Судья Шукшина Л.А. Дело № 33-1399/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2020 года
Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.
при помощнике судьи К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске представление помощника прокурора Советского района г. Томска Еловиковой М.И. на определение Советского районного суда г. Томска от 24 января 2020 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда
по делу № 2-2431/2018 по иску прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному казенному учреждению «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Томска», Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области о возложении обязанности оборудовать учреждение ограждением, профинансировать расходы на установку ограждения,
установила:
областное государственное казенное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Томска» (далее – ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска») обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Советского районного суда г. Томска от 11.10.2018 по гражданскому делу № 2-2431/2018 до 31.12.2020.
В обоснование указало, что названным решением удовлетворен иск прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска», Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области о возложении обязанности по оборудованию учреждения ограждением в срок до 01.06.2019 и осуществлению финансирования указанных работ. Определением Советского районного суда г. Томска от 19.07.2019 ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» предоставлена отсрочка его исполнения до 31.12.2019. Работы по строительству ограждения производятся в соответствии с Порядком организации строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов, финансируемых полностью или частично с привлечением средств областного бюджета, утв. распоряжением Администрации Томской области от 24.04.2013 № 357-ра. В соответствии с указанным Порядком после согласования с Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области 19.06.2019 в ОГКУ «Облстройзаказчик» была направлена заявка на подготовку технического задания на основании которого определяется сметная стоимость строительства и изготавливается проектно-сметная документация. Техническое задание было подготовлено 28.08.2019, после чего в сентябре 2019 года ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» заключило договор с ООО «Электромонтаж» на изготовление проектно-сметной документации на строительство ограждения в срок до 30.11.2019. В связи с невозможностью проведения экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта до окончания 2019 года, договор с ООО «Электромонтаж» расторгнут, работы по изготовлению проектно-сметных работ перенесены на начало 2020 года. В настоящее время Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области подготовлена и направлена бюджетная заявка на финансирование строительства в 2020 году. Поскольку в 2019 году лимиты бюджетных обязательств на строительство ограждения не выделялись, исполнить решение не представлялось возможным. Выделение финансирования позволит до 31.12.2020 закончить проектно-сметные работы, направить заявку на аукцион и установить ограждение.
В судебном заседании представители ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» Дерешева С.Ю. и Бортникова О.П. заявление поддержали.
Представитель Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Грачева О.С. против удовлетворения заявления не возражала.
Помощник прокурора Советского районного суда г. Томска Еловикова М.И. против предоставления отсрочки возражала.
Обжалуемым определением на основании ст. 203, 224-225, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление удовлетворено частично, ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» предоставлена отсрочка исполнения решения до 30.08.2020.
В представлении помощник прокурора Советского района г. Томска Еловикова М.И. просит определение отменить, разрешить вопрос по существу, отказав в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в полном объеме.
В обоснование указывает, что заявителем не были представлены доказательства того, что работы по установке ограждения будут профинансированы в 2020 году, точные дата и размер выделяемых сумм в заявлении не приведены.
Судом не учтено, что ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» является объектом с массовым пребыванием детей и возложенная решением обязанность по установлению ограждения направлена на обеспечение их безопасности.
Полагает, что предоставление отсрочки нарушает баланс прав и законных интересов взыскателя и должников, не обеспечивает исполнение судебного постановления в разумные сроки.
В возражениях и отзыве представитель ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» Дерешева С.Ю., представитель Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Паздерина Н.Н. просят определение суда оставить без изменения, представление помощника прокурора – без удовлетворения.
На основании ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив представленные материалы, проверив законность и обоснованность определения суда по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 11.10.2018 на ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» возложена обязанность в срок до 01.06.2019 установить ограждение на части земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200010:281, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Тверская, 74/1, а на Департамент по вопросам семьи и детей Томской области – обязанность профинансировать указанные работы.
07.06.2019 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по Томской области возбуждено исполнительное производство № 40962/19/70024-ИП.
Определением Советского районного суда г. Томска от 19.07.2019 ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2019, в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области отказано.
Согласно представленным в дело письменным доказательствам, пояснениям представителей ответчиков в период с октября 2018 года по дату обращения с рассматриваемым заявлением 25.12.2019 предпринимались следующие действия для исполнения судебного решения.
28.09.2018 Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области в рамках ведомственной целевой программы «Организация работы по развитию форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» увеличены бюджетные ассигнования на проведение срочных работ по усилению конструкций, имеющих недопустимое техническое состояние, на сумму 700000 руб.
29.09.2018 ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» заключило с ООО «Авангард-Проект» договор на выполнение работ по разработке проектной документации на проведение текущего ремонта ограждения территории.
19.10.2018 ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» сформирована текущая заявка на проведение открытого аукциона на выполнение работ по текущему ремонту ограждения.
07.11.2018 Департаментом государственного заказа Томской области заявка направлена на доработку с рекомендацией перенести срок окончания работ на 2019 год.
12.11.2018 в размещении заявки закупки отказано.
19.12.2018 ООО «Авангард-Проект» передал ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» проектную документацию на выполнение работ по текущему ремонту ограждения без получения заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта. Учреждение оплатило услуги ООО «Авангард-Проект» в размере 45748,43 руб.
В связи с окончанием финансового года, выделенные бюджетные ассигнования на выполнение работ по ремонту ограждения не были израсходованы в полном объеме.
Согласно письму директора ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» от 26.11.2018 № 212 полученные и израсходованные в 2018 году денежные средства на оборудование территории ограждением Центр обязался изыскать из утвержденных лимитов на 2019 год.
В феврале 2019 года проектно-сметная документация была направлена в ОГКУ «Облстройзаказчик» для заключения. В утверждении положительного заключения было отказано, поскольку проектно-сметная документация содержала элементы капитального ремонта ограждения.
12.04.2019 ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» обратилось в ОГКУ «Облстройзаказчик» с просьбой включить ограждение в акт общего осмотра здания учреждения, которое включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо проведение капитального ремонта в 2019 году, с целью последующего составления технического задания.
21.06.2019 после согласования с Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» направило заявку в ОГКУ «Облстройзаказчик» для подготовки технического задания на выполнение работ по объекту: «Строительство ограждения территории ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска».
02.08.2019 техническое задание, на основании которого должна быть изготовлена проектно-сметная документация, передано ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска».
16.09.2019 ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» заключило с ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖ» договор на изготовление проектно-сметной документации сроком до 30.11.2019, обязательным условием которого являлось получение подрядчиком положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта.
28.11.2019 ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» направило в Департамент архитектуры и строительства Томской области письмо с просьбой разъяснить является ли необходимой экспертиза достоверности определения сметной стоимости строительства ограждения, указать организации, уполномоченные на проведение проверки.
04.12.2019 в связи с невозможностью получения положительного заключения достоверности определения сметной стоимости строительства ограждения до окончания финансового года ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» расторгло договор, заключенный с ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖ», по соглашению сторон.
27.12.2019 ООО «ТЦЦС» утверждено положительное заключение по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта благоустройства (ограждения территории) ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска».
13.01.2019 ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» и ООО «ЭЛЕКТРОМОНТАЖ» заключили договор на изготовление проектной документации: «Строительство ограждения территории ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» по адресу: г. Томск, ул. Тверская, 74/1».
Представляя отсрочку исполнения решения до 30.08.2020, суд первой инстанции исходил из того, что ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» ко дню рассмотрения заявления об отсрочке предприняло меры, направленные на исполнение решения Советского районного суда г. Томска, однако в установленный срок не исполнило его по объективным причинам.
С таким выводом и его обоснованностью согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Как разъяснено в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
В п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» закреплено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом суд оценивает все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
При рассмотрении требований об отсрочке исполнения решения суда бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основаниями для ее предоставления, лежит на заявителе.
В качестве основания к отсрочке заявитель указал на поэтапность и длительность подготовки и согласования строительных работ, финансируемых за счет бюджета области, необходимость соблюдения требований бюджетного законодательства, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из материалов дела, должник не уклоняется от исполнения решения суда.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, задержка исполнения судебного акта во многом связана с неэффективностью предпринимаемых ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» мер, связанных с организацией подготовки строительства.
Так, согласно ответу Департамента по вопросам семьи и детей Томской области № 58-02-2768 от 22.11.2019 на запрос ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» о выделении финансирования строительства ограждения территории учреждения, при выделении денежных средств из бюджета области в 2018 году в размере 750000 руб. администрацией ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» не были проработаны следующие вопросы: каким видом имущества является ограждение территории Центра; по какому виду работ должна быть осуществлена установка ограждения; по разработке проектно-сметной документации. В результате оплата по договору № 03/10-18 от 29.11.2018 с ООО «АВАНГАРД-Проект» в сумме 45748,43 руб. является неэффективным использованием бюджетных ассигнований, выделенные средства в оставшейся сумме не израсходованы и перераспределены на другие виды расходов при обязательстве ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» изыскать бюджетные средства на ограждение территории за счет текущей сметы на 2019 год.
Обоснованность изложенных в письме выводов подтверждается пояснениями заявителя о предпринятых учреждением действиях в период с октября 2018 года по январь 2020 года, представленными в дело доказательствами.
Отсутствие выделенных бюджетных средств не может быть признано в качестве обстоятельства, затрудняющего исполнение судебного акта. Должник в любом случае должен принимать надлежащие меры для исполнения обязанностей, возложенных на него решением суда, учитывать в своей деятельности необходимость финансирования исполнения таких обязанностей.
Соблюдение процедуры и сроков, предусмотренных Порядком организации строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов, финансируемых полностью или частично с привлечением средств областного бюджета, утв. распоряжением Администрации Томской области от 24.04.2013 № 357-ра, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не относится к исключительным обстоятельствам, препятствующим исполнению решения суда, не свидетельствуют о чрезвычайном, непредвиденном характере указанных обстоятельств, учитывая, что о необходимости установить по периметру территории ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» ограждение ответчику было известно с октября 2017 года.
Как следует из ответа ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» от 18.10.2017 № 89 на представление прокурора Советского района г. Томска решение вопроса об установлении ограждения было запланировано на 2018 год, для этой цели в смету учреждения были заложены средства, проводилась работа со спонсорами об оказании благотворительной помощи.
При таких данных суд апелляционной инстанции не может признать приведенные ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» обстоятельства в качестве исключительных, позволяющих применить отсрочку.
Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов, в данном случае несовершеннолетних воспитанников ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» фактически на неопределенный срок, поскольку доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что до конца 2020 года территория учреждения будет ограждена, заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу – оставлением заявления ОГКУ «ЦПДОБПР г. Томска» без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда
определила:
представление помощника прокурора Советского района г. Томска Еловиковой М.И. удовлетворить, определение Советского районного суда г. Томска от 24 января 2019 года отменить, разрешить вопрос по существу.
Областному государственному казенному учреждению «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Томска» в предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда г. Томска от 11 октября 2018 года по гражданскому делу № 2-2431/2018 по иску прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному казенному учреждению «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Томска», Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области о возложении обязанности оборудовать учреждение ограждением, профинансировать расходы на установку ограждения, отказать.
Председательствующий