ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1394/2014 от 23.01.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Пилипенко Ю.А. Дело № 33-1394/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«23» января 2014 года город Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Дунюшкиной Н.В.

и судей Роговой С.В., Палянчук Т.А.

по докладу судьи Роговой С.В.

при секретаре Рыбник В.В.

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО «Южный берег Сочи» на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 30 октября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Роговой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор обратился в суд с иском к ООО «Южный берег Сочи», в котором просил признать незаконными действия ООО «Южный берег Сочи», выразившиеся в незавершении строительства объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» <...> в срок до 01.01.2013 г., установленный разрешением № <...> от 11.03.2012 г., обязать ответчика принять меры по завершению строительства объекта капитального строительства «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <...> в срок до 01 ноября 2013 года, установленный разрешением <...> от 24.04.2013 г. и обязать ООО «Южный берег Сочи» принять меры по приведению объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <...> к единому архитектурному облику в срок, установленный соглашением от 04.03.2013 г., заключенным с администрацией г. Сочи, не позднее 01.12.2013 г..

Определением Хостинского районного суда г. Сочи от 30 октября 2013 года, производство по делу в части обязания ответчика принять меры по завершению строительства объекта капитального строительства «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <...> в срок до 01 ноября 2013 года, установленный разрешением <...> от 24.04.2013 г. прекращено, в связи с отказом истца от части исковых требований.

В обоснование исковых требований, истец указывает, что в рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года, во исполнение взятых Российской Федерацией международных обязательств, принят Федеральный закон от 01.12.2007 № ЗЮ-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий нормы и обязательства специального характера. В соответствии с ч. 14 ст. 14 Закона № ЗЮ-ФЗ в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно- планировочной организации территории. Границы зон особой архитектурно- планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Госкорпорацией «Олимпстрой» и устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи. Одним из принципов градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ является осуществление строительства на основе Правил землепользования и застройки. Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи № 202 от 29.12.2009 г. (далее по тексту ПЗЗ) установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории (далее по тексту ОГК) в составе: зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно-планировочной организации); территорий, прилегающих к олимпийским объектам; территорий, установленных Единой архитектурной концепцией.

Кроме того, во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации № ДК-П9-2150 от 6 апреля 2010 года администрацией г. Сочи издано распоряжение № 306-р от 01.06.2010 «Об утверждении единых архитектурно- ландшафтных требований к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи». ПЗЗ и распоряжением от 01.06.2010 № 306-р при размещении объектов капитального строительства установлены общие требования к благоустройству территории, формированию единого архитектурно - ландшафтного пространства, единой цветовой среды, системы компенсирующих элементов, формированию ансамблей. При этом, согласно ч. 14.1 ст. 14 Закона № ЗЮ-ФЗ в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории на период с 01.01.2013 по 01.07.2014 запрещается возведение объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкция объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный облик указанных объектов. Однако, как показала проверка, указанные выше требования по приведению объектов к единому архитектурному облику в зоне ОГК не исполнены.

Установлено, что ООО «Южный берег Сочи» осуществляет строительство объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» на земельном участке с кадастровым номером <...> по <...> на основании разрешения на строительство № <...> от 11.03.2012 сроком действия до 01.01.2013. По информации Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 20.08.2013, в соответствии с ПЗЗ земельный участок по <...> расположен в зоне ОГК, то есть в зоне визуального восприятия градостроительных ансамблей, где непосредственно будут пребывать многочисленные гости и участники Олимпиады. Однако, строительство указанного объекта, в срок установленный разрешением на строительство Обществом не было завершено, в связи с чем положения ч.ч. 14.1, 14.3 ст. 14 Закона № ЗЮ-ФЗ о завершении строительных работ и приведению объекта единому архитектурному облику застройщиком в установленные законом сроки не исполнены. 04.03.2013 между администрацией г. Сочи и Обществом заключено соглашение, согласно которого завершение строительства объекта и приведению его к единому архитектурному облику Общество обязано осуществить не позднее 01.12.2013. Главой г. Сочи 24.04.2013 г. срок действия разрешения на строительство № <...> продлен до 01.11.2013 г. По информации Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 19.08.2013г. степень готовности объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <...> составляет 80 %, к работам по благоустройству территории в соответствии с проектной документацией и ПЗЗ застройщик не приступил. Нарушения Закона № ЗЮ-ФЗ выразившиеся в невыполнении Обществом требований по приведению расположенного в ОГК объекта капитального строительства - «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» и незавершении строительных работ в установленные сроки влечет нарушение интересов Российской Федерации как законодателя в указанной сфере и как участника договора, явившегося основанием для возникновения международных обязательств государства. Статья 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует обязательного выполнения муниципальных правовых актов на территории муниципального образования всеми гражданами и юридическими лицами. Таким образом, невыполнение Обществом требований ПЗЗ влечет нарушение интересов муниципального образования город Сочи как одного из организаторов Олимпийских игр.

Обжалуемым решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 30 октября 2013 года исковое заявление прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования города-курорта Сочи к ООО «Южный берег Сочи» о признании действий незаконными и понуждении к устранению нарушений, удовлетворено.

Постановлено признать незаконными действия ООО «Южный берег Сочи», выразившиеся в незавершении строительства объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <...> в срок до 01.01.2013 г., установленный разрешением № <...> от 11.03.2012 г. и обязать ООО «Южный берег Сочи» принять меры по приведению объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» по <...> к единому архитектурному облику в срок, установленный соглашением от 04.03.2013 г., заключенным с администрацией г. Сочи, не позднее 01.12.2013 г..

Кроме того, постановлено взыскать с ООО «Южный берег Сочи»в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет МРИ Федеральная Налоговая служба РФ №8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: <...>

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ООО «Южный берег Сочи» просит отменить состоявшееся по настоящему гражданскому делу решение. Ссылается, в частности на то, что выводы суда о признании незаконными действий ООО Южный берег Сочи» не соответствуют обстоятельствам, а заявитель в исковом заявлении просит применить способы защиты, не предусмотренные действующим законодательством.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего дела, заслушав пояснения прокурора Стукова Д.Г., представителя генерального директора ООО «Южный берег Сочи» по доверенности – ФИО1, судебная коллегия находит решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 30 октября 2013 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности при возведении объектов капитального строительства, расположенных в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории и приведению их к единому архитектурному облику в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

В рамках организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года, во исполнение взятых Российской Федерацией международных обязательств, принят Федеральный закон от 01.12.2007 № ЗЮ-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии г. Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливающий нормы и обязательства специального характера.

В соответствии с ч. 14 ст. 14 Закона № ЗЮ-ФЗ в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 1 июля 2014 года устанавливаются зоны особой архитектурно- планировочной организации территории. Границы зон особой архитектурно- планировочной организации территории и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон, определяются органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по согласованию с Госкорпорацией «Олимпстрой» и устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.

Во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации № ДК-П9-2150 от 6 апреля 2010 года администрацией г. Сочи издано распоряжение № 306-р от 01.06.2010 «Об утверждении единых архитектурно- ландшафтных требований к застройке и благоустройству территории при реализации «Единой концепции архитектурного развития территории проведения XXI Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи». Установлены общие требования к благоустройству территории, формированию единого архитектурно- ландшафтного пространства, единой цветовой среды, системы компенсирующих элементов, формированию ансамблей.

В соответствии с требованиями ч. 14.3 ст. 14 Закона № ЗЮ-ФЗ лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, находящихся в границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории, за счет собственных и (или) привлеченных средств обязаны завершить строительство расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкцию расположенных на них объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает их внешний архитектурный облик, до 1 января 2013 года, если более ранний срок не установлен разрешениями на строительство, и привести внешний архитектурный облик указанных объектов капитального строительства и иных объектов в соответствие с установленными требованиями к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов до 1 января 2013 года.

В ходе проведения прокуратурой города Сочи проверки, было установлено, что ООО «Южный берег Сочи» осуществляет строительство объекта капитального строительства: «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» на земельном участке с кадастровым номером <...> по <...> на основании разрешения на строительство № <...> от 11.03.2012 сроком действия до 01.01.2013г.

Как видно из письма Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 20.08.2013 г., в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Сочи, земельный участок предоставленный под строительство объектов капитального строительства ООО «Южный берег Сочи» <...>, расположен в зоне особого градостроительного и архитектурного контроля.

Однако, строительство указанного объекта, в срок установленный разрешением на строительство ООО «Южный берег Сочи» не было завершено, в связи с чем, положения ч.ч. 14.1, 14.3 ст. 14 Закона № ЗЮ-ФЗ о завершении строительных работ и приведению объекта единому архитектурному облику застройщиком в установленные законом сроки ответчиком не исполнены.

04.03.2013 между администрацией г. Сочи и ООО «Южный берег Сочи» заключено соглашение, согласно которого завершение строительства объекта и приведению его к единому архитектурному облику ООО «Южный берег Сочи» обязано осуществить не позднее 01.12.2013 г.

Главой города Сочи 24.04.2013 г. срок действия разрешения на строительство № <...> продлен до 01.11.2013 г.

Как видно из письма Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 19.08.2013 г., «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями обслуживаниями (МЖК №108), расположенного по адресу: <...> Застройщик - ООО «Южный берег Сочи». Согласно информации управления на объекте выполнены основные железобетонные конструкции здания. Ведутся работы по отделке фасадов, внутренней отделке и благоустройству территории

Решением 119-й сессии Международного Олимпийского Комитета, состоявшейся в Гватемале 04.07.2007 город Сочи выбран местом проведения XXII Зимних олимпийских игр в 2014 году. Одновременно подписано трехстороннее соглашение между Российской Федерацией, МОК и Олимпийским комитетом России.

Исходя из смысла ст. 1 Закона № ЗЮ-ФЗ данный законодательный акт принят в целях регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

В нарушение вышеуказанных требований Закона, выразившихся в невыполнении ООО «Южный берег Сочи» требований по приведению расположенного в ОГК объекта капитального строительства - «Многофункциональный многоквартирный жилой комплекс» и не завершение строительных работ в установленные сроки, влечет нарушение интересов Российской Федерации как законодателя в указанной сфере и как участника договора, явившегося основанием для возникновения международных обязательств государства.

Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что невыполнение ООО «Южный берег Сочи» требований Правил землепользования и застройки влечет нарушение интересов муниципального образования город Сочи как одного из организаторов Олимпийских игр.

Также верен вывод суда первой инстанции относительно взыскания с ответчика в доход государства государственной пошлины в сумме, от уплаты которой истец был освобожден, а именно в размере 4 000 рублей, поскольку согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина организациями уплачивается в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно пришел к выводу о признании действий «ООО Южный берег Сочи» по незавершению строительства капитального строительства незаконными и обязании принять меры по приведению объекта капитального строительства к единому архитектурному облику в срок не позднее 01.12.2013 г.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, и, следовательно, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а выводы суда – мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.

Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 30 октября 2013 года отмене не подлежит.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 30 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу генерального директора ООО «Южный берег Сочи» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: