ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13957/2021 от 20.12.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Сорокина О.А. гр. дело № 33-13957/2021

(номер дела суда первой инстанции 2-852/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 20 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Мартемьяновой С.В.,

судей Катасонова А.В., Маркина А.В.,

при секретаре Петровой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 09.07.2021, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Сызранский мясокомбинат»:

- обеспечить сохранность защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>;

- оснастить защитное сооружение обозначением (п. 6.2.1. Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- оснастить защитное сооружение планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения, а также список телефонов, на защитных и защитно-герметичных воротах, дверях и ставнях защитных сооружения гражданской обороны указать порядковые номера, промаркировать внутреннее оборудования защитного сооружения, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения окрасить в соответствующие цвета (п.п. 3.2.10, 3.2.11, п.п. 6, 8, 9, 10, 21, п. 3.6, п. 6.2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер , площадью 186кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить финансирование восстановления защитного сооружения в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметичных дверей, герметизации сооружения, инженерно-технического оборудования (систему вентиляции, электроснабжения, систему водоснабжения, воздухоснабжения, канализацию), противовзрывных устройств с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (Раздел IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- обеспечить финансирование подготовки защитного сооружения к приему укрываемых (Раздел IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- обеспечить финансирование установки в защитном сооружении громкоговорителей и телефонной связи (п.п. 8.9, 8.24 СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»).

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер , площадью 186кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:

- восстановить защитное сооружение в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметичных дверей, герметизации сооружения, инженерно-технического оборудования (систему вентиляции, электроснабжения, систему водоснабжения, воздухоснабжения, канализацию), противовзрывных устройств с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (Раздел IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- подготовить защитное сооружение к приему укрываемых (Раздел IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- обеспечить защитное сооружение громкоговорителями и телефонной связью (п.п. 8.9, 8.24 СНиП 11-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»)».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Катасонова А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ о возложении обязанности на ОАО «Сызранский мясокомбинат», Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации по устранению выявленных нарушений требований законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что во исполнение приказа прокурора Самарской области от 03.04.2020 №53 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» прокуратурой города проведена проверка исполнения ОАО «Сызранский мясокомбинат» и Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области требований законодательства при использовании объектов гражданской обороны.

В реестре федерального имущества значится ЗС ГО , расположенное по адресу: <адрес>

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Проверкой установлено, что в соответствии с договором №33 от 07.09.2007 «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны» (далее - Договор), заключенным между ОАО «Сызранский мясокомбинат» и территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, ОАО «Сызранский мясокомбинат» принимает на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты согласно акту, в том числе, ЗС ГО , расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 1 раздела 2 Договора ОАО «Сызранский мясокомбинат» обязуется, в том числе, сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

Прокуратурой города совместно со специалистами ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский Главного Управления МЧС России по Самарской области, Управления по общественной безопасности, делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Администрации г.о. Сызрань проведена проверка исполнения ОАО «Сызранский мясокомбинат» условий договора по содержанию ЗС ГО, а также требований федерального законодательства об обеспечении готовности ЗС ГО к приему укрываемых.

Так, при проверке ЗС ГО установлено, что в нарушение п. 6.2.1 Правил эксплуатации ЗС ГО отсутствует обозначение ЗС ГО.

Вопреки требованиям п.п. 6,8,9,10,21 п. 3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО в ЗС ГО отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, а также список телефонов.

В нарушение требований раздела V Правил эксплуатации ЗС ГО ОАО «Сызранский мясокомбинат» не проводится техническое обслуживание и ремонт ЗС ГО.

Установлено, что в нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО ОАО «Сызранский мясокомбинат» ЗС ГО используется как складское помещение для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при отсутствии автоматической системы пожаротушения.

В нарушение п.п. 3.2.10, 3.2.11 Правил эксплуатации ЗС ГО элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО находится в неисправном состоянии.

Вопреки требованиям п. 3.2.24 Правил эксплуатации ЗС ГО санузел не закрыт и не опечатан, периодический осмотр и ремонт санузла не проводится.

В нарушение п. 6.2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях ЗС ГО не указаны порядковые номера, не промаркировано внутреннее оборудование защитного сооружения.

В ЗС ГО, вопреки требованиям п.п. 8.9, 8.24. СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны» отсутствуют громкоговорители и телефонная связь; допускается использование люминесцентных ламп для систем освещения ЗС ГО.

Также проверкой установлена неисправность защитно-герметичных дверей, механизмов задраивания, уплотняющей резины на защитных устройствах, состояние оборудования ФВС неудовлетворительное - двигатели к ним, редукторы ручных вентиляторов требуют технического обслуживания, имеется ржавчина, загрязнения и сырость фильтров - поглотителей, отсутствует регулярная проверка их годности, отсутствуют отключающие задвижки на сетях канализации, водопровода, неисправны противовзрывные устройства.

В настоящее время ЗС ГО , расположенное по адресу: <адрес>, находящееся на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании ООО «Сызранский мясокомбинат», не готово к приему укрываемых.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Самарской области просит отменить решение суда, в удовлетворении иска отказать.

В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Сызрани в период с 14.10.2020 по 11.11.2020 проведена проверка в отношении ОАО «Сызранский мясокомбинат» и Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области на предмет исполнения требований Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» в отношении защитного сооружения гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО) , инвентарный номер № площадью 186 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно акту проверки от 16.10.2020, были выявлены следующие нарушения:

- отсутствует обозначение защитное сооружение гражданской обороны (нарушение п. 6.2.1. Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- на защитное сооружение гражданской обороны отсутствует документация (планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения, а также список телефонов (нарушение п.п. 6, 8, 9, 10, 21 п. 3.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- не проводится техническое обслуживание и ремонт ЗС ГО (нарушение раздела V Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- санузел не закрыт и не опечатан. Не проводится периодический осмотр и ремонт санузла (нарушение п. 3.2.24 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).

- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО находится в неисправном состоянии (нарушение п. 3.2.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).

- элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета (нарушение п. 3.2.10 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).

- на защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях ЗС ГО не указаны порядковые номера. Не промаркировано внутреннее оборудования защитного сооружения (нарушение п. 6.2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).

- в ЗС ГО отсутствуют громкоговорители и телефонная связь (нарушение п. 8.24 СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны».

- допускается использование люминесцентных ламп для систем освещения ЗС ГО (нарушение п. 8.9. СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»).

- ЗС ГО используется как складское помещение для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при отсутствии автоматической системы пожаротушения (нарушение п. 3.2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).

Также установлены нарушения: неисправность защитно-герметичных дверей механизмов задраивания, уплотняющей резины на защитных устройствах, состояние оборудования ФВС неудовлетворительное двигатели к ним, редукторы ручных вентиляторов требуют технического обслуживания, имеется ржавчина, загрязнения и сырость фильтров – поглотителей, отсутствует регулярная проверка их годности, отсутствуют отключающие задвижки на сетях канализации, водопровода, неисправны противовзрывные устройства.

Таким образом, защитное сооружение не готово к приему укрываемых.

Судом первой инстанции установлено, что спорное защитное сооружение является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, что подтверждается перечнем защитных сооружений гражданской обороны, учтенных в реестре федерального имущества, расположенных на территории г.о. Сызрань.

07.09.2007 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области и ОАО «Сызранский мясокомбинат» (название предприятия до приватизации Комбинат мясной «Сызранский») был заключен договор №33 «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны».

Согласно п. 1 Договора ОАО «Сызранский мясокомбинат» принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе Административное здание (встроенное убежище) , инвентарный номер , площадью 186 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно п. 1. Раздела II Договора, предприятие ОАО «Сызранский мясокомбинат» обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов эксплуатации защитных сооружений.

Согласно п. 1 и п. 2 Раздела III Договора, Орган государственной власти через управление г. Сызрани ГУ МЧС России по Самарской области в целях выполнения предприятием взятых на себя обязательств обязуется: Оказывать методическую помощь в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны; оказывать помощь в приобретении имущества гражданской обороны, необходимой технической, проектной, нормативно-технической и другой документации; другие обязательства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» установлен перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации следует, что приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

Согласно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 №359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе, встроенные убежища гражданской обороны.

В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом

Как следует из п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» (в редакции, действовавшей с 04.04.2006 по 30.08.2010), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений: закрепление их на праве оперативного управления за федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями; закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями; передачу их во владение и (или) в пользование в установленном порядке; передачу их в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьями 1,2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее по тексту – Порядок №1309) к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения (место хранения), санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны.

Согласно пункту 10 указанного Порядка №1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу пункта 13 Порядка №1309, в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 №868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и в соответствии с п. 1.2, п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 3.1.1, п. 3.2.1, п. 3.2.2, п. 3.2.11, п. 3.6, п. 5.2.1, п. 6.2.1 Приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

На основании п.п. 1.3, 1.7 вышеназванных Правил, организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их - своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Согласно пункту 3.4.4 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Согласно пункту 6.2.1 Правил, обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО.

В соответствии с п.п. 3.2.10, 3.2.11 Правил, стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками. Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Согласно п.п. 6,8,9,10,21 п. 3.6 Правил, в ЗС ГО должна быть следующая документация: планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; Список телефонов.

Из содержания пункта 6.2.2 Правил следует, что на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения.

В соответствии с п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др. (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации №5 (2017) (вопрос №2)).

Таким образом, организацией, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны, должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Несоблюдение требований законодательства в части надлежащего содержания объектов гражданской обороны создаёт угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требования федерального законодательства, права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.

При указанных обстоятельствах, поскольку спорное защитное сооружение не снято с учета как объект ЗС ГО, договор хранения от 07.09.2007 является действующим и в настоящее время не расторгнут, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик ОАО «Сызранский Мясокомбинат» должен исполнять принятые на себя обязательства по указанному договору, в том числе сохранять спорное имущество в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, а также освежать имущество гражданской обороны и средства защиты.

Довод ответчика ТУ Росимущества в Самарской области о том, что именно лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, несет ответственность за нарушение положений действующего законодательства в области гражданской обороны, суд первой инстанции признал необоснованным.

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Таким образом, спорное убежище в силу закона является федеральной собственностью.

Статья 7 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», предусматривает полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, к которым в том числе относятся:

- разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

- осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Согласно пп. «б» п. 6 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 №447 в действующей редакции, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют Территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах;

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по Управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Согласно п. 5.3. Положения №432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

Согласно п. 4 Положения №432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п.п. 5.7, 5.8 указанного Положения №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом:

- осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества;

- осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Росимущества от 29.09.2009 №278, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст. 210 ГК РФ), вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, вопрос об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом Самарской области, из чего следует, что ТУ Росимущества в Самарской области является надлежащим ответчиком по делу и на него должна быть возложена обязанность по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения.

Поскольку в ходе проведенной прокуратурой г. Сызрани проверки, установлено, что спорное защитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для использования по прямому назначению и числится в реестре федеральной собственности, суд пришел к выводу, что факт бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, выразившейся в ненадлежащем содержании федерального имущества установлен и имеются основания для удовлетворения исковых требований Прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Сызранский мясокомбинат», Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации об устранении выявленных нарушений.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы содержат субъективное мнение о правильности разрешения спора, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств.

Указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка с учетом совокупности представленных сторонами доказательств.

В связи с изложенным обжалуемое решение отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 09.07.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества по Самарской области оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.12.2021

Судья: Сорокина О.А. гр. дело № 33-13957/2021

(номер дела суда первой инстанции 2-852/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Резолютивная часть

г. Самара 20 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Мартемьяновой С.В.,

судей Катасонова А.В., Маркина А.В.,

при секретаре Петровой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 09.07.2021, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО «Сызранский мясокомбинат»:

- обеспечить сохранность защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>

- оснастить защитное сооружение обозначением (п. 6.2.1. Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- оснастить защитное сооружение планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения, эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения, эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения, а также список телефонов, на защитных и защитно-герметичных воротах, дверях и ставнях защитных сооружения гражданской обороны указать порядковые номера, промаркировать внутреннее оборудования защитного сооружения, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения окрасить в соответствующие цвета (п.п. 3.2.10, 3.2.11, п.п. 6, 8, 9, 10, 21, п. 3.6, п. 6.2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер № , площадью 186кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить финансирование восстановления защитного сооружения в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметичных дверей, герметизации сооружения, инженерно-технического оборудования (систему вентиляции, электроснабжения, систему водоснабжения, воздухоснабжения, канализацию), противовзрывных устройств с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (Раздел IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- обеспечить финансирование подготовки защитного сооружения к приему укрываемых (Раздел IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- обеспечить финансирование установки в защитном сооружении громкоговорителей и телефонной связи (п.п. 8.9, 8.24 СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»).

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер № , площадью 186кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:

- восстановить защитное сооружение в целом и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметичных дверей, герметизации сооружения, инженерно-технического оборудования (систему вентиляции, электроснабжения, систему водоснабжения, воздухоснабжения, канализацию), противовзрывных устройств с возможностью перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (Раздел IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- подготовить защитное сооружение к приему укрываемых (Раздел IV Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»);

- обеспечить защитное сооружение громкоговорителями и телефонной связью (п.п. 8.9, 8.24 СНиП 11-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»)».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Катасонова А.В., судебная коллегия

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 09.07.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества по Самарской области оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи