ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1399 от 01.09.2014 Костромского областного суда (Костромская область)

  Судья Тележкина О.Д.                                                                                          Дело № 33-1399

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е    «01» сентября 2014 года

         Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

 председательствующего Гусевой Н.А.,

 судей Пелевиной Н.В., Ворониной М.В.,

 при секретаре Колесниковой И.В.,

         рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Смирновой И.А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления Смирновой И.А. о признании незаконным отказа Администрации г. Костромы в признании малоимущей и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

         Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения Смирновой И.А. и ее представителя Кискиной Е.В., представителя Администрации г.Костромы Коруховой А.Н., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

         Смирнова И.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Костромы в признании малоимущей и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование требований указала, что обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также с заявлением о принятии на соответствующий учет. Однако в соответствии с ответом Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ ей в предоставлении соответствующей услуги отказано по тем основаниям, что ею представлены документы, которые не подтверждают на момент обращения ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в Администрации г. Костромы, а также не представлены документы необходимые для признания ее малоимущей. В частности, сведения о доходах представлены не в полном объеме, в отношении нее отсутствуют сведения за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно, также не представлены сведения о доходах супруга Смирнова С.В. ни за один месяц расчетного периода. С данным отказом она не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что поскольку она обратилась в Администрацию г. Костромы в ДД.ММ.ГГГГ, то соответственно документы, подтверждающие ее доход, должны быть представлены за период ДД.ММ.ГГГГ. Ею были представлены документы, подтверждающие доход за период ДД.ММ.ГГГГ. В иной период расчетного периода она дохода не имела, следовательно, документов представить не могла. Ее супруг также в расчетный период дохода не имел. Кроме того, в орган местного самоуправления ею были представлены документы, подтверждающие, что она имеет задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает отсутствие у нее дохода в расчетный период. А потому считает, что у Администрации г. Костромы имелись все необходимые документы, позволяющие принять решение о признании ее малоимущей. Отмечает, что ее семья состоит из трех человек - ее самой, супруга Смирнова С.В. и дочери Смирновой О.С. Семья проживает в комнате площадью <данные изъяты> кв.м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет <данные изъяты> кв.м, что менее учетной нормы в городе Костроме (<данные изъяты> кв.м). Ссылаясь на положения ст.ст. 49, 51 ЖК РФ, ст.ст. 3, 4 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», просила признать незаконным отказ Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ в постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма; обязать Администрацию г. Костромы поставить ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма.

         Судом постановлено вышеуказанное решение.

         В апелляционной жалобе Смирнова И.А., повторяя доводы заявления, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд первой инстанции необоснованно указал, что ею не был представлен полный пакет документов, необходимый для решения вопроса о возможности принятия их на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения. Так, ею были представлены трудовой договор с ИП Забайловичем А.В. от ДД.ММ.ГГГГ и копия ответа Следственного отдела по г. Костроме СУ по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующие о задолженности работодателя по заработной плате. Данные документы подтверждают, что она была трудоустроена, но дохода не получила в связи с незаконными действиями работодателя. Также в материалы дела были представлены справки ИФНС России по г. Костроме и отделения Пенсионного фонда РФ по Костромской области, из которых следует, что в спорный период ею и ее супругом Смирновым С.В. налоговая декларация о доходах и индивидуальные сведения страхователями не представлялись. Указанные документы в совокупности свидетельствуют о том, что в спорный период она не имела дохода по независящим от нее причинам, поэтому документов, подтверждающих доход, предоставить в Администрацию г. Костромы не могла. Выражает несогласие с выводом суда, что ею и ее супругом при обращении с заявлением о признании малоимущими не указывалось об отсутствии дохода в отдельные месяцы расчетного периода, и не предоставлялось данных налогового органа об отсутствии сведений о доходах физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. Все имеющиеся у нее документы, которые могут подтвердить реально полученный доход за расчетный период, были представлены. Полагает, что она не должна представлять документы, подтверждающие отсутствие у нее дохода в указанный период. Кроме того, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указывает на несостоятельность доводов о том, что помимо ее дохода в ДД.ММ.ГГГГ иного дохода они не имели, будучи трудоспособными. Однако суд не привел обоснование данного вывода, чем нарушил требования ст. 195 ГПК РФ. Также указывает, что суд первой инстанции вышел за пределы предмета судебного разбирательства, сославшись на положения ч. 5 ст. 5 Закона № 345-ЗКО, поскольку отказывая в признании малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в качестве оснований Администрация г. Костромы данную норму не приводила. Отмечает, что сведений указанных в данной норме в отношении Смирнова С.В. в орган местного самоуправления она не предоставляла. Учитывая имеющиеся сведения о ее доходе при наличии у нее на иждивении несовершеннолетней дочери, даже не учитывая в качестве члена семьи Смирнова С.В., доход, приходящийся на каждого члена семьи, составляет менее порогового значения, то есть менее <данные изъяты> руб.

         В суде апелляционной инстанции Смирнова И.А. и ее представитель Кискина Е.В. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

         Представитель Администрации г.Костромы Корухова А.Н. считала решение суда законным и обоснованным.

         Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

         Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о законности и обоснованности решения Администрации г. Костромы об отказе в признании Смирновой И.А. и членов ее семьи малоимущими в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятии их на соответствующий учет.

         При этом суд исходил из того, что заявителем был представлен неполный пакет документов необходимых для решения вопроса о возможности их принятия на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, в частности, не представлены документы, подтверждающие сведения о доходах семьи, в том числе о доходах Смирновой И.А. за период ДД.ММ.ГГГГ, и доходах Смирнова С.В. ни за один месяц расчетного периода.

         Данные выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и закону, основания для признания их неправильным у судебной коллегии отсутствуют.

         Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Смирнова И.А. обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи из 3-х человек в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, указав, что их семья относится к категории малоимущих.

         В заявлении о признании малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, также поданном заявителем в Администрацию г. Костромы ДД.ММ.ГГГГ, указала, что размер среднемесячного дохода, приходящийся на каждого члена семьи не превышает установленного порогового значения - <данные изъяты> руб., размер приходящийся на каждого члена семьи доли совокупной стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает установленного порогового значения <данные изъяты> руб.

         Администрация г. Костромы отказала Смирновой И.А. в признании ее семьи малоимущей и принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что не представлены сведения о ее доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно и о доходах Смирнова С.В. - ни за один месяц расчетного периода.

         Не согласившись с вышеуказанным отказом Администрации г. Костромы, Смирнова И.А. обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным.

         В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

         Порядок признания граждан малоимущими установлен Законом Костромской области от 19.12.2005 г. №345-ЗКО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области» (далее - Закон №345-ЗКО).

 В силу ч.1 ст.4 Закона №345-ЗКО для признания малоимущим гражданин представляет (направляет) в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, заявление по форме, утвержденной органами местного самоуправления, и документы, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи.

 Согласно ч.2 ст.4 Закона №345-ЗКО для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, необходимы следующие документы: 1) справка о составе семьи гражданина-заявителя; 2) документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии, суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов, начисленных пенсий, доплат к ним и пособий; 3) копия справки из органа социальной защиты населения о размере всех получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат; 4) копия документа о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина; 5) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с отметкой налоговых органов, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период.

 Частью 3.1 ст.4 Закона №345-ЗКО предусмотрено, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 3, 4, 5 части 2 настоящей статьи запрашиваются органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если гражданин не представил указанные документы самостоятельно.

 По смыслу ч.2 и ч.3.1 ст.4 Закона №345-ЗКО документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии, суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов, начисленных пенсий, доплат к ним и пособий, должен представить заявитель.

 Таким образом, требование администрации г.Костромы о предоставлении данных документов является правомерным.

 В соответствии с ч.2 ст.7 Закона №345-ЗКО среднемесячный размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется путем деления суммы среднемесячных размеров доходов каждого члена семьи на количество членов семьи. При этом среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина устанавливается путем деления суммы их доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы.

 Расчетный период - двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими (ст.3 Закона №345-ЗКО).

 Как видно по делу, Смирнова И.А. с заявлением о признании ее семьи малоимущей обратилась в Администрацию г.Костромы ДД.ММ.ГГГГ, соответственно ей и ее мужу, исходя из положений ст.3, ч.2 ст.7 Закона №345-ЗКО, следовало представить сведения о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ.

 Однако, как установлено судом, Смирновой И.А. при обращении в Администрацию г. Костромы документов о размере дохода либо отсутствии такового у Смирнова С.В., и сведений о собственных доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ представлено не было.

         Поскольку на момент рассмотрения заявления Смирновой И.А. администрация г. Костромы не располагала необходимыми сведениями о размере ее дохода, то в соответствии с положениями ст. 11.1 Закона №345-ЗКО это являлось достаточным основанием для отказа в признании ее семьи малоимущей.

 Согласно ч.1 ст.4 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. №320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на учет принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом Костромской области, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным законодательством.

         В ч. 2 ст. 5 указанного Закона перечислены документы, необходимые для принятия на учет в качестве нуждающегося, в том числе решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, за исключением случаев, когда гражданин принимается на учет по иному основанию.

         В связи с тем, что в признании семьи Смирновой И.А. малоимущей отказано, то соответственно обоснованно отказано и в принятия на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.

         Доводы жалобы Смирновой И.А. о том, что ею в качестве доказательств отсутствия доходов были представлены трудовой договор с ИП Забайловичем А.В., копия ответа Следственного отдела по г. Костроме Следственного управления по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующие о задолженности работодателя по заработной плате, являются несостоятельными.

         Суд, давая оценку данным документам, пришел к правильному выводу о том, что они не содержат достаточной информации о наличии либо отсутствии дохода у Смирновой И.А. в расчетный период.

         Таким образом, вопреки утверждениям Смирновой И.А., представленные ею документы, получили надлежащую оценку, которая отражена в решении суда. Данный довод жалобы направлен на переоценку или иное толкование заявителем собранных по делу доказательств, оснований для которой не имеется.

         Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела вышел за пределы предмета судебного разбирательства, является несостоятельным и не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку никаких иных оснований для отказа Смирновой И.А. в признании ее семьи малоимущей в решении суда не приведено.

         Иные доводы жалобы не свидетельствуют о незаконности решения Администрации города Костромы, а потому не могут повлечь отмену решения суда.

         С учетом изложенного оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.

         Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия       

 о п р е д е л и л а:

 Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирновой И.А. - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: