ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1408 от 06.03.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-1408

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Хабаровск 06 марта 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Т.А.Разуваевой

судей И.К.Ющенко, Г.И.Федоровой

при секретаре Ю.Л.Гладких

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова В. И. к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение сроков выплат при увольнении, премии за ДД.ММ.ГГГГ, денежной компенсации неиспользованных дней отдыха при нахождении в командировках, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе представителя Минвостокразвития России Черных И.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 24 ноября 2014 года.

Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения представителя Минвостокразвития России Григорьевой Ю.Б., Федорова В.И., представителя Федорова В.И. – Федоровой Г.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Федоров В.И. обратился в суд с иском к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании денежного содержания, компенсации за несвоевременную выплату, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за неиспользованные дни отдыха за работу в выходные дни, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что приказом Минвостокразвития России от ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность <данные изъяты> Минвостокразвития России. ДД.ММ.ГГГГ контракт с ним расторгнут в связи с сокращением должности. При увольнении ему выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Полагает, что расчет выплат произведен работодателем неправильно, в связи с чем просил взыскать с ответчика недоплаченное выходное пособие в размере <данные изъяты> и недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию за неиспользованные дни отдыха во время работы в выходные дни в командировках в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию за нарушение работодателем срока выплат при увольнении в размере <данные изъяты>, премию за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, расходы по оплате справки в размере <данные изъяты>.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 24 ноября 2014 года исковые требования Федорова В.И. удовлетворены частично.

С Минвостокразвития России в пользу ФИО1 взыскано денежное содержание (выходное пособие) в размере <данные изъяты>, компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, денежная компенсация за нарушение сроков выплат при увольнении в размере <данные изъяты>, компенсация неиспользованных дней отдыха за работу в выходные дни в размере <данные изъяты>, премия за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>, расходы на получение справки в размере <данные изъяты>, а всего - <данные изъяты>

В апелляционной жалобе представитель Минвостокразвития России ФИО2 просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает, что сумма месячного денежного содержания истца рассчитана в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 года № 562. В расчет размера денежного содержания включена сумма премий в размере 1/12 от фактически начисленных сумм, а дополнительное материальное стимулирование, выплаченное истцу в ДД.ММ.ГГГГ не является премией и не должно включаться в указанный расчет. Необоснованно судом произведен перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск исходя из среднемесячного числа календарных дней 29,3, поскольку на момент расторжения служебного контракта с истцом действовало среднемесячное число календарных дней 29,4 в рамках Правил № 562. Неправомерно взысканы расходы за работу в выходные дни, так как истец не осуществлял работу в выходные дни во время нахождения в командировках. Премирование по итогам работы за квартал не носит обязательного характера, выплачивается по решению работодателя и зависит от выполнения работником особо важных и сложных задач. Поскольку все выплаты произведены истцу правомерно и в установленный трудовым законодательством срок, суд необоснованно удовлетворил требования о взыскании компенсации за несвоевременную выплату и компенсации морального вреда.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность <данные изъяты> Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в государственном органе на основании п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении ФИО1 выплачена компенсация в виде четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>, исходя из среднего заработка в размере <данные изъяты> в месяц.

Удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика денежного содержания в размере <данные изъяты>, суд исходил из того, что при увольнении ФИО1 в расчет размера денежного содержания ответчиком необоснованно не была включена сумма дополнительного стимулирования, начисленная и полученная истцом за 12 месяцев, предшествующих увольнению, которая входит в систему оплаты труда.

С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.

Согласно п.8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ "О государственной гражданской службе" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (часть 3.1. Закона).

Согласно ч.2 ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими гостайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В пункте 2 Правил указано, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Из пункта 8 Правил следует, что в случаях, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил (т.е. при увольнении по сокращению должности) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Из материалов дела (расчетный листок за ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ было выплачено единовременное дополнительное материальное стимулирование в размере <данные изъяты> на основании постановления Правительства РФ № 551-17 от 01.07.2013 года о распределении бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», между федеральными государственными органами на осуществление материального стимулирования гражданских служащих центральных аппаратов сверх установленного фонда оплаты их труда.

Поскольку ассигнования федерального бюджета, выделенные федеральным государственным органам на основании постановления № 551-17, не включаются в фонд оплаты труда государственных гражданских слудащих этих органов, не относятся к обязательным и регулярным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда государственных гражданских служащих, следовательно, средства, выплаченные гражданским служащим в виде дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не учитываться при исчислении размера денежного содержания, сохраняемого на периоды, установленные Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При таком положении у суда первой инстанции правовые основания для включения в расчет среднего заработка истца разовой выплаты по дополнительному материальному стимулированию в размере <данные изъяты>, и, соответственно, для взыскания недоплаченных сумм денежного содержания за четыре месяца отсутствовали.

Представленное в материалы дела письмо Министерства финансов РФ за подписью ФИО3 с разъяснениями о том, что к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует отнести суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 238-7 от 27.03.2014года, противоречит содержанию постановления Правительства РФ по вопросам выделения ассигнований на указанные цели, где оговорено, что данные средства выплачиваются сверх установленного фонда оплаты труда. Позиция Минфина РФ, изложенная в письме от 15.07.2014г. № 14-04-05/34482, о включении дополнительного материального стимулирования государственных гражданских служащих в денежное содержание (средний заработок), диаметрально противоположна ранее данным разъяснениям в письме от 11.04.2014 года № 14-04-04-16765, противоречит содержанию и смыслу статьи 50 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», влечет необходимость дополнительного финансирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих за счет средств федерального бюджета, которое бюджетом на 2013 и 2014 год не предусмотрено.

Кроме того, указанные разъяснения даны Министерством финансов РФ за пределами своей компетенции, так как в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ от 30.06.2004г. № 329 Минфином РФ не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на Министерство возложена соответствующая обязанность. Право давать разъяснения по применению положений Федерального закона № 79-ФЗ, Указа Президента РФ от 25 июля 2006г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» и других нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, изданных по вопросам оплаты труда гражданских служащих, Министерству финансов РФ не предоставлялось.

Также из материалов дела следует, что при увольнении ФИО1 выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (81,5 кал. дней) в размере <данные изъяты>

Разрешая требования истца о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете среднего заработка истца незаконно не была учтена выплаченная в ДД.ММ.ГГГГ сумма дополнительного материального стимулирования в размере <данные изъяты>. (л.д. 102), а также из того, что с ДД.ММ.ГГГГ расчетное количество календарных дней для исчисления среднего дневного заработка составляет 29,3 (ч.4 ст. 139 ТК РФ в редакции Федерального закона от 02.04.2014 г.), в связи с чем произвел перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск.

Вместе с тем, исчисление денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562.

Согласно данному пункту Правил в редакции, действовавшей на момент расторжения служебного контракта с ФИО4, среднемесячное число календарных дней, используемое при исчислении денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска устанавливалось в размере 29,4.

Постановлением № 642 в данный пункт Правил внесены изменения в части замены среднемесячного числа календарных дней на 29,3.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что вопросы исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих регулируются специальным законодательством Российской Федерации о гражданской службе, до 22 июля 2014 г. (дата вступления в силу постановления № 642) при исчислении денежного содержания федерального гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчета денежной компенсации за неиспользованные отпуска использовалось среднемесячное число календарных дней в размере 29,4.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для перерасчета компенсации за неиспользованный отпуск у суда первой инстанции не имелось.

Также заслуживают внимания доводы жалобы о неправомерности взыскания судом денежной компенсации за нахождение истца в командировках в выходные и праздничные дни и о взыскании премии за ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за нахождение в командировках в выходные и праздничные дни, суд исходил их того, что выходные дни были включены работодателем в срок командировки истца независимо от времени убытия и прибытия истца из командировки, в связи с чем указанные дни подлежат оплате в двойном размере.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с п.1 ст.52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным гражданским служащим гарантируется возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно Указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 г. № 813 утвержден «Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих».

Согласно п.33 Порядка на гражданских служащих, находящихся в служебной командировке, распространяется режим служебного времени тех государственных органов (организаций), в которые они командированы.

Из материалов дела следует, что ФИО1 находился в служебных командировках с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд при вынесении решения не принял во внимание, что ФИО1 по распоряжению работодателя не был специально командирован для работы в выходной день, непосредственно служебные обязанности выполнял в рабочие дни, использовал выходные дни по своему усмотрению.

В случае, если по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица гражданский служащий выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке. При неиспользовании гражданским служащим другого дня отдыха Порядком и условиями командирования федеральных государственных служащих денежная компенсация не предусмотрена.

Так как истцом не предоставлено доказательств привлечения его к работе в выходные дни в государственном органе, куда он был командирован, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нахождение в командировках в выходные и праздничные дни не имелось.

При разрешении требования о взыскании премии за ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из условий заключенного с истцом служебного контракта и пришел к выводу о том, что спорная премия носит систематический характер и входит в систему оплаты труда истца и в его денежное содержание как государственного гражданского служащего в виде иных дополнительных выплат, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Судебная коллегия считает, что данный вывод суда не соответствует нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 15.10.2012 года № 37, премирование гражданских служащих Министерства производится за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Министерство.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Анализ указанной нормы дает основание для вывода о том, что премия по итогам работы за квартал является премией за выполнение особо важных и сложных заданий. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, и разрешение вопроса о ее выплате относится к исключительной компетенции работодателя.

Оснований для выплаты истцу премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ представитель нанимателя не усмотрел, в связи с чем оснований для взыскания указанной премии у суда первой инстанции не имелось.

Принимая во внимание, что нарушение ответчиком трудовых прав истца на своевременное получение денежных средств в полном объеме не имело места, основания для взыскания компенсации морального вреда, компенсации за задержку выплат в порядке ст. 236 ТК РФ и судебных издержек отсутствовали.

В связи с неправильным применением норм материального права решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 статьи 330 ГПК РФ.

Так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, с которыми стороны ознакомлены, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме по указанным выше основаниям.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 ноября 2014 года по делу по иску ФИО1 к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, премии за ДД.ММ.ГГГГ, денежной компенсации неиспользованных дней отдыха при нахождении в командировках, компенсации морального вреда отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о взыскании денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, премии за ДД.ММ.ГГГГ, денежной компенсации неиспользованных дней отдыха при нахождении в командировках, компенсации морального вреда отказать.

Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: Т.А.Разуваева

Судьи: И.К.Ющенко

ФИО5