Дело №...
26 января 2016 года адрес
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей: Куловой Г.Р.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы администрации ГО адрес Республики Башкортостан ФИО10 на решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковое заявление администрации городского округа адрес Республики Башкортостан к Управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес, судебному приставу-исполнителю Нефтекамского межрайонного ОСП ФССП России по адресФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
администрация МГО адрес Республики Башкортостан обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес, судебному приставу-исполнителю Нефтекамского межрайонного ОСП ФССП России по адресФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя тем, что постановлением от дата. судебным приставом-исполнителем Нефтекамского межрайонного ОСП УФССП России по адрес возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении администрации о предоставлении ФИО3 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв.м. В рамках указанного исполнительного производства взыскан исполнительский сбор в размере ... руб. Между тем исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с законом Республики Башкортостан от дата№... «О бюджете РБ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», п. 1.1 соглашения №... от дата о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета РБ бюджету ГО адрес РБ на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, заключенного между Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре и администрацией ГО адрес Республики Башкортостан Государственный комитет предоставляет субвенцию в размере ... руб. Платежным поручением №... от дата подтверждается, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре перечислены на счет администрации денежные средства из средств РБ в размере ... руб. Электронный аукцион на заключение муниципального контракта на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведен дата По итогам которого выявлен победитель - индивидуальный предприниматель ФИО4 Заключение муниципального контракта сторонами состоится дата По условиям муниципального контракта продавец обязуется предоставить квартиры в течение пятнадцати календарных дней с момента заключения контракта покупателю для последующей регистрации права собственности. Бюджет городского округа г, Нефтекамск РБ на дата утвержден решением Совета ГО адрес РБ от дата. №.... Поскольку в статье расходов не предусмотрено средств для уплаты исполнительского сбора, то нецелевое расходование средств бюджета ГО адрес затронет интересы организаций, финансируемых за счет бюджетных средств и жителей. На момент возбуждения исполнительного производства Администрация ГО адрес не имела возможности исполнить решение суда. На основании вышеизложенного, просили освободить от взыскания исполнительского сбора в размере ... руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации ГО адрес Республики Башкортостан ФИО10 просит отменить решение суда, указывая на аналогичные доводы, что и разрешенном иске.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений)
Изучив материалы дела, выслушав представителя УФССП по Республики Башкортостан ФИО5, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 105, 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), исходил из того, что оснований для освобождения администрации ГО адрес Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора не имеется. Доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения данной обязанности, истцом не представлено.
Судебная коллегия считает выводы суда незаконными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
Часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьёй 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как усматривается из материалов дела, решением Нефтекамского городского суда РБ от дата удовлетворены исковые требования прокурора адрес в интересах ФИО3 к Администрации ГО адрес Республики Башкортостан об обязании администрации предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту жительства в границах ГО адрес РБ, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от дата решение Нефтекамского городского суда РБ дата изменено в части обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах ГО адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м.
Решение суда вступило в законную силу дата
На основании исполнительного листа серии №..., выданного дата. Нефтекамским городским судом Республики Башкортостан судебным приставом-исполнителем Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по адресдата. возбуждено исполнительное производство №...-№... в отношении должника администрации, предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от дата. г. с администрации взыскан исполнительский сбор в размере ... руб.
По смыслу приведённых выше правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата№...-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный приставом, администрация указала, что предпринимались все зависящие от администрации меры для надлежащего исполнения обязательства.
Так, администрацией направлялись обращения в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, правительство Республики Башкортостан с просьбой о выделении дополнительных бюджетных средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с законом Республики Башкортостан от дата№... «О бюджете РБ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», п. 1.1 соглашения №... от дата о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету ГО адрес РБ на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, заключенного между Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре и администрацией ГО адрес Республики Башкортостан Государственный комитет предоставил субвенцию в размере ... руб.
Платежным поручением №... от дата Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре перечислены на счет администрации денежные средства из средств Республики Башкортостан в размере ... руб.
дата проведен электронный аукцион на заключение муниципального контракта на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п итогам которого выявлен победитель - индивидуальный предприниматель ФИО4 Заключение муниципального контракта сторонами состоится дата, по условиям муниципального контракта продавец обязуется предоставить квартиры в течение пятнадцати календарных дней с момента заключения контракта покупателю для последующей регистрации права собственности.
Однако, выделенных средств органами исполнительной власти Республики Башкортостан администрации ГО адрес Республики Башкортостан, недостаточно для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По выделенным денежным средствам в 3 квартале 2015 года по договорам найма специализированных жилых помещений обеспечены жилыми помещениями 7 лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ГО адрес Республики Башкортостан специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Республики Башкортостан, невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Принимая во внимание, что финансирование администрации ГО адрес Республики Башкортостан осуществляется за счёт средств бюджета Республики Башкортостан, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Поскольку решение суда основано на неправильном применении норм материального права, то подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении исковых требований администрации ГО адрес Республики Башкортостан об освобождении от исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования администрации ГО адрес Республики Башкортостан удовлетворить.
Освободить администрацию ГО адрес Республики Башкортостан от исполнительского сбора в размере ... рублей, наложенного постановлением судебным приставом-исполнителем Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по адрес в рамках исполнительного производства №...-ИП.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи Кулова Г.Р.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО7