Председательствующий по делу Дело №33-1409-2017
судья Лещева Л.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Доржиевой Б.В.
судей краевого суда Усольцевой С.Ю., Малолыченко С.В.
при секретаре Брюховой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 апреля 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении места в детском саду,
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Центрального районного суда г.Читы от 25 января 2017 года, которым постановлено в удовлетворении требований ФИО1 к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении места в детском саду отказать.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая на то, что приходится матерью ФИО2, <Дата> года рождения, ее семья признана малоимущей и многодетной. Ответчиком в 2016 году было отказано в предоставлении ее дочери М. места в дошкольном образовательном учреждении. По вопросу нарушения прав ее ребенка она обращалась в различные службы, однако не от всех получила ответ. С учетом изложенного, просила возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО2 место в дошкольном образовательном учреждении.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1, повторяя изложенное в исковом заявлении, просит решение суда отменить, как постановленное без изучения представленных доказательств, выводы, содержащиеся в нем преждевременны. В решении суда имеется указание на предоставление ответчиком сведений о местах в детских садах, распределенных внеочередным и очередным гражданам. Однако представленным списком из регионального информационного ресурса Е-услуги с достоверностью не подтверждается, что истцу место в детском саду не было представлено по причине отсутствия мест в пяти детских садах г.Читы. При этом в решении суда не указано, что очередь, в которой поставлена ее дочь, является льготной. Представленные ответчиком списки содержат общие сведения и доказательств отсутствия свободных мест для льготной категории граждан на момент комплектования детских садов в 2016 году не имеют. Ответчиком не представлено доказательств реальной невозможности предоставления ее дочери места в дошкольных образовательных учреждениях города.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, которые в судебном заседании поддержала истец ФИО1, выслушав мнение представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
ФИО1 приходится матерью ФИО2, <Дата> года рождения (л.д.20). Семья истца зарегистрирована в отделении Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края в качестве многодетной семьи (л.д.7, 8), что дает ей право на первоочередное предоставление мест дошкольных образовательных организациях.
На основании заявления ФИО1№ от <Дата> несовершеннолетняя ФИО2 поставлена в очередь в региональной автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» на получение места в предпочитаемых муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – детских садах №8, 22, 15, 52, 88 с указанием льготы – ребенок из многодетной семьи (л.д.5, 63-65).
По результатам комплектования МБДОУ города Читы на 2016-2017 учебный год место несовершеннолетней ФИО2 не предоставлено, поскольку МБДОУ №№ 8, 15, 52 набор детей в необходимую возрастную группу не осуществлялся, место в МБДОУ №22,88 предоставлено детям, зарегистрированным в региональной автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» ранее ФИО2, либо имеющие право на внеочередное или первоочередное предоставление места в МБДОУ.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, с применением положений Федеральных законов от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направления на 2016-2017 учебный год в детские сады были выданы детям, имеющим право на предоставление мест во внеочередном и первоочередном порядке и поставленным на учет ранее ФИО2
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что нарушений прав ФИО2 в ходе комплектования муниципальных дошкольных учреждений города Читы на 2016-2017 учебный год допущено не было.
Непредставление дочери ФИО2 места в МБДОУ связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь и имеющие внеочередное и первоочередное право на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении ранее истца.
Согласно п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п.4, 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст.55 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно ч.1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Исходя из положений, предусмотренных ст.67 названного Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года №293.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
В соответствии с формой утвержденной Постановлением Администрации городского округа «Город Чита» от 3 февраля 2012 года №70 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) на территории городского округа «Город Чита», действовавшим на момент подачи такого заявления истцом, предполагалось указание сведений о наличии или отсутствии льгот.
В соответствии с пп. «б» п.1 Указа Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен для многодетных семей установлена льгота в виде приема детей в дошкольные учреждения в первую очередь. В данном случае ФИО1, воспользовалась наличием такой льготы в соответствии со справкой №1502/437 от 18 июня 2014 года (л.д.7).
Наряду с вышеуказанным, п.11 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденных Письмом Минобрнауки России от 08 августа 2013 года №08-1063 установлен список детей, родители (законные представители) которых имеют право на внеочередное зачисление ребенка в учреждение: дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; дети граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан; дети прокуроров; дети судей; дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Пунктом 12 указанных рекомендаций, уставлен список детей, родители которых имеют право на первоочередное зачисление ребенка в учреждение, в том числе и детей из многодетных семей, при этом внутри одной льготной категории (право на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в учреждение) заявления выстраиваются по дате подачи заявления.
Таким образом, утверждение истца о неправомерном не предоставлении места в МДОУ ее ребенку, ввиду наличия льготы на предоставление места не является безусловным основанием для такого предоставления.
В названном Письме от 08 августа 2013 года №08-1063 при комплектовании ДОУ рекомендовано соблюдать следующую норму: количество мест в учреждении, предоставленных для льготных категорий детей, не может превышать количество мест, предоставленных для детей не льготных категорий. При отсутствии свободных мест в выбранных ДОУ родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.
В данном случае до сведения истца было доведено, что заканчивается строительство нового дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне Сосновый Бор г.Читы, сведения о вводе в эксплуатацию нового учреждения, присвоение ему номера будет доведена до сведения родителей в средствах массовой информации, в том числе на сайте администрации городского округа «Город Чита» и комитета образования. При наличии желания принять участие в комплектовании данного дошкольного учреждения необходимо будет дополнить в перечень желаемых дошкольных учреждений для своего ребенка номер данного ДОУ (л.д. 16-17). Этим правом истица не воспользовалась, о чем пояснила судебной коллегии.
Не может согласиться судебная коллегия с доводом апелляционной жалобы об отсутствии достоверного подтверждения наличия мест в пяти детских садах, заявленных истцом, поскольку из представленной Комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» информации следует, что на территории городского округа «Город Чита» дошкольные образовательные учреждения укомплектованы полностью, свободных мест нет. На учете для получения места в ДОУ г.Читы стоит более 8.100 детей. Для обеспечения всех местами в ДОУ в режиме полного дня необходимо строительство порядка 37 дошкольных учреждений вместимостью 220 детей.
Из изложенного следует, что непредставление ребенку истицы места в дошкольном образовательном учреждении связано с отсутствием свободных мест на момент их распределения в 2016 году, в подтверждение чему в деле находятся достоверные доказательства, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Истица в ходе рассмотрения дела не ссылалась и не представила ни суду первой, ни апелляционной инстанции доказательств нарушения ответчиком порядка предоставления места ее ребенку в одном из дошкольных образовательных учреждениях города, указанных ею в заявлении.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда с учетом положений ст.330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Читы от 25 января 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи