Судья Чученкова Ю.Н. Дело № 33-1407/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2017 года г. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Новиковой Л.А.,
судей Сладковской Е.В., Дмитриевой Ю.М.,
при секретаре Никандровой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области на решение Печорского районного суда Псковской области от 20 июня 2017 года, которым постановлено:
Признать за ФИО1, *** года рождения, право на получение регионального материнского капитала в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ года третьего ребенка С.В..
Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать ФИО1 сертификат на региональный материнский капитал в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ года третьего ребенка С.В..
Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., объяснения представителя Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1обратилась в суд с иском к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Государственному казенному учреждению социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Печорского района» о признании права на получение регионального материнского капитала и возложении обязанности выдать сертификат на региональный материнский капитал.
В обоснование указывалось, что в связи с рождением третьего ребенка С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у нее возникло право на дополнительные меры поддержки в виде регионального материнского капитала, однако, в выдаче сертификата ей было отказано. В обоснование отказа указывалось на отсутствие документов, предоставляемых для получения сертификата на региональный материнский капитал, что не соответствует Закону Псковской области от 06.04.2011 № 1060-ОЗ, Положению о порядке предоставления регионального материнского капитала в редакции Постановления Администрации Псковской области от 09.02.2015 № 50. Считает отказ незаконным, нарушающим ее право на получение дополнительных мер поддержки, поскольку право возникло до вступления в силу изменений в законе, в связи с чем их действие на нее не распространяется, обратной силы Закон Псковской области в редакции от 11.12.2014 № 1466-ОЗ не имеет.
Истица в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя ФИО3, который заявленные требования поддержал, на удовлетворении иска настаивал. Акцентировал внимание на том, что Положением о порядке предоставления регионального материнского капитала срок подачи заявления не установлен.
Представитель Государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Печорского района» ФИО4 полагала иск не подлежащим удовлетворению, пояснив, что в нарушение установленного порядка истицей не были представлены свидетельство о браке, документы, подтверждающие указанные в заявлении доходы семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, что препятствует выдаче сертификата.
От Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в суд поступили возражения на доводы иска, где приведена позиция об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Невыполнение требований пункта 7 Положения о порядке предоставления регионального материнского капитала является основанием для возвращения заявления.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Со ссылкой на ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ указано, что Псковская область, как субъект Российской Федерации, вправе определять условия по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Заявитель считает, что истицей фактически ставится вопрос о внесении изменений в действующее правовое регулирование вопроса предоставления мер поддержки женщинам, родившим ребенка с 01 января 2011 года, и женщинам, у которых указанное право возникло после 01 января 2015 года. Ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда РФ, указывает, что придание закону обратной силы является прерогативой законодателя. Оспаривает выводы суда о возложении обязанности выдать сертификат на Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, поскольку в соответствии с п.п. 7, 8 Положения о порядке предоставления регионального материнского капитала ГГУ не уполномочено совершать действия по выдаче сертификата.
В суд апелляционной инстанции не явились ФИО1, представитель ГКУСО «Центр социального обслуживания Печорского района», извещены о слушании дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем неявка указанных лиц в силу ст. 167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Выслушав представителя Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ФИО2, изучив материалы дела, постановленное по делу решение в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью трех несовершеннолетних детей: С.М. , *** года рождения, С.С. , *** года рождения, С.В., *** года рождения.
19 августа 2016 года в связи с рождением третьего ребенка истица обратилась в Территориальный отдел Печорского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением о предоставлении дополнительной меры поддержки в форме регионального материнского капитала, приложив нотариально заверенные копии паспорта и свидетельства о рождении детей.
Письмом Государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Печорского района» от 18.01.2017 ФИО1 отказано в выдаче регионального материнского капитала в связи с непредоставлением полного пакета документов, предусмотренного Положением о порядке предоставления регионального материнского капитала в редакции постановления Администрации Псковской области от 09.02.2015 № 50.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал Закон Псковской области от 06.04.2011 № 1060-ОЗ, Закон Псковской области от 11 декабря 2014 года № 1466-ОЗ, Положение о порядке предоставления регионального материнского капитала, часть первую статьи 4 Гражданского кодекса РФ, оценил представленные по делу доказательства, и пришел к выводу о том, что у истицы право на получение регионального материнского капитала возникло до изменения нормативных правовых актов, регулирующих вопрос предоставления регионального материнского капитала, в связи с чем она не может быть лишена реализации ранее возникшего права в случае установления новых условий, отсутствовавших на момент возникновения права.
Выводы суда являются правильными, основаны на законе и материалах дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда в этой части.
В соответствии со статьей 1 Закона Псковской области от 06.04.2011 № 1060-ОЗ «О региональном материнском капитале» право на дополнительную меру поддержки в форме регионального материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) третьего и каждого последующего ребенка, начиная с 1 января 2011 года имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на территории Псковской области.
При возникновении права на дополнительную меру поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц (часть 2 статьи 1 Закона).
Основания прекращения права предусмотрены частями 3, 4 указанной статьи Закона, в числе которых предусмотрено отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на региональный материнский капитал; совершения умышленного преступления против личности получателями сертификата.
Указанная редакция Закона от 07.11.2014 действовала на момент рождения третьего ребенка истицы.
Исходя из анализа приведенных законоположений, юридическим фактом, с которым нормы права связывают возникновение правоотношений, является факт рождения (усыновления) третьего и последующих детей, начиная с 01 января 2011 года.
Поскольку третий ребенок ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года, то вывод суда первой инстанции о возникновении у истицы права на получение дополнительной меры поддержки в форме регионального материнского капитала в соответствии с Законом Псковской области от 06.04.2011 № 1060-ОЗ в редакции от 07.11.2014 является правильным.
Вывод суда согласуется с пунктом 3 Положения о порядке предоставления регионального материнского капитала, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 16.08.2011 № 316 в редакции № 1 от 16.08.2011, в соответствии с которым возникновение права на региональный материнский капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей).
Ни Закон Псковской области от 06.04.2011 № 1060-ОЗ, ни Постановление Администрации Псковской области от 16.08.2011 № 316 не содержат сроков обращения за выдачей сертификата, исходя из чего судебная коллегия полагает, что реализация права на получение дополнительной меры поддержки меры не поставлена в зависимость от даты обращения с заявлением о выдаче сертификата, являющегося в силу пункта 2 Положения о порядке выдачи правоподтверждающим документом.
Законом Псковской области от 11 декабря 2014 года № 1466-ОЗ (статья 2) в абзац первый пункта 1 статьи 1 Закона Псковской области от 06.04.2011 N 1060-ОЗ "О региональном материнском капитале" (с изменениями, внесенными Законом области от 07.11.2014 N 1441-ОЗ) внесены изменения, содержащаяся в указанном пункте норма изложена в новой редакции, согласно которой право на дополнительную меру поддержки в форме регионального материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Псковской области, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в Псковской области.
В соответствии со ст. 7 Закона Псковской области от 11.12.2014 N 1466-ОЗ изменения вступают в силу с 01 января 2015 года.
В этой связи претерпел изменение и пункт 7 Положения о порядке выдачи регионального материнского капитала в части перечня документов, предоставляемого с целью получения сертификата, в перечень включены документы, подтверждающие указанные в заявлении доходы семьи заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления.
Постановлением Администрации Псковской области от 09 февраля 2015 г. № 50 абзац первый пункта 3 Положения изложен в новой редакции, согласно которой право на региональный материнский капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Псковской области, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в Псковской области.
Постановление от 09 февраля 2015 г. № 50 вступило в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 г. (статья 2).
Таким образом, законодателем изменены основания возникновения права на дополнительные меры социальной поддержки – проживание в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, которое распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года, в связи с чем к ФИО1, третий ребенок которой родился до указанной даты, не применимо.
Тот факт, что истица обратилась 19 августа 2016 года, не имеет юридического значения, поскольку с ним не связано возникновение права.
Иное повлечет неравенство в подходе к возникновению права у субъектов права, родивших (усыновивших) третьего или последующих детей и обратившихся до 01 января 2015 года, и лиц, у которых ребенок родился в тот же срок, но обратившихся после изменения закона.
В этой связи обращение истицы после 01 января 2015 года не может ограничивать ее право на получение сертификата на региональный материнский капитал.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы опровергаются изложенным выше, основаны на ошибочном толковании закона, поскольку действие нормативных правовых актов в новой редакции на отношения, возникшие до 01 января 2015 года, не распространено, другими словами, действующая редакция не имеет обратной силы.
Вместе с тем, признавая за истицей право на получение регионального материнского капитала, суд первой инстанции неправомерно возложил обязанность выдать сертификат на Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области.
Доводы апелляционной жалобы в этой части являются обоснованными, поскольку в соответствии с пунктами 7, 8, 10, 11 Положения о порядке предоставления регионального материнского капитала полномочиями по рассмотрению и принятию решения о выдаче сертификата наделены территориальные управления Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области или уполномоченные Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области учреждения.
Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании представитель Государственного казенного учреждения социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Печорского района», которая пояснила, что решение о выдаче сертификата принимает учреждение (л.д. 39).
В суде апелляционной инстанции представитель ГГГУ социальной защиты населения Псковской области ФИО2 также пояснил, что в соответствии с приказом уполномоченным выдавать сертификаты учреждением является ГКУСО «Центр социального обслуживания Печорского района».
Суждение суда о том, что применяется порядок, действовавший на момент возникновения права, является ошибочным, недействующая редакция закона не может быть применена при определении лица, правомочного выдать сертификат.
Поскольку у суда отсутствовали основания для возложения обязанности на Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать истице сертификат на региональный материнский капитал, судебная коллегия считает необходимым вмешаться в постановленное по делу решение, изменив его в этой части и возложив эту обязанность на Государственное казенное учреждение социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Печорского района».
Руководствуясь ст.ст.328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Печорского районного суда Псковской области от 20 июня 2017 года изменить в части возложения на Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области обязанности выдать ФИО1 сертификат на региональный материнский капитал, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать Государственное казенное учреждение социального обслуживания Псковской области «Центр социального обслуживания Печорского района» выдать ФИО1 сертификат на региональный материнский капитал в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ года третьего ребенка С.В..
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области без удовлетворения.
Председательствующий: Новикова Л.А.
Судьи: Сладковская Е.В.
Дмитриева Ю.М.