ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13987/18 от 18.07.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №33-13987/2018

18 июля 2018 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

в составе председательствующего: Мугиновой Р.Х.

судей: Гибадуллиной Л.Г. Коргун Н.В.

с участием прокурора Муратовой Е.М.

при секретаре Хабировой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчика Администрации муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан, истца ФИО1 на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2018 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить распоряжение №... от дата главы администрации муниципального района адрес район РБ об увольнении ФИО1 с должности заместителя главы администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан по социальной и кадровой политике.

Восстановить ФИО1 в должности заместителя главы администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан по социальной и кадровой политике.

Взыскать с администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей. В остальной части исковых требований отказать.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Коргун Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации МР адрес район РБ о признании незаконными распоряжения главы администрации МР адрес район РБ, решения Совета МР адрес район РБ, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с дата он состоял в трудовых отношениях с администрацией муниципального района адрес район РБ, занимая должность муниципального служащего, работал заместителем главы администрации МР адрес район РБ по социальной и кадровой политике. В соответствии с изменениями, внесенными в штатное расписание администрации района на основании решения Совета МР адрес район РБ от дата, занимаемая им должность была преобразована в должность заместителя главы администрации МР адрес район РБ по внутренней политике.

Распоряжением главы администрации МР адрес район РБ ФИО3№... от дата в соответствии с решением Совета МР адрес район РБ от дата, должность заместителя главы администрации района по социальной и кадровой политике была сокращена. Этим же распоряжением главы администрации в штатное расписание ответчика была введена должность заместителя главы администрации по внутренней политике.

Распоряжением главы администрации МР адрес район РБ №...р от дата он уволен с занимаемой должности заместителя главы района по социальной и кадровой политике с дата, в связи с сокращением штата работников аппарата администрации на основании п. 2 ч.1 ст. 81, ст.ст. 127 и 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

Считает, что увольнение его с занимаемой должности произведено ответчиком с нарушением действующего трудового законодательства Российской Федерации, без соблюдения установленной законом процедуры увольнения по сокращению штата работников организации.

В исковых требованиях о восстановлении на работе просил суд:

- признать незаконным решение Совета МР адрес район РБ №... от дата «О внесении изменений и дополнений в решение Совета МР адрес район РБ от дата№... «Об утверждении структуры администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан»; признать незаконным распоряжение главы администрации МР адрес РБ №...р от дата об упразднении должностей; признать незаконным распоряжение №...р от дата
главы администрации МР адрес район РБ об его увольнении с должности заместителя главы администрации муниципального района адрес район РБ по социальной и кадровой политике и отменить его; восстановить его на работе и обязать ответчика – администрацию МР адрес район РБ утвердить его на прежней должности заместителя главы администрации МР района адрес район РБ по социальной и кадровой политике; взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей; взыскать с ответчика денежную сумму в размере 10 000 рублей расходов на оплату услуг представителя; в соответствии с ч. 1 ст. 226 ГПК РФ в связи с допущенным нарушением трудового законодательства ответчиком просит вынести частное определение; в случае, если при рассмотрении данного дела судом будут обнаружены признаки преступления, в соответствии с ч. 3 ст. 226 ГПК РФ -сообщить об этом в органы предварительного следствия.

Определением суда от дата по ходатайству истца к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Совет муниципального района адрес район Республики Башкортостан.

В последующем, определением суда от дата Совет муниципального района адрес район Республики Башкортостан привлечен к участию в деле в качестве соответчика, из числа третьих лиц исключен.

В процессе рассмотрения дела, истцом подано дополнение к иску, в котором истец просил признать фиктивным и незаконным сокращение штатов в структуре администрации МР адрес район РБ, произведенное на основании решения Совета МР адрес район РБ от дата№... и распоряжения главы администрации МР адрес район РБ №...-р от дата, признать незаконным объявление конкурсной комиссии администрации МР адрес район РБ о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы – заместителя главы администрации МР адрес район РБ по внутренней политике, опубликованное в газете «ФИО24» от дата (№дата год).

Дополнение к иску судом рассмотрено, с учетом мнения лиц участвующих в деле, в принятии дополнения отказано, поскольку требования истца о признании незаконным сокращения штатов в структуре администрации адрес район РБ, произведенное на основании решения Совета адрес район РБ дата. №... и распоряжения главы администрации МР адрес район РБ №... от дата уже заявлены в исковых требованиях. Требования в части признания незаконным объявления конкурсной комиссии администрации МР адрес РБ о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы – заместителя главы администрации МР адрес район РБ по внутренней политике, опубликованное в газете «ФИО25» от дата.(№дата год) могут быть обжалованы в порядке КАС РФ, о чем указано в протоколе судебного заседания от дата.

Судом принято вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации МР адрес район РБ ФИО4 просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме. Указывает на то, что дата, письмом №... от дата Администрация MP адрес сообщила в Центр занятости населения адрес о предстоящем сокращении штата работников и возможном расторжении трудовых договоров, в том числе с работником ФИО1 Письмо вручено дата, что подтверждается отметкой о регистрации входящей корреспонденции Кушнаренковского ЦЗН №... от дата. дата письмом №... председателю первичной профсоюзной организации Администрации MP адресФИО5 направлено уведомление о предстоящем прекращении с дата трудовых договоров в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, в том числе с работником ФИО1 Уведомление вручено председателю первичной профсоюзной организации ФИО5, что подтверждается распиской о получении от дата. Письмом от дата первичная профсоюзная организация Администрации МР адрес район РБ дала свое согласие на сокращение должностей, указанных в письме №... от дата и увольнение перечисленных работников по части 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ (прот.№... от дата).

Уведомлением №... от дата ФИО1 предупрежден о том, что замещаемая им штатная должность заместителя главы администрации МР адрес район РБ по социальной и кадровой политике упраздняется, и после истечения двух месяцев со дня вручения уведомления будет оформлено прекращение трудового договора. Уведомление вручено дата лично ФИО1, что подтверждается подписью ФИО1 о получении. Администрация МР адрес район РБ предлагала ФИО1 все имеющиеся у него вакантные должности, а именно: дата письмом №... от дата предлагались должности коменданта, водителя-спасателя, моториста-спасателя и директора МБОУ СОШ им.Ахмалетдинова адрес РБ; дата в 09.15 часов в кабинете управляющего делами в здании Администрации по адресу адрес, в дополнение к уведомлению №... от дата о сокращении его должности были предложены вакантные должности коменданта, водителя-спасателя, моториста-спасателя, директора МБОУ СОШ им.Ф.Ахмалетдинова адрес. Однако, ФИО1 получить уведомление, расписаться в уведомлении, каких-либо пояснений давать отказался, о чем составлен акт от дата. дата уведомление №... от дата направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресам регистрации и фактического проживания ФИО1,которое вручено дата, что подтверждается подписями в уведомлениях.

дата., письмом №... ФИО1 предлагались должности коменданта, водителя-спасателя, моториста-спасателя, директора МБОУ СОШ им.Ахмалетдинова адрес РБ и предложено участвовать в конкурсе на замещение должности заместителя главы администрации по внутренней политике (л.д.72 том2).

Предложение вручено дата, подпись ФИО1 о получении имеется. Однако, от предложенных вакантных должностей ФИО1 отказался, о чем составлен акт от дата. дата Администрация MP адрес район обратилась в первичную профсоюзную организацию Администрации MP адрес район с запросом о даче мотивированного мнения о возможном расторжении трудового договора с ФИО1 в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата. Выборный орган первичной профсоюзной организации - профком на заседании дата рассмотрел запрос администрации MP адрес район и в тот же день дата направил работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Распоряжение №... от дата об увольнении ФИО1 принято Администрацией муниципального района адрес район в месячный срок со дня получения мотивированного мнения профсоюзного комитета. Считает, что увольнение ФИО1 с должности заместителя главы администрации муниципального района адрес район по социальной и кадровой политике произведено в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства при полном соблюдении прав и охраняемых интересов работника. ФИО1 восстановлен судом в должности заместителя главы администрации по социальной и кадровой политике, не имеющейся в структуре Администрации. В связи с этим Администрация дата обратилась с письмом №... в Совет МР адрес район РБ. Решением Совета МР адрес район РБ от дата№... в восстановлении должности заместителя главы администрации по социальной и кадровой политике в структуре Администрации было отказано (копия решения прилагается). Отсутствие должности в структуре администрации и невозможность ее восстановить, является самостоятельным основанием для отказа в восстановлении ФИО1 на работе.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение изменить в части и принять по делу новое решение, которым признать фиктивным и незаконным сокращение штатов в структуре администрации MP адрес РБ, произведенное на основании решения Совета MP адрес РБ от дата и распоряжения №... от дата главы администрации MP Кушнаренковский район РБ; признать незаконным и отменить решение Совета МР адрес район РБ №... от дата «О внесении изменений и дополнений в решение Совета MP адрес район РБ от дата гола №... «Об утверждении структуры администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан»; признать незаконным и отменить распоряжение главы администрации MP адрес район РБ №... от дата об упразднении должностей; признать незаконным объявление конкурсной комиссии администрации MP адрес район РБ о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы - заместителя главы администрации MP адрес район РБ по внутренней политике, опубликованное в газете «ФИО26» от дата (№ датаг.); взыскать с администрации MP адрес РБ в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 150 тысяч руб. Указывает на то, что согласно решению Совета от дата и распоряжения №...р от дата главы Администрации без какого-либо обоснования экономической эффективности и целесообразности были упразднены 11 должностей в структуре администрации района, в том числе должность заместителя главы администрации района по экономике и финансам - начальника финансового управления и занимаемая мною должность заместителя главы администрации района по социальной и кадровой политике. Этим же постановлением в структуре администрации района было вновь введено также 11 должностей. При этом все работники, занимающие упраздненные должности, были предупреждены работодателем о предстоящем увольнении по сокращению штатов. Кроме этого, решением Совета от дата и изданным на основании данного решения Совета распоряжением главы в штат администрации района были введены должности начальника экономического отдела и начальника отдела доходов и контроля. Работодателем экономическая необходимость и целесообразность сокращения штатных должностей на сессии Совета не была обоснована. Согласно протоколу заседания Совета от дата глава Администрацуии на заседании Совета высказался об оптимизации, в результате которой будут сокращены всего лишь две должности - должность ФИО1 и должность другого заместителя ФИО2, который также был уволен под видом сокращения, а начальник правового отдела администрации адрес района ФИО4 заявил, что сокращение штатов в администрации адрес района инициировано администрацией главы Республики Башкортостан в целях оптимизации, что подтверждается протоколом №... совместного заседания Президиума и постоянных комиссий Совета и аудиозаписью, приобщенной судом к материалам гражданского дела.

Считает, что в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе Российской Федерации все уволенные по сокращению штатов сотрудники администрации района подлежали приему на работу на вновь созданные должности с учетом преимущественного права оставления на работе. Однако ответчик на следующий же день после увольнения издал распоряжения о принятии на работу всех уволенных якобы по сокращению штатов работников на свои же или равноценные должности, кроме меня и заместителя по экономике и финансам ФИО33 При наличии вплоть до вынесения решения судом двух вакантных должностей в штате администрации, соответствующих квалификации ФИО1 и отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 81 ч. 2 ТК РФ, в том числе должности заместителя главы по внутренней политике, эти должности ФИО1 ответчиком не были предложены.

Кроме того, неоспоримым подтверждением фиктивности проведенного ответчиком сокращения штатов в структуре администрации района ФИО1 считает также тот факт, что в ходе проведения этих мероприятий ответчиком был принят на работу в отдел правовой и кадровой службы работник, не состоявший до этого в трудовых отношениях с администрацией района, - ФИО27 Таким образом, реального сокращения рабочих мест в структуре администрации района не состоялось, а под видом сокращения штатов было произведено увольнение двух неудобных и неугодных заместителей главы администрации района, при этом увольнения произведены с фундаментальными нарушениями действующего трудового законодательства, которые указаны мною в исковом заявлении.

Также ФИО1 указывает на то обстоятельство, что решение Совета о сокращении штатов от дата нигде не было опубликовано - ни в районной газете, ни на официальном сайте администрации. Несмотря на это, на основании не вступившего в законную силу вышеуказанного решения Совета глава, заведомо зная об этом, злоупотребляя своим положением, в этот же день дата издал распоряжение о сокращении моей должности заместителя главы и введении в штатное расписание администрации новой должности заместителя главы администрации по внутренней политике. дата ФИО1 обнаружил на официальном сайте администрации MP адрес район РБ текст решения Совета о сокращении штатов от дата., при этом датой опубликования было указано дата.,однако до дата. данного решения не было на официальном сайте администрации района. В связи с чем, им был сделан скриншот публикаций сайта по состоянию на дата.,утверждает, что на сайте опубликованного текста решения Совета от дата. не было. Данное обстоятельство ФИО1 расценивает как служебный подлог, считает, что грубо нарушая гражданско-процессуальное законодательство РФ, суд 1 инстанции заявленные им исковые требования о признании фиктивным сокращения штатов не исследовал и в своем решении не разрешил. Кроме того, в мотивировочной части решения суд указал, что он должен быть восстановлен в прежней должности с дата, в резолютивной же части дата восстановления отсутствует.

В случае, если при апелляционном рассмотрении дела будут обнаружены признаки преступления в действиях стороны, других участников процесса, должностных и иных лиц, в соответствии с ч.3 ст.226 ГПК РФ сообщить об этом в органы предварительного следствия.

В остальной части решение суда от 11 мая 2018 года просит оставить без изменения.

В судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан поступило заявление главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3 о прекращении производства по апелляционной жалобе Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2018 года.

ФИО1, его представители ФИО6, ФИО7 возражений против принятия указанного отказа и прекращения апелляционного производства по апелляционной жалобе ответчика Администрации МР адрес РБ на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от дата не представили.

В соответствии со ст. 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», лицо, подавшее апелляционную жалобу, а также прокурор, принесший апелляционное представление, вправе отказаться от апелляционных жалобы, представления в любое время до вынесения судом апелляционной инстанции апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления должно быть подано в суд апелляционной инстанции в письменной форме.

О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению (ч. 3 ст. 326 ГПК РФ).

Таким образом, отказ от апелляционной жалобы является процессуальным правом стороны, а потому принимается судом апелляционной инстанции.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия принимает отказ представителя ответчика Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3 от апелляционной жалобы и прекращает апелляционное производство по апелляционной жалобе Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 ГПК РФ.

В судебном заседании истец ФИО1, его представители ФИО6, ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить. Истец ФИО1 показал, что, несмотря на то, что он восстановлен в ранее занимаемой должности, изменений в штатное расписание администрации МР адрес район не внесено, ему выделено рабочее место в неприспособленном помещении, что унижает его человеческое достоинство и доставляет нравственные страдания.

Представитель ФИО6 считает, что у суда апелляционной инстанции имеются все основания для перехода к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам суда первой инстанции, с допросом всех свидетелей по делу, просит рассмотреть дело по апелляционной жалобе ФИО1 по правилам суда первой инстанции.

Согласно ч.4 ст.330 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения (ч.5 ст.330 ГПК РФ).

В соответствии с ч.1,4 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Из приведенных доводов апелляционной жалобы ФИО1 каких-либо оснований для перехода к рассмотрению данного гражданского дела по правилам суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1, его представителей ФИО6, ФИО7, поддержавших доводы жалобы ФИО1, прокурора Муратову Е.М., полагавшую жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право принимать необходимые кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом принадлежит работодателю, который обязан при этом обеспечить закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в частности связанные с проведением мероприятий по изменению структуры, штатного расписания, численного состава работников организации (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П; определения от 24 сентября 2012 года N 1690-О и от 23 декабря 2014 года N 2873-О).

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Из положений статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что работник может быть восстановлен на работе только в случае, если увольнение его было произведено без законного основания и (или) с нарушением установленного порядка.

Решение суда первой инстанции в части признания незаконным и отмене распоряжение №...р от дата главы администрации МР адрес район РБ об увольнении ФИО1 с должности заместителя главы администрации МР адрес район РБ по социальной и кадровой политике, восстановлении ФИО1 в должности заместителя главы администрации МР адрес район РБ по социальной и кадровой политике, взыскании с администрации МР адрес район РБ в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 15000 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей - никем не обжалуется.

Как следует из пунктов 1,6 Распоряжения Правительства РБ от 31.03.2017 N 255-р «Об утверждении Программы по оптимизации расходов бюджета Республики Башкортостан на 2017 - 2019 годы», во исполнение Соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан от 15 февраля 2017 года N 01-01-06/06-29 и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений» утвердить прилагаемую Программу по оптимизации расходов бюджета Республики Башкортостан на 2017 - 2019 годы; рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обеспечить проведение мероприятий по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы; установить запрет на увеличение численности муниципальных служащих.

Во исполнение указанного Распоряжения Правительства Республики Башкортостан, решением Совета МР адрес район РБ от дата г.№... «О внесении изменений и дополнений в решение Совета МР адрес район РБ от дата№... «Об утверждении Структуры Администрации МР адрес район РБ», утверждены с дата изменения и дополнения в решение Совета МР адрес район РБ от дата№... «Об утверждении Структуры Администрации МР адрес район РБ», в связи с чем, упразднены должности двух заместителей главы администрации: по экономике и финансам – начальника финансового управления и заместителя главы администрации по социальной и кадровой политике, вместо которых введена 1 должность – заместителя главы Администрации по внутренней политике.

Кроме этого, упразднен планово-экономический отдел - 3 штатные единицы, в том числе начальник отдела, и 2 единицы главных специалистов;

- упразднен отдел муниципальной службы и кадровой работы, в том числе начальник отдела, главный специалист - 1единица; ведущий специалист – 1 единица;

- упразднен отдел организационно-правовой и информационно- аналитической работы, в том числе начальник отдела, и 2 единицы главных специалистов.

«Финансовое управление» переименовано в «Финансово-
экономическое управление», в котором введены 4 должности: начальника управления и 3 единицы главных специалистов;

- создан Отдел правовой и кадровой работы и введены 3 штатные единицы - начальника отдела и 2 единиц главных специалистов;

- создан Отдел информационно-аналитической работы и введены 3 штатные единицы - начальника отдела, главного специалиста и ведущего специалиста.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, судом рассмотрены требования, представленные ФИО1 в качестве уточненных о признании незаконным решения Совета МР адрес район РБ №... от дата «О внесении изменений и дополнений в решение Совета МР адрес район РБ от дата№... «Об утверждении структуры администрации МР адрес район РБ» и признании незаконным распоряжения главы администрации МР адрес район РБ №...р от дата об упразднении должностей.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда от 29.11.2007г. № 48 «О практике применения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», решение Администрации и представительного органа (Совета) об утверждении структуры местной администрации, являются нормативными правовыми актами. Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления или должностного лица подаются по подсудности, установленной главой 2 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Поскольку исковые требования истца заявлены о нарушении ответчиком трудового законодательства и восстановлении истца на работе, суд обоснованно указал истцу на рассмотрение данных исковых требований в общем иском производстве в порядке главы 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно Уставу МР адрес район РБ от дата., зарегистрированного с последними изменениями по состоянию на дата. страница 23 Устава, пункт 10, предусматривает, что структура Администрации утверждается Советом по представлению главы Администрации. В структуру Администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации. По решению Совета отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации могут наделяться правами юридического лица.

На основании протокола №... совместного заседания Президиума, постоянных комиссий Совета МР адрес район РБ четвертого созыва от дата., перед членами комиссии были поставлены на повестку дня на обсуждение вопросы, в том числе девятый вопрос «О внесении изменений и дополнений в решение Совета МР адрес район РБ от дата№... «Об утверждении структуры администрации МР адрес район РБ» выступал ФИО4 начальник отдела организационно- правовой и информационного - аналитической работы администрации МР адрес район РБ ФИО4 выступил с предложением упразднить должности заместителя главы администрации МР адрес район РБ по социальной и кадровой политике, заместителя главы МР адрес район РБ по экономике и финансам - начальник финансового управления, планово-экономический отдел, отдел муниципальной службы и кадровой работы и отдел организационно-правовой и информационно - аналитической работы. Ввести должность заместителя главы администрации МР адрес район РБ по внутренней политике, создать отдел правой и кадровой работы, отдел информационно- аналитической работы. В финансово-экономическое управление ввести 4 должности, проект решения у всех на руках. Он предложил одобрить проект решения и внести на рассмотрение тринадцатого заседания Совета МР адрес район РБ.

По данному вопросу проголосовало «за» 11 членов президиума и постоянных комиссий Совета, «против» - 1 (ФИО10), «воздержался» - 1 (ФИО11). Постановление принято.

Согласно протоколу тринадцатого заседания Совета муниципального района адрес район Республики Башкортостан четвертого созыва от дата число депутатов, установленное для Совета муниципального района адрес район Республики Башкортостан -18, число депутатов избранных в Совет – 18. Число присутствующих депутатов – 15 (отсутствовали трое по уважительной причине ФИО12, ФИО13, ФИО14). Проголосовало за 15 депутатов Совета муниципального района адрес район Республики Башкортостан, против - нет, воздержались - нет. Кворум состоялся.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении N 867-О-О, работодатель в целях осуществления эффективной деятельности организации и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против возможного произвольного увольнения.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Трудовое законодательство не содержит норм, запрещающих работодателю производить сокращение штата организации, руководствуясь определенными им критериями.

Таким образом, принятие решения по вопросу о сокращении численности штата является исключительным правом работодателя, при этом суд не вправе входить в обсуждение вопроса о целесообразности принятия такого решения, так как закон не возлагает на работодателя обязанность по обоснованию необходимости такого сокращения.

Судом при рассмотрении дела установлено, что в администрации муниципального района адрес район РБ в целом проводилась работа по оптимизации расходов по содержанию бюджетной сети и расходов на муниципальное управление в рамках проводимых Правительством Республики Башкортостан мероприятий по выравниванию бюджетной обеспеченности из федерального бюджета.

Следовательно, Совет муниципального района адрес район РБ и администрация МР адрес район РБ вправе были принимать решения об упразднении должностей заместителя главы администрации по социальной и кадровой политике, заместителя главы администрации по экономике и финансам. Принятие кадровых решений относится к исключительной компетенции работодателя при соблюдении трудовых прав работников.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что решение Совета муниципального района адрес район Республики Башкортостан №... от дата «О внесении изменений и дополнений в решение Совета муниципального района адрес район Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении структуры администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан» и распоряжение главы администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан №...р от дата являются законными.

Относительно довода апелляционной жалобы о признании незаконным объявления конкурсной комиссии администрации MP адрес район РБ о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы - заместителя главы администрации MP адрес район РБ по внутренней политике, опубликованное в газете «ФИО28» от дата (№ датаг.), судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.

Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ФИО1 о необоснованном отклонении судом первой инстанции данного требования и указания на рассмотрения отдельно от предъявленного иска, в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (часть 1).

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования (часть 2).

Решением Совета МР адрес район №№... от дата г. утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном районе адрес район РБ.

Согласно абз. 4 п.4 указанного Положения, конкурс не проводится при переводе муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в случае сокращения замещаемой им должности, реорганизации, ликвидации органа местного самоуправления или изменения его структуры.

Объявление в газете «ФИО29» от 13 марта (№... за дата год) было опубликовано в соответствии с п.7 Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном районе адрес район РБ.

Как следует из материалов гражданского дела, целью предъявления требований об оспаривании объявления конкурсной комиссии администрации MP адрес район РБ объявления о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы - заместителя главы администрации MP адрес район РБ по внутренней политике являлось желание претендовать на замещение указанной должности истцом ФИО1, что подтверждается его заявлением от дата о переводе на указанную должность, поскольку с его слов, функциональные обязанности заместителя главы администрации по внутренней политике полностью совпадают с функциональными обязанностями должности, с которой он был сокращен (л.д.90 том 1).

Однако, заявление ФИО1 о переводе осталось не рассмотренным.

Одновременно с этим требованием истцом в суд были заявлены требования о восстановлении его на работе по ранее занимаемой должности и утверждения его в должности заместителя главы администрации MP адрес район РБ по социальной и кадровой политике.

При этом, доказательств того, что имелись объективные обстоятельства, препятствующие участию в конкурсе ФИО1 на замещение вакантной должности муниципальной службы в материалы дела не представлено. Сам истец пояснил, что документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя главы администрации MP адрес район РБ по внутренней политике он не подавал. От предложения участвовать в конкурсе (л.д.72 том 2) фактически отказался

Как было указано выше, к исключительной компетенции работодателя, в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом предоставлено право самостоятельно, под свою ответственность, принимать кадровые решения (подбор, расстановку, а также увольнение персонала).

В связи с чем, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным объявления конкурсной комиссии администрации MP адрес район РБ о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы - заместителя главы администрации MP адрес район РБ по внутренней политике.

В силу положений части 6 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Судебная коллегия, рассматривая доводы апелляционной жалобы ФИО1 о взыскании в его пользу с ответчика компенсации морального вреда в размере 150000 рублей, указывает на то, что с учетом личности истца, характера и степени его нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, соглашается с выводами суда первой инстанции, определившего сумму компенсации морального вреда, причиненного истцу в размере 15 000 рублей.

Дав правовую оценку всем установленным по делу обстоятельствам, с учетом вышеизложенных норм действующего законодательства суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения перечисленных в апелляционной жалобе требований ФИО1

В соответствии с п.2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В этой связи необходимо указать, что судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ФИО1 в части отсутствия в резолютивной части решения суда календарной даты, с которой он подлежит восстановлению на работе, и считает возможным изменить решение суда в данной части, указав о восстановлении ФИО1 в должности заместителя главы Администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан по социальной и кадровой политике с дата.

Предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.

В остальной части решение суда не обжалуется и предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 326, 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2018 года изменить, дополнив указание в резолютивной части рения о восстановлении ФИО1 в должности заместителя главы Администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан по социальной и кадровой политике с дата.

В остальной части то-же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Принять отказ представителя ответчика Администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан ФИО3 от апелляционной жалобы на решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от дата.

Апелляционное производство по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального района адрес район Республики Башкортостан - прекратить.

Председательствующий: Р.Х. Мугинова

Судьи: Л.Г. Гибадуллина

Н.В. Коргун

Справка: судья Благодарова В.А.