную материальную и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 60000 рублей при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».
Председательствующий Чайкина Е.В.
Судьи Подшивалова Н.С.
ФИО1