ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1399/15 от 07.04.2015 Брянского областного суда (Брянская область)

 Судья Дворецкая О.А. Дело № 33-1399/15

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

 председательствующего Зубковой Т.И.,

 судей областного суда Алейниковой С.А., Сокова А.В.,

 при секретаре Носоревой М.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании «07» апреля 2015 года по докладу судьи Сокова А.В. дело по апелляционным представлению военного прокурора Брянского гарнизона и жалобе руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Смоленской, Брянской областям» на решение Дубровского районного суда Брянской области от 29 января 2015 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов РФ к МО «Дубровский муниципальный район» Брянской области о понуждении к совершению действий,

 УСТАНОВИЛА:

 Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ФГКУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от 19 марта 2013 года №179 «О передаче недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Дубровский муниципальный район» Брянской области в адрес главы муниципального образования направлен для подписания передаточный акт о передаче в собственность земельного участка и здания детского сада, расположенных по адресу: Брянская область, Дубровский район, Сещинский военный гарнизон. Однако ответчик принять в собственность указанные объекты недвижимости отказался. Считая данный отказ незаконным, военный прокурор Брянского гарнизона просил суд обязать МО «Дубровский муниципальный район» Брянской области принять в муниципальную собственность и внести в реестр муниципального имущества земельный участок с кадастровым номером 32:05:0320101:53 и здание детского сада с кадастровым номером 32:05:0040301:58, расположенные по адресу: Брянская область, Дубровский район, Сещинский военный гарнизон.

 В судебном заседании представитель истца - Военного прокурора Брянского гарнизона ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

 Представитель ответчика МО «Дубровский муниципальный район» Брянской области ФИО2 исковые требования не признала, пояснив суду, что администрацией Дубровского района давалось согласие на прием в муниципальную собственность указанного военного имущества только при условии приведения его в надлежащее состояние, позволяющее его дальнейшее использование по целевому назначению, либо с одновременным выделением денежных средств необходимых для проведения капитального ремонта.

 Представитель федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме.

 Решением Дубровского районного суда Брянской области от 29 января 2015 года в удовлетворении иска отказано.

 В апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Смоленской, Брянской областям» просит отменить решение суда, указывая, что суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и решение принято при недоказанности установленных судом обстоятельств.

 В апелляционном представлении военный прокурор Брянского гарнизона ФИО4 просил решение суда отменить и принять новое решение, указывая, что решение суда основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, принято при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

 В отзыве на апелляционную жалобу представитель МО РФ ФИО5 просила решение отменить по доводам апелляционной жалобы.

 В возражениях на апелляционное представлении представитель МО «Дубровский район» ФИО2, считая доводы жалобы необоснованными, просила оставить решение суда без изменения.

 Заслушав доклад судьи облсуда Сокова А.В., объяснения помощника Военного прокурора Брянского гарнизона ФИО1, представителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям» ФИО3, представителей МО «Дубровский муниципальный район» Брянской области ФИО2 и ФИО6, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 По материалам дела судом первой инстанции установлено, что Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 179 «О передаче недвижимого имущества в собственность муниципального образования « Дубровский муниципальный район» Брянской области в собственность ответчика подлежат передачи из федеральной собственности в собственность муниципального образования земельный участок с кадастровым номером 32:05:0320101:53 и здание детского сада с кадастровым номером 32:05:0040301:58.

 На основании указанного приказа начальником ФГКУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в адрес главы муниципального образования направлен для подписания передаточный акт объектов недвижимого имущества: здания детского сада и земельного участка.

 Согласно уведомления на имя руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям» №1688 от 11.09.2014г. администрация Дубровского района отказалась подписать акты приема-передачи данных объектов в связи с аварийным состоянием детского сада и необходимостью проведения капитального ремонта в кратчайшие сроки. По предварительным подсчетам данные мероприятия могут потребовать около 46 млн. рублей. Муниципальный бюджет не в состоянии нести указанные расходы, т.к. собственные доходы бюджета на 2014г. составляют 62 млн. рублей.

 Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011г. № 1470-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 1.06.2000г. № 752-р» военный городок в п. Сеща Дубровского района Брянской области исключен из состава военных городков по категории «закрытый».

 Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.11.2014г. собственником здания детского сада площадью 2364,8 кв.м., расположенного в п. Сеща Дубровского района Брянской области является Российская Федерация.

 В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 23 декабря 2010г. № Пр-3752 детские сады Министерства обороны Российской Федерации подлежат передаче в муниципальную собственность при условии сохранения целевого назначения передаваемого имущества.

 По делу установлено, что организации ОАО «Оборонсервис» Министерства обороны Российской Федерации являются поставщиками коммунальных услуг и осуществляют техническое обслуживание коммуникаций здания детского сада.

 Согласно отчету о результатах технического обследования детского сада №4, расположенного в п. Сеща, на территории Сещинского военного гарнизона, проведенного в 2010г. ООО «Бряыскгражданпроект-сервис» техническое состоянии части строительных конструкций ограниченно работоспособное, либо недопустимое. Техническое состояние здания детского сада в целом ограниченно работоспособное, фундаментов и наружных стен по оси Д — недопустимое. В ходе технического обследования установлено, что проведение капитального ремонта необходимо выполнить в кратчайшие сроки. До проведения капитального ремонта часть здания (блок А в осях 1-3 и Д-К) не эксплуатировать.

 В соответствии с требованиями Министра обороны №205/2/815 от 21.12.2012г. Департаменту государственного заказчика капитального строительства Минобороны РФ надлежало включить детские сады, находящиеся в аварийном состоянии, в титульный список капитального ремонта в 2013 году.

 Доказательств, что указанный объект включен в титульный список суду не представлено. Ремонтные работы в здании до настоящего времени не произведены.

 Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 30 июня 2006 года №8-П и Определения от 7 декабря 2006 года №542-0 из которой следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и — независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обуславливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.

 В Определении от 4 декабря 2007г. № 828-О-П Конституционный Суд РФ указывает, что безоговорочное принятие объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание.

 Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

 В системе действующего правового регулирования предполагается необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованность действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации, и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

 Суд пришел к правильному выводу в том, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность должна сопровождаться наличием согласия уполномоченного органа местного самоуправления на прием передаваемого имущества.

 Органы местного самоуправления муниципального образования «Дубровский район» при обсуждении вопроса приема-передачи спорного военного имущества неоднократно излагали свою позицию в обращениях Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное Территориальное Управление имущественных отношений» МО РФ, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям».

 Спорное имущество не использовалось органом местного самоуправления.

 При принятии объектов не была достигнута договоренность о передаче имущества в муниципальную собственность.

 Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства: аварийность здания детского сада, бюджет Муниципального образования «Дубровский район», отсутствие согласия муниципального образования на передачу указанного объекта в собственность до приведения его в надлежащее состояние, суд принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

 Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Дубровского районного суда Брянской области от 29 января 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление военного прокурора Брянского гарнизона и апелляционную жалобу руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Смоленской, Брянской областям» – без удовлетворения.

 Председательствующий      Т.И. Зубкова

 Судьи С.А. Алейникова

 А.В. Соков