ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13983/2016 от 12.10.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Курина О.И. № 33-13983/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2016 года в г. Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Малышевой И.А.,

судей Бабайцевой Е.А., Старковой Е.М.,

при секретаре Коцубняке А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по исковому заявлению ГКУ «Центр социальной защиты населения по городскому округу г. Михайловка» к В о взыскании с наследника суммы излишне перечисленных социальных выплат

по частной жалобе ГКУ «Центр социальной защиты населения по городскому округу г. Михайловка»

на определение судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 29 августа 2016 года, которым исковое заявление оставлено без движения.

Заслушав доклад судьи Бабайцевой Е.А, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГКУ «Центр социальной защиты населения по городскому округу г. Михайловка» (далее – ГКУ ЦСЗН по городскому округу г. Михайловка) обратилось в суд с иском к В о взыскании с наследника суммы излишне перечисленных социальных выплат, не оплатив государственную пошлину при подаче иска.

Судья постановил указанное выше определение.

В частной жалобе ГКУ ЦСЗН по городскому округу г. Михайловка оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить и разрешить вопрос по существу, ссылаясь на неправильное применение судьей норм материального и процессуального права.

Частная жалоба на основании ч. 3 ст. 333 ГПК РФ рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения в пределах доводов, изложенных в жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия находит их обоснованными, а определение подлежащим отмене, в связи со следующим.

Согласно ст. 136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет разумный срок для исправления недостатков.

Оставляя исковое заявление ГКУ ЦСЗН по городскому округу г. Михайловка без движения, судья исходил из того, что указанное исковое заявление подано в нарушение абз. 3 ст. 132 ГПК РФ, так как к исковому заявлению не приложен документ, подтверждающий уплату истцом государственной пошлины.

С данным выводом судьи судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение «государственные органы». Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что оно определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.

Постановлением администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 33 утверждено Положение о комитете социальной защиты населения Волгоградской области.

Комитет социальной защиты населения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере государственной семейной политики, государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке или помощи на территории Волгоградской области, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (п. 1.1. Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 33).

Пунктом 1.3. указанного положения предусмотрено, что комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, организациями и гражданами.

Согласно п. 1.3. устава ГКУ ЦСЗН по городскому округу г. Михайловка учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях осуществления в пределах своей компетенции государственной политики в области социальной поддержки граждан пожилого возраста, ветеранов, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, жертв политических репрессий, инвалидов, семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных, беспризорных детей, несовершеннолетних, оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной помощи и социальном обслуживании на территории района (городского округа).

Пункт 1.5 устава предусматривает, что функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ГКУ ЦСЗН по городскому округу г. Михайловка по существу является территориальным органом Управления (комитета) социальной защиты населения Администрации Волгоградской области.

При этом наличие у ответчика статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, субъекта гражданских правоотношений, не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что в данном случае следует учитывать положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в силу которых все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принимая во внимание изложенное выше, судебная коллегия находит вывод судьи о возложении на ГКУ ЦСЗН по городскому округу г. Михайловка обязанности по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ошибочным, признает определение судьи незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, а потому подлежащим отмене.

Руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 29 августа 2016 года отменить, материал по исковому заявлению Государственного казанного учреждения «Центр социальной защиты населения по городскому округу г. Михайловка» к В о взыскании с наследника суммы излишне перечисленных социальных выплат направить в тот же суд для решения вопроса о принятии искового заявления к производству.

Председательствующий

Судьи