ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1410/2014 от 26.08.2014 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

  Судья Шишмакова Е.В.                                                  дело № 33-1410/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Йошкар-Ола                                   26 августа 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

 председательствующего Соснина А.Е.,

 судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,

 при секретаре Яковлеве А.С.,                     

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционной жалобе ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 мая 2014 года, которым на ФИО1 возложена обязанность подать с ФИО2 в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по адресу: ....

 Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности подать в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл) совместное заявление с ней о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: ..., с новым техническим планом на данный объект недвижимости.

 В обоснование иска ФИО2 указала, что обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл с заявлением о государственном кадастровом учете изменений недвижимого имущества по указанному выше адресу в соответствии с техническим паспортом, изготовленным 00.00.00. 00.00.00 межрайонный отдел № 1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл вынес решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости ввиду того, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости должны обращаться все собственники жилого помещения. Она обращалась к ФИО1 с предложением явиться вместе с ней в межрайонный отдел № 1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл для подачи совместного заявления, однако ответа от ФИО1 не последовало. Отказ ответчика явиться для подачи совместного заявления о государственном кадастром учете изменений объекта недвижимости нарушает ее права.

 Судом постановлено вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2, указывая на неправильное применение судом норм материального права. В качестве доводов в жалобе указывается на то, что законодательством не предусмотрены основания для возложения в судебном порядке на участника долевой собственности обязанности подать совместно с другими участниками долевой собственности заявление в ФГБУ «ФКП Росреестра» о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Подача такого заявления является правом ФИО1

 В возражениях на жалобу представитель ФИО2 ФИО3 приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Заслушав представителя ФИО1 ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права.

 В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости) осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

 Частью 3 статьи 20 Федерльного закона предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

 Согласно части 4 статьи 21 Федерального закона орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

 Статьей 22 Федерального закона установлено, что необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением, а также предусмотрен состав необходимых для кадастрового учета документов.

 Из взаимосвязанных положений указанных норм Федерального закона не следует, что с заявлением о государственной кадастровом учете изменений объекта недвижимости должны обращаться все собственники недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности.

 Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 года № 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества», утверждена, в том числе, форма заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Однако в этом приказе также не содержится указание о том, что с таким заявлением обязаны обращаться все участники общей долевой собственности на недвижимое имущество.

 Положениями статьи 26 Федерального закона установлено следующее:

 орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (часть 1);

 осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (пункт 5 части 2);

 решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем (часть 10).

 Из материалов дела следует, что ФИО2 и ФИО1 являются участниками долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ..., что установлено вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 01 марта 2013 года.

 00.00.00 ФИО2 обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл с заявлением установленной формы о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл своим решением от 00.00.00 № ... приостановил государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости (здания), расположенного по адресу: ..., на основании пункта 5 части 2 стать 26 Федерального закона, сославшись на то, что с заявлением обратилась ФИО2, при этом согласно решению суда правообладателем объекта недвижимости является также ФИО1, то есть сведения о другом заявителе – правообладателе здания в заявлении отсутствуют. В решении указано на то, что для устранения причины приостановления требуется обращение в орган кадастрового учета всех правообладателей объекта недвижимости, либо их представителей.

 Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд исходил из того, что отсутствие соответствующего кадастрового учета изменений объекта недвижимости препятствует государственной регистрации права собственности истца на принадлежащую ей долю в праве общей долевой собственности на жилой дом. Между тем суд не учел, что это обстоятельство не является основанием для возложения на ответчика обязанности подать совместно с истцом заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поскольку такая обязанность не предусмотрена нормами Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

 Государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, осуществляется органом кадастрового учета на основании заявления любого из участников долевой собственности, поскольку это является правом каждого из них. Оснований полагать, что при этом нарушаются права других участников долевой собственности не имеется, поскольку в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, однако осуществление кадастрового учета не может каким-либо образом повлиять на возникновение, прекращение или изменение прав на недвижимое имущество.

 ФИО2, обратившись в суд с вышеуказанным иском к ФИО1, избрала ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости ею оспорено не было.

 Таким образом, поскольку обстоятельства дела установлены на основании имеющихся материалов дела, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 о возложении обязанности подать совместное заявление о государственном кадастром учете изменений объекта недвижимости.

 Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 мая 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 о возложении обязанности подать совместное заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости отказать.

 Председательствующий А.Е. Соснин

 Судьи О.В. Юрова

 Н.Г. Лелеков