Судья Глушкова Ю.В.
Дело № 33-18/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 апреля 2015 года
г. Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Гылкэ Д.И.,
ФИО1,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Негосударственного частного культурного учреждения «Центр культуры и искусства НТМК» об оспаривании решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области
по апелляционной жалобе представителя заявителя Негосударственного частного культурного учреждения «Центр культуры и искусства НТМК» ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.07.2014.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя НЧКУ «Центр культуры и искусства НТМК» ФИО2, представителей заинтересованного лица Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ФИО3, ФИО4, судебная коллегия
установила:
Заявитель Негосударственное частное культурное учреждение «Центр культуры и искусства НТМК» (далее – НЧКУ «ЦКиИ НТМК») обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – ГУ МЮ РФ по Свердловской области) об отказе в регистрации изменений, вносимых в Устав НЧКУ «ЦКиИ НТМК», изложенного в уведомлении ( / / ) № №. В обоснование требований указал, что ( / / ) Главным управлением Министерства юстиции РФ по Свердловской области в отношении НЧКУ «ЦКиИ НТМК» было вынесено повторное предупреждение № об устранении нарушения, выразившегося в осуществлении НЧКУ «ЦКиИ НТМК» предпринимательской деятельности, не указанной в его учредительных документах. Во исполнение указанного предупреждения заявитель обратился в ГУ МЮ РФ по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в Устав учреждения от ( / / ) Однако, в регистрации изменений НЧКУ «ЦКиИ НТМК» было отказано в связи с отсутствием в Уставе сведений об отнесении функций по утверждению финансового плана и внесению в него изменений к компетенции высшего органа управления НЧКУ «ЦКиИ НТМК», а также в связи с невозможностью дополнения Устава видом деятельности «деятельность ресторанов и кафе», поскольку данная деятельность носит возмездный характер и не может являться дополнительным видом экономической деятельности некоммерческой организации.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.07.2014 НЧКУ «ЦКиИ НТМК» в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель НЧКУ «ЦКиИ НТМК» ФИО2 просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что в п. № Устава НЧКУ «ЦКиИ НТМК» прямо предусмотрено утверждение учредителем сметы расходов Учреждения, которая и представляет собой финансовый план; вывод суда о том, что смета расходов является более узким документом по сравнению с финансовым планом не основано на нормах закона. Настаивает, что деятельность по предоставлению услуг общественного питания посредством кафе, в том числе продаже алкогольных напитков некоммерческими организациями, в частности учреждениями досуга и культуры, законодательством не запрещена и не противоречит целям создания Учреждения, доходы от такой деятельности направляются исключительно на достижение данных целей. Ссылается, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению услуги по организации досуга (код 122500) являются разновидностью услуг общественного питания (код 122000).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя НЧКУ «ЦКиИ НТМК» ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала; представители заинтересованного лица ГУ МЮ РФ по Свердловской области ФИО3 и ФИО4 просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в период с ( / / ) по ( / / ) осуществления ГУ МЮ РФ по Свердловской области плановой документарной проверки НЧКУ «ЦКиИ НТМК» выявлено, что в нарушение п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ «О некоммерческих организациях») Учреждением осуществлялась предпринимательская деятельность (функционирование кафе), не указанная в его учредительных документах, и противоречащая целям создания некоммерческой организации (л.д. 35-44).
По результатам проверки ( / / ) в адрес НЧКУ «ЦКиИ НТМК» вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных нарушений. ( / / ) в связи с неустранением нарушений п. 2 ст. 14, п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 3 ст. 50 ГК РФ, в том числе касающихся осуществления Учреждением предпринимательской деятельности, не соответствующей его учредительным документам и противоречащей целям создания некоммерческой организации, заместителем начальника ГУ МЮ РФ по Свердловской области в адрес Учреждения вынесено повторное предупреждение № (л.д. 33-34).
Решением учредителя НЧКУ «ЦКиИ НТМК» - ( / / ) ( / / ) принято решение об утверждении Устава НЧКУ «ЦКиИ НТМК» в новой редакции, где, в качестве одного из видов деятельности, осуществляемых НЧКУ «ЦКиИ НТМК» указано: «деятельности ресторанов и кафе» (л.д. 32).
( / / ) руководителем постоянно действующего исполнительного органа НЧКУ «ЦКиИ НТМК» М в ГУ МЮ РФ по Свердловской области представлено заявление о государственной регистрации вышеуказанных изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (л.д. 115-125).
По результатам рассмотрения указанного заявления заместителем начальника ГУ МЮ РФ по Свердловской области З. ( / / ) вынесено уведомление № об отказе в государственной регистрации заявленных изменений в Устав, в связи с их противоречием требованиям действующего законодательства и содержанием в документах недостоверных сведений. В обоснование отказа указано, что в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение вопросов об утверждении финансового плана и внесении в него изменений Уставом НЧКУ «ЦКиИ НТМК» к компетенции высшего органа управления не отнесено (основание по п.п. 1 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях). Кроме того, такой вид деятельности, как «деятельность ресторанов и кафе» (ОКВЭД 55.30) противоречит требованиям ст. 24, п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», поскольку носит возмездный характер и не может являться дополнительным видом экономической деятельности некоммерческой организации, противоречит целям ее создания (л.д. 6-8) (основание п.п. 1, 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Указанное уведомление об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы и является предметом проверки по настоящему делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
По смыслу статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании ненормативного акта, действия (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований НЧКУ «ЦКиИ НТМК» суд исходил из того, что поскольку Уставом Учреждения не предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа, все предусмотренные п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» вопросы, в том числе утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений составляют исключительную компетенцию высшего органа управления и обязательны для включения в Устав Учреждения. При этом утверждение учредителем сметы расходов, отражающей расходы за определенный период времени, не является равнозначным утверждению финансового плана, который в свою очередь отражает объем поступления и расходования денежных средств, баланс доходов и направления расходов. Кроме того, деятельность ресторанов и кафе, в том числе по реализации алкогольной продукции носит возмездный характер, в связи с чем не может являться дополнительным видом экономической деятельности некоммерческой организации, что подтверждено вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2014 по делу № А60-32901/2013, которым в удовлетворении требований НЧКУ «ЦКиИ НТМК» о признании повторного предупреждения ГУ МЮ РФ по Свердловской области № незаконным, отказано.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат законодательству Российской Федерации; если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
НЧКУ «ЦКиИ НТМК» является частным учреждением (п. № Устава).
В соответствии с п.п. 8 п. 3, п. 4 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме учреждений, к которым относятся, в том числе частные учреждения. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации.
Таким образом, частное учреждение для достижения целей, ради которых оно создано, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим целям.
Пунктом № Устава, утвержденного решением единственного учредителя ( / / ) учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации досуга работников ( / / ) досуга членов их семей, пенсионеров ( / / ) и населения ..., обеспечения всех необходимых условий для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. При этом в п. № Устава предусмотрено, что денежные и материальные средства Учреждения образуются за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93), утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, услуги по организации досуга (код 122500) являются разновидностью услуг общественного питания (код 122000).
В силу п. 25 ГОСТ Р 50647-2010 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного приказом Госстандарта от 30.11.2010 № 576-ст, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, кафе – предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, в том числе реализующее алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, табачные изделия.
Запрет на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, некоммерческими организациями, в том числе организациями культуры, законодательством не установлен.
В силу п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, при оказании ими услуг общественного питания.
При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что вид экономической деятельности 55.30 – «деятельность ресторанов и кафе» противоречит целям создания некоммерческой организации, в том числе частного учреждения культуры.
Судебная коллегия также учитывает, что постановлением Арбитражного суда Уральского федерального округа от 22.10.2014 решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2014 по делу № А60-32901/2013, выводы которого положены в основу решения суда первой инстанции, отменено, дело возвращено на новое рассмотрение. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2014 по делу № А60-32901/2013, повторное предупреждение ГУ МЮ РФ по Свердловской области от ( / / ) № в части выводов об осуществлении Учреждением предпринимательской деятельности, противоречащей его учредительным документам и целям создания некоммерческой организации, признано недействительным. Данное решение 01.04.2015 вступило в законную силу.
Поэтому в силу п. 3 ст. 61 ГПК РФ содержащиеся в нем выводы о том, что оказываемые НЧКУ «ЦКиИ НТМК» услуги кафе, включающие реализацию алкогольных напитков на основании полученной в установленном порядке лицензии, не противоречат целям, для достижения которых создано Учреждение, не должны доказываться и не могут оспариваться в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах отказ ГУ МЮ РФ по Свердловской области в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НЧКУ «ЦКиИ НТМК», по основанию п.п. 1, 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» в части дополнения таким видом деятельности, как «деятельность ресторанов и кафе» по причине её противоречия целям создания некоммерческой организации, является незаконным.
Пунктом 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлен перечень вопросов, отнесенных к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, в числе которых указано утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений. При этом учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение данного вопроса.
Как следует из Устава НЧКУ «ЦКиИ НТМК» в Учреждении не предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа. Пунктом № Устава НЧКУ «ЦКиИ НТМК» установлено, что высшим органом управления Учреждения является единственный учредитель Учреждения, которому директор Учреждения в соответствии с п. № Устава представляет на утверждение смету расходов Учреждения.
В п. № Устава, содержащем сведения о компетенции высшего органа управления Учреждения - единственного учредителя, действительно не указано на утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений. Между тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о противоречии Устава НЧКУ «ЦКиИ НТМК» законодательству Российской Федерации. Финансовый план представляет собой финансовый документ с постатейным структурированием всех видов доходов и расходов некоммерческой организации (смета доходов и расходов). Утверждение же сметы расходов в соответствии с п. № Устава возложено на Учредителя.
Кроме того, каких-либо изменений редакция Устава НЧКУ «ЦКиИ НТМК», утвержденная решением единственного учредителя от ( / / ), в части полномочий единственного учредителя по утверждению финансового плана (сметы) по сравнению с редакцией Устава от ( / / ), зарегистрированной Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области ( / / ), не содержит. С учетом изложенного отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в связи с противоречием положений п. № Устава действующему законодательству Российской Федерации нельзя признать правомерным.
Принимая во внимание, что отказ в государственной регистрации изменений в учредительные документы от ( / / ) № не соответствует закону и нарушает права НЧКУ «ЦКиИ НТМК» обжалуемое решение суда первой инстанции полежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 15.07.2014 отменить, принять новое решение. Признать незаконным отказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НЧКУ «ЦКиИ НТМК», изложенный в уведомлении от ( / / ) № №
Возложить на Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
ФИО1