Судья Аврамова Н.В. Дело № 33 –1407/2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Черновой Н.А.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 28 мая 2013 года гражданское дело по иску Витязева А.М., Витязевой Е.В. к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) и о признании права на получение указанной выплаты
по апелляционной жалобе Главного управления образования Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 февраля 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования Витязева А.М. и Витязевой Е.В. к Главном управлению образования Курганской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) и о признании права на получение указанной выплаты, удовлетворить.
Признать незаконным решением Главного управления образования Курганской области от <...> об отказе в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) Витязеву А.М. и Витязевой Е.В..
Признать право Витязева А.М. и Витязевой Е.В. на получение материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), предусмотренного подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Курганской области.».
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя Главного управления образования Курганской области по доверенности Художитковой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Витязев А.М., Витязева Е.В. обратились в суд с иском к Главному управлению образования Курганской области об отмене решения от <...> об отказе в предоставлении материнского капитала, признании права на его получение.
В обоснование иска указали, что <...> обратились к ответчику с просьбой о предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), предоставив при этом документы, подтверждающие приобретение ими строящегося жилья в рамках целевой программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 годы». Однако <...> ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении субсидии. <...> в адрес истцов поступило уведомление об отказе в предоставлении субсидии. Причиной принятия решения об отказе указан тот факт, что задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья возникает после заключения кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией, а у Витязевых данная задолженность в рамках одной из вышеуказанных программ возникла после рождения ребенка. Полагали, что при принятии решения не было учтено, что ранее в ноябре 2011 года истцы обращались в ООО «СМУ КПД» по поводу приобретения жилья, после беседы с сотрудником ООО «СМУ КПД» истцы были направлены в открытое акционерное общество «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» (далее ОАО «КИЖК») с рекомендательным письмом о рассмотрении вопроса о возможности участия истцов в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области». В ноябре-декабре 2011 года в ОАО «КИЖК» были предоставлены все необходимые документы и в декабре 2011 года было дано согласие на участие истцов в программе. Сотрудниками ОАО «КИЖК» истцам было выдано письмо в ОАО «Сбербанк» с целью рассмотрения вопроса о предоставлении истцам ипотечного кредита. Таким образом, в декабре 2011 года истцы выполнили все условия, необходимые для заключения договора оказания услуг с исполнителем целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011-2015 годы» ОАО «КИЖК» и в соответствии с частью 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации письменная форма договора между ОАО «КИЖК» и истцами считается соблюденной. Однако сотрудники ОАО «КИЖК» по неизвестным причинам не заключали с истцами договор оказания услуг, заключив его только <...>, уже после рождения ребенка Витязева Михаила, <...>. В связи с чем, истцы не смогли представить договор оказания услуг от <...> ответчику, что и стало причиной для отказа в предоставлении субсидии при рождении (усыновлении) ребенка, поскольку согласно приложению 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области» приобретенным (построенным, строящемся) в рамках указанных целевых программ Курганской области жилье считается с момента заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора купли-продажи и договора оказания услуг с исполнителем указанных целевых программ Курганской области.
Впоследствии исковые требования истцы изменили, просили признать незаконным решение Главного управления образования Курганской области от <...> об отказе в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) Витязеву А.М., Витязевой Е.В., признать за истцами право на получение материнского капитала, предусмотренного подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Курганской области».
В судебном заседании истец Витязева Е.В. измененные исковые требования поддержала, пояснила, что при представлении в ОАО «КИЖК» всех необходимых документов, фактически был заключен договор между истцами и ОАО «КИЖК», наличие несогласованности при оформлении документов между ОАО «КИЖК» и ООО «СМУ КПД» не может являться основанием для отказа истцам в возможности участия в подпрограмме и не должно негативно влиять на права и интересы их семьи. Фактически услуги ОАО «КИЖК» истцам как участникам подпрограммы данным обществом предоставлены и истцами были оплачены, что подтверждено договором оказания услуг и документами об оплате услуг ОАО «КИЖК».
Истец Витязев А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области по доверенности Художиткова Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, указанным в письменном отзыве. Пояснила, что на момент рождения ребенка семья не могла считаться приобретшей жилье в рамках целевой программы, поскольку истцами был заключен только договор долевого участия в строительстве жилья и не был заключен кредитный договор с банком, который подтверждал бы наличие непогашенной задолженности по кредитному обязательству на приобретение жилья, что в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» не позволяет признать право за истцами на участие в данной подпрограмме.
Представитель третьего лица ООО «СМУ КПД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ОАО «КИЖК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что <...> с истцами был заключен договор на оказание услуг, выдано рекомендательное письмо в банк о выдаче семье истцов кредита на приобретение жилья в рамках целевой Программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 – 2015 годы». <...> между истцами и ОАО «Сбербанк России» заключен кредитный договор. Таким образом, сотрудничество истцов с ОАО «КИЖК» в ноябре-декабре 2011 года позволило гражданам в дальнейшем в короткие сроки оформить кредитный договор и приобрести жилье на льготных условиях в рамках указанной Программы.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Главное управление образования Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Настаивает на том, что решением комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» молодой семье Витязевых было обоснованно отказано в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) в связи с отсутствием на момент рождения ребенка жилья, приобретенного в рамках ипотечной программы. Не соглашается с выводом суда о том, что подпрограмма не определяет с какого момента гражданин становится участником Программы. Указывает, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка предоставления материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области» приобретенным (построенным, строящимся) в рамках указанных целевых программ Курганской области жилье считается с момента заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией, заключенного в рамках указанных целевых программ Курганской области. При этом, согласно подпункту 4 пункта 2 указанного Порядка на момент обращения у одного или обоих родителей должна быть непогашенная задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых Программ Курганской области, указанных в подпункте 2 настоящего пункта. На момент рождения ребенка В.М., <...>, истцами был заключен только договор участия в долевом строительстве от <...>, кредитный договор с банком заключен не был. Участником целевой Программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 – 2015 годы» истцы стали только <...>, когда был заключен кредитный договор, то есть после рождения ребенка. Полагает, что семья Витязевых на момент рождения ребенка не приобрела жилье в рамках указанной целевой программы, следовательно, она не могла быть признана участником подпрограммы.
В отзыве на апелляционную жалобу Витязев А.М., Витязева Е.В. просят оставить решение Курганского городского суда Курганской области от <...> без изменения, не соглашаются с доводом апелляционной жалобы Главного управления образования Курганской области о том, что для участия в подпрограмме необходимо чтобы на момент рождения ребенка молодой семьей было приобретено жилье посредством заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией. Полагают, что наличие кредитного договора обязательно только при заключении договора купли-продажи жилья.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главного управления образования Курганской области по доверенности Художиткова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить с принятием решения об отказе в удовлетворении иска.
Истцы Витязев А.М., Витязева Е.В., представители третьих лиц ООО «СМУ КПД» и ОАО «КИЖК» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и возражений истцов, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Витязев А.М. с <...> состоит в зарегистрированном браке с Витязевой Е.В.
<...> Витязев А.М., Витязева Е.В. заключили договор участия в долевом строительстве №/к, по которому застройщик общество с ограниченной ответственностью СУ «Артекс» (далее ООО СУ «Артекс»), действующее через ООО «СМУ КПД», обязуется построить 17-этажный жилой дом в группе многоэтажных жилых домов, расположенный по адресу: <адрес>. Объект долевого строительства представляет собой трехкомнатную <адрес>, общей площадью 89,63 кв.м, (2 лоджии, балкон), расположенную на 3 этаже, а также долю в общем имуществе пропорционально размеру общей площади указанной квартиры. На момент подписания договора цена договора составляет <...> руб., из которых <...> руб. уплачиваются участниками долевого строительства за счет собственных средств и <...> руб. за счет ипотечного кредита, предоставляемого Курганским отделением № Сбербанка России, перечисляемого на расчетный счет ОАО «КИЖК» для дальнейшего перечисления застройщику.
<...> у Витязева А.М. и Витязевой Е.В. родился ребенок В.М.
<...> между Витязевым А.М., Витязевой Е.В. и ОАО «КИЖК» заключен договор оказания услуг № №, по условиям которого ОАО «КИЖК» обязалось в рамках областной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 – 2015 годы» определить возможность участия истцов в областной программе и предварительные параметры кредита, оказать содействие в получении и перечислении ипотечного кредита на строительство трехкомнатной <адрес> общей проектной площадью 101,05 кв.м, расположенной на 3 этаже в строящемся 17-этажном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> – <адрес> в <адрес>, стоимостью <...> руб. по договору участия в долевом строительстве ООО «СМУ КПД», а также оплачивать за счет бюджетных средств разницу между кредитной ставкой банка и реальной процентной ставкой по ипотечному кредиту, выданному клиенту, при наличии у корпорации денежных средств, перечисленных из бюджета Курганской области специально для указанной оплаты.
ОАО «КИЖК» <...> Витязевой Е.В. разъяснены условия предоставления льготного ипотечного кредита в рамках областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования с параметрами кредита (сумма <...>. под <...> годовых, сумма <...> руб. под <...> годовых сроком на <...> месяцев).
<...> между Витязевым А.М., Витязевой Е.В. и открытым акционерным обществом «Сбербанк России» (далее ОАО «Сбербанк России») был заключен договор об открытии невозобновляемой кредитной линии №, по условиям которого сумма кредита перечислена на расчетный счет ОАО «КИЖК».
Таким образом, молодая семья Витязевых приняла участие в целевой Программе Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 – 2015 годы».
<...> Витязева Е.В. обратилась в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области», в котором указала, что порядок и условия участия в указанной подпрограмме ей разъяснены.
Решением Главного управления образования Курганской области № от <...> молодой семье Витязевых отказано в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), о чем <...> направлено уведомление.
Принимая решение о признании принятого ответчиком решения незаконным и признании за Витязевым А.М., Витязевой Е.В. права на получение материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), предусмотренного подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области», суд первой инстанции пришел к выводам о том, что истцы соответствуют условиям, предусмотренным подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы в редакции Постановлений Правительства Курганской области от <...>№ и <...>№, действовавшей в период спорных правоотношений, поэтому истцы имеют право на получение указанной субсидии.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда ошибочными как основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции.
В рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи Постановлением Курганской областной Думы от <...>№ утверждена целевая программа Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области», приложением № к которой является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы».
Заказчиком подпрограммы выступает Правительство Курганской области.
Целью указанной подпрограммы является предоставление государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы.
Задачи подпрограммы: обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (далее – социальные выплаты); предоставление молодым семьям дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка; предоставление молодым семьям материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка); создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета, за счет средств местных бюджетов (по согласованию), за счет средств иных источников финансирования, привлеченных в соответствии с действующим законодательством.
Участие в подпрограмме предполагает заявительный порядок.
Истцы обратились с заявлением в Главное управление образования Курганской области с целью принять участие в подпрограмме для предоставления материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета <...>.
На момент возникновения правоотношений сторон подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области» действовала в редакции Постановлений Правительства Курганской области от <...>№, от <...>№ и от <...>№.
В приложении № к подпрограмме содержится Порядок, устанавливающий правила предоставления материнского капитала (субсидий при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области» - (далее Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка материнский капитал (субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующей следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет;
2) на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках одной из следующих целевых Программ Курганской области:
областной целевой Программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2001 – 2005 годы»;
областной целевой Программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 – 2010 годы и на перспективу до 2015 года»;
целевой Программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 – 2015 годы»;
целевой Программы Курганской области «Социальное развитие села Курганской области до 2012 года».
Для целей настоящего Порядка приобретенным (построенным, строящимся) в рамках указанных целевых программ Курганской области жилье считается с момента заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией, заключенного в рамках указанных целевых программ Курганской области;
3) оба родителя (в неполной молодой семье – один родитель) на момент рождения (усыновления) ребенка являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированными по месту жительства на территории Курганской области;
4) у одного или обоих родителей имеется непогашенная задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых Программ Курганской области, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
5) молодая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№, и в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№.
Материнский капитал (субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка единовременно при условии, что молодая семья соответствует условиям, изложенным в пункте 2 Порядка.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основанием для принятия решения об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) является несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка.
Таким образом, закрепив право молодых семей на получение за счет средств областного бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Курганская областная Дума и Правительство Курганской области, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы, предусмотрели и специальные условия для получения выплаты, в том числе такое обстоятельство как наличие на момент рождения (усыновления) ребенка приобретенного (построенного, строящегося) жилья в рамках указанных целевых Программ Курганской области, которым жилье считается с момента заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией, заключенного в рамках указанных целевых программ Курганской области.
Принимая во внимание, что финансовое обеспечение подпрограммы ограничено общим объемом финансирования, отказ в получении социальной выплаты в случае несоответствия молодой семьи условиям ее предоставления соответствует адресному и целевому характеру использования бюджетных средств, а также отвечает целям и задачам областной подпрограммы.
Поскольку на момент рождения ребенка кредитный договор с кредитной организацией в рамках указанных в подпрограмме целевых программ Курганской области Витязевым А.М., Витязевой Е.В. заключен не был, истцы не приобрели право на предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Витязева А.М., Витязевой Е.А. к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), признании права на получение указанной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Поскольку принятое по делу решение суда не соответствует требованиям закона, оно подлежит отмене в апелляционном порядке с принятием нового решения об отказе истцам в удовлетворении иска.
Доводы возражений истцов на апелляционную жалобу являются несостоятельными, так как основаны на неправильном применении и толковании закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Курганского городского суда Курганской области от 13 февраля 2013 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Витязеву А.М., Витязевой Е.В. к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), признании права на получение указанной выплаты отказать.
Судья – председательствующий: Е.В. Прасол
Судьи: С.В. Тимофеева
Н.А. Чернова