судья Седякина И.В. дело № 33-569/2017 (33-14100/2016)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2017 года г.Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Кравченко А.И., Федоровой Л.Н.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО14, Пехота ФИО15, ФИО3 ФИО16, Похилько ФИО17, ФИО5 ФИО18 к УМВД России по Приморскому краю, ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Приморскому краю о понуждении к заключению контракта о прохождении службы, изменении основания увольнения
по апелляционной жалобе УМВД России по Приморскому краю
на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 27 сентября 2016 года, которым на УМВД России по Приморскому краю возложена обязанность заключить с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 контракт о прохождении службы с ДД.ММ.ГГГГ года в должности, соответствующей их образованию, ранее присвоенному специальному званию и иным деловым качествам, в подразделениях органов внутренних дел, расположенных в пределах населенных пунктов, где ранее истцы проходили службу.
На ликвидационную комиссию Управления ФСКН России по <адрес> возложена обязанность внести изменения в приказ УФСКН России по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и трудовые книжки, изменив основания увольнения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с п.п. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г №613 на п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г №613.
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения представителя УМВД России по Приморскому краю ФИО6, ФИО3, ФИО5, их представителей и представителей ФИО2, ФИО4, ФИО1 ФИО7, ФИО8, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
истцы обратились в суд с вышеназванным иском к ответчикам, в обоснование заявленных требований указали, что ФИО1 принят на службу в УФСКН России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с упразднением ФСКН России Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и в сфере миграции» №156 от 05 апреля 2016 года (далее - Указ Президента №156) им было принято решение о прохождении дальнейшей службы в УМВД России по Приморскому краю, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УМВД России по Приморскому краю направлен рапорт на перевод для дальнейшей службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 4 Указа Президента №156. ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления ФСКН России по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен из ФСКН России по Приморскому краю на основании п.п. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05 июня 2003 года №613. ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника УМВД России по работе с личным составом в адрес истца направлено письмо с отказом в переводе из УФСКН России по Приморскому краю в УМВД России по Приморскому краю. ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Приморскому краю им направлен запрос с просьбой сообщить причины отказа в переводе. Ответ не получен.
ФИО2 принят на службу в ФСКН России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с упразднением ФСКН России Указом Президента №156 от 05 апреля 2016 года им было принято решение о прохождении дальнейшей службы в УМВД России по Приморскому краю, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УМВД России по Приморскому краю был направлен рапорт на перевод для дальнейшей службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 4 Указа Президента №156. ДД.ММ.ГГГГ представитель ОК и BP УФСКН России по Приморскому краю сообщил ему, что УМВД России по Приморскому краю принято решение об отказе в его переводе. ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен из ФСКН России по Приморскому краю на основании п.п. 6 п. 142 Положения №613. ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Приморскому краю направлен запрос с просьбой сообщить информацию о его переводе в УМВД России по Приморскому краю. Ответ не получен.
ФИО3 принят на службу в УФСКН России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с упразднением ФСКН России Указом Президента №156 от 05 апреля 2016 года им было принято решение о прохождении дальнейшей службы в УМВД России по Приморскому краю, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УМВД России по Приморскому краю был направлен рапорт на перевод для дальнейшей службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 4 Указа Президента №156. ДД.ММ.ГГГГ им в УМВД России по Приморскому краю направлен запрос с просьбой предоставить информацию о результатах рассмотрения рапортов о переводе в УМВД России по Приморскому краю. Ответ не получен. ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен из ФСКН России по Приморскому краю на основании п.п. 6 п. 142 Положения №613.
ФИО4 принят на службу в УФСКН России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с упразднением ФСКН России Указом Президента №156 от 05 апреля 2016 года им было принято решение о прохождении дальнейшей службы в УМВД России по Приморскому краю, в связи с чем в апреле 2016 года на имя начальника УМВД России по Приморскому краю был направлен рапорт на перевод для дальнейшей службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 4 Указа Президента №156. ДД.ММ.ГГГГ представитель ОК и BP УФСКН России по Приморскому краю сообщил, что УМВД России по Приморскому краю принято решение об отказе в его переводе. При этом причины, послужившие вынесению решения об отказе в переводе на службу в органы внутренних дел, не сообщались. ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен из ФСКН России по Приморскому краю на основании п.п. 6 п. 142 Положения №613. ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Приморскому краю им направлен запрос с просьбой предоставить информацию о результатах рассмотрения рапорта о его переводе в УМВД России по Приморскому краю. Ответ не получен.
ФИО5 принят на службу в УФСКН России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с упразднением ФСКН России Указом Президента №156 от 05 апреля 2016 года им было принято решение о прохождении дальнейшей службы в УМВД России по Приморскому краю, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УМВД России по Приморскому краю был направлен рапорт на перевод для дальнейшей службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 4 Указа Президента №156. ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен из органов наркоконтроля на основании п.п. 6 п. 142 Положения №613. ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Приморскому краю был направлен запрос с просьбой сообщить причины отказа в переводе. Ответ не получен.
Истцы просили суд обязать УМВД России по Приморскому краю заключить с ними контракт о прохождении службы с ДД.ММ.ГГГГ в должности, соответствующей их образованию, ранее присвоенному специальному званию и иным деловым качествам, в подразделениях органов внутренних дел, расположенных в пределах населенных пунктов, где ранее они проходили службу; обязать ликвидационную комиссию Управления ФСКН России по Приморскому краю внести изменения в приказ УФСКН России по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и трудовые книжки, изменив основания увольнения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с п.п. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г №613 на п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05 июня 2003 года №613.
ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчика привлечена ликвидационная комиссия Управления ФСКН России по Приморскому краю.
В судебном заседании представитель УМВД России по Приморскому краю просил отказать в удовлетворении заявленных требований, представил письменные возражения на исковое заявление, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований истцов.
Представитель ответчика Управления ФСКН России по Приморскому краю по доверенности с иском не согласился по доводам, изложенным в представленном письменном отзыве, ссылаясь на законность увольнения истцов по основанию п.п. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось УМВД России по ПК, представителем подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истцы были приняты на службу в УФСКН России по Приморскому краю: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ на основании соответствующих приказов.
Приказами ФСКН России Управление по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156, истцы были уволены со службы в органах наркоконтроля на основании п.6 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
До увольнения со службы, истцы обращались с рапортами на имя начальника УМВД России по Приморскому краю на перевод для дальнейшей службы в органах внутренних дел, по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 4 Указа Президента Российской Федерации № 156. Ответчиком были приняты решения об отказе в переводе истцов в УМВД России по Приморскому краю.
В соответствии со ст. 2 Положения «О Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. №976, руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент России.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в сфере миграции» Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков была упразднена. Статья 2 Указа № 156 предусматривает передачу Министерству внутренних дел РФ функций и полномочий упраздняемой службы, а также передачу штатной численности.
Пункт «б» статьи 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 определяет Министерство внутренних дел правопреемником Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с п. 4 Указа Президента 3156 от 05.04.2016 г. в отношении сотрудников ФСКН и ФМС установлено следующее:
а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;
б) сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;
в) сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:
присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;
сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;
выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;
сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля;
г) жилищное и социальное обеспечение сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции исходил из того, что в Указе Президента №156 содержится прямое указание МВД РФ принять сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без каких- либо дополнительных условий.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции основанном на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по ПК оспаривает указанные выводы суда первой инстанции, поскольку у УМВД России по Приморскому краю отсутствует законодательно закрепленная обязанность принимать всех без исключения сотрудников УФСКН России по Приморскому краю, изъявивших желание продолжить службу в подразделениях по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Приморскому краю.
Данный довод апелляционной жалобы представителя УМВД РФ по Приморскому краю заслуживает внимания.
Из содержания Указа Президента Российской Федерации № 156 от 05 апреля 2016 не следует прямого предписания на обязательное принятие на службу в органы внутренних дел всех желающих, увольняемых из Федеральной службы наркоконтроля. Министерству внутренних дел Российской Федерации передана штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской федерации по контролю за оборотом наркотиков. Указ Президента Российской Федерации предусматривает возможность принятия таких лиц на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. В связи с этим должны соблюдаться требования законодательства, регламентирующего порядок увольнения и принятия на службу в порядке перевода.
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции № 115 увольнение сотрудника в связи с переводом в другой государственный орган осуществляется на основании подпункта 7 пункта 142 Положения.
По инициативе сотрудника увольнение по данному основанию осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа.
По инициативе начальника органа наркоконтроля увольнение по данному основанию осуществляется в случае подтверждения перевода сотрудника письмом, подписанным руководителем соответствующего государственного органа, и при обязательном наличии письменного согласия увольняемого сотрудника.
Таким образом, для увольнения сотрудника наркоконтроля в связи с переводом в органы внутренних дел необходимо не только его желание, но и подтверждение приема такого сотрудника руководителем органа внутренних дел.
Поскольку в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 положительного решения со стороны УМВД России по ПК не принято, то оснований для возложения обязанности на ответчика принять истцов на службу не имеется.
Служба в органах наркоконтроля, как и служба в органах внутренних дел, являются видом федеральной государственной службы, порядок прохождения которых регламентируются специальными нормативными правовыми актами. Поэтому нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в этих органах только в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок её прохождения (пункты 1 и 2 Положения о наркоконтроле, части 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», части 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определяются Положением о службе в органах внутренних дел по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613 (далее - Положение о наркоконтроле).
В силу подпункта 2 пункта 143 Положения о наркоконтроле сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (подпункт 6 пункта 142 Положения о наркоконтроле).
Согласно пункту 150 Положения о наркоконтроле сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4, 6, 9 и 11 пункта 142 настоящего Положения, предупреждаются о предстоящем увольнении в письменной форме не позднее, чем за два месяца до увольнения.
Аналогичная норма содержится в пункте 6 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 115 (далее - Инструкция № 115). Предупреждение о предстоящем увольнении оформляется актом по форме согласно приложению 2 (абзац 2 пункта 6 Инструкции № 115).
Согласно абзацам 1 и 4 пункта 7 Инструкции № 115 с увольняемым сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, льгот, гарантий и компенсаций, трудоустройства, социального обеспечения и другие вопросы. Если одновременно имеются два или более основания увольнения со службы в органах наркоконтроля, по выбору сотрудника применяется основание, которое дает право на получение преимущественных гарантий и компенсаций при увольнении сотрудника, за исключением случаев увольнения по основаниям, указанным в подпунктах 11 - 16 пункта 142 Положения. Результаты беседы с увольняемым сотрудником отражаются в листе беседы по форме согласно приложению 3.
Представление к увольнению со службы в органах наркоконтроля, исключению из списков органа наркоконтроля направляется кадровым подразделением начальнику, имеющему право увольнения сотрудника в соответствии с разграничением полномочий (пункт 16 Инструкции № 115).
Увольнение со службы в органах наркоконтроля и исключение из списка сотрудников органа наркоконтроля, при отсутствии необходимости в сдаче дел и должности, могут производиться одним приказом на основании представления к увольнению со службы в органах наркоконтроля и исключению из списка сотрудников органа наркоконтроля (пункт 14 Инструкции № 115).
Приказы об увольнении сотрудников со службы в органах наркоконтроля и исключении их из списка сотрудников соответствующего органа наркоконтроля объявляются им под расписку с вручением копий (выписок) этих приказов. Трудовые книжки выдаются гражданам, уволенным со службы в органах наркоконтроля, в день исключения их из списка сотрудников соответствующего органа наркоконтроля (пункты 154 и 155 Положения о наркоконтроле).
Согласно материалам дела истцы предупреждены об увольнении по подпункту 6 пункта 142 Положения (в связи с организационно-штатными мероприятиями), с ними проведены беседы, в ходе которых они ознакомлены с порядком увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 141-159 Положения.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 342) квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей старшего и высшего начальствующего состава высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
ФИО1 согласно рапорту просил назначить его переводом на должность ..., ФИО5 на должность ... Как следует из пояснений представителя УМВД РФ по Приморскому краю, указанные лица имеют юридическое образование и могли претендовать на замещение должностей во вновь создаваемое подразделение по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Приморскому краю, однако в ходе рассмотрения их кандидатур установлены факты, на основании которых принято решение об отказе в приеме на службу УМВД России в Приморском крае.
Согласно части 2 статьи 96 Федерального закона № 342 квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел, установленные частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, применяются к должностям, на которые назначаются граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, или сотрудники органов внутренних дел в порядке перевода.
В связи с тем, что истцы имеют специальные звания и претендуют на оперативные должности в Управлении МВД России по Приморскому краю, они должны иметь образование не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО2, ФИО3 и ФИО4 не соответствуют квалификационным требованиям для назначения на должности подразделения по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Приморскому краю, так как не имеют образования, соответствующего направлению деятельности, на которую они претендует в органах внутренних дел.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 6 июня 1995 года № 7-П, законодатель вправе устанавливать особые требования к гражданам, претендующим на занятие определенной должности в органах внутренних дел, в том числе к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способность исполнять возложенные на сотрудников органов внутренних дел обязанности. Решение вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел в каждом конкретном случае зависит от того, способен ли желающий поступить на службу в указанные органы по своим личным и деловым качествам исполнять возложенные на сотрудников органов внутренних дел обязанности. Различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
В связи с тем, что УМВД России по Приморскому краю не изъявило желания принять истцов на службу в органы внутренних дел, у Управления ФСКН России по Приморскому краю не имелось оснований для их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган (подпункт 7 пункта 142 Положения о наркоконтроле).
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 27 сентября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО19, Пехота ФИО20, ФИО3 ФИО21, Похилько ФИО22, ФИО5 ФИО23 к УМВД России по Приморскому краю, ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Приморскому краю о понуждении к заключению контракта о прохождении службы, изменении основания увольнения отказать.
Председательствующий Судьи