Судья: Семенцев С.А. № 33- 14120/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Г. Самара 24 ноября 2016 года
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.
Судей: Ефремовой Л.Н., Сафоновой Л.А.
При секретаре: Сукмановой Ю.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Ленинград» на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 13 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Дима М.П., Орешиной Т.Н. удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области № 12-1/2224/14 от 11.02.2015 об отказе в предоставлении Дима М.П., Орешиной Т.Н. испрашиваемого земельного участка в собственность за выкуп.
Признать незаконным распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары № 324 от 17.07.2015 «Об отмене распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от 24.07.14 № 566 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала № №».
Признать за Дима М.П., Орешиной Т.Н. право на приобретение за выкуп земельного участка кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м., занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком.
Обязать администрацию г.о.Самара в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Дима М.П., Орешиной Т.Н. проект договора купли- продажи земельного участка кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м., занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., объяснения представителя ООО «Ленинград» Разагатова Ф.А., по доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и возражавшего относительно удовлетворения исковых требований, а также представителя Дима М.П., Орешиной Т.Н. – Дмитриева С.Д., по доверенности, возражавшего против удовлетворения жалобы, и просившего удовлетворить исковые требования, мнение представителя администрации г.о. Самара Пащенко А.А., возражавшего относительно удовлетворения исковых требований, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дима М.П. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области, к администрации г.о.Самара, и, уточнив требования, просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка, признать за Дима М.П. и Орешиной Т.Н. право на выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером №, занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком, обязать администрацию г.о.Самара подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, признать недействительным распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары № 324 от 17.07.2015 «Об отмене распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от 24.07.14 № 566 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №».
Определением суда от 21.07.15г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФГБУ ФКП «Росреестра».
Определением суда от 12.08.15г. к производству суда в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела принято аналогичное исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно спора, Орешиной Т.Н., предъявившей аналогичные требования к Министерству имущественных отношений Самарской области, администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара.
Определением от 03.09.15 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент управления имуществом г.о. Самара, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники <адрес> 1 <адрес> - соответственно Сергеев В.П., Полякова Т.Н., Поляков А.Н.
Определением суда от 16.09.15 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
В обоснование исковых требований указано, что 19.08.14г. Дима М.П. и Орешина Т.Н. обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, занимаемого частью жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком.
11.02.15г. Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес заявителей уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку жилой дом, в котором находится жилое помещение истцов, является многоквартирным домом, в связи с чем формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, при этом земельный участок относится к общему имуществу и является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
С данным решением Министерства истица Дима М.П. не согласна, поскольку справкой БТИ формы № 26, на основании которой Министерство приняло свое решение, подтверждается, что помещение, площадью 29,90 кв.м., собственниками которого является Дима М.П. и Орешина Т.Н., является частью жилого дома. Это подтверждается также техническим и кадастровым паспортами на жилое помещение. Принимая свое решение, Министерство неправильно определило вид жилого помещения, принадлежащего Дима М.П. и Орешиной Т.Н.
Квартира №, собственниками которой являются Дима М.П. и Орешина Т.Н., является автономной, отделена от остальных частей жилого дома (квартир №№,№, №) капитальной стеной, не имеет общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, подвалов, является самостоятельным объектом недвижимости, имеет отдельный выход на прилегающий земельный участок, сформированный как самостоятельный, занимаемый частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа. Земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истица просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка, признать за Дима М.П. и Орешиной Т.Н. право на выкуп земельного участка, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком, обязать администрацию г.о. Самара подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, истица уточнила исковые требования в связи с выявлением в ходе рассмотрения новых обстоятельств.
В соответствии с п.3 ст.34 ФЗ РФ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года. Согласно ч.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Согласно ч.6 ст.34 ЗК РФ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в ч.5 решения.
24.07.14г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара была утверждена схема расположения земельного участка. Дима М.П. и Орешина Т.Н., как собственники части отдельно стоящего жилого дома, имеют право на приобретение за выкуп земельного участка на основании ч.1 ст.36 ЗК РФ.
Однако, Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 17.07.2015г. № 324 отменено распоряжение № 566 от 24.07.14 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) кадастрового квартала №, Истица считает это распоряжение незаконным. Во вводной части данного распоряжения имеется ссылка на то, что оно принято в целях приведения нормативных актов ДУИ г. Самара в соответствие с действующим законодательством, однако правовые основания для отмены распоряжения ДУИ № 566 от 24.07.14г., а также повод для рассмотрения этого вопроса не приведены.
На момент издания распоряжения ДУИ № 566 от 24.07.14г. испрашиваемый земельный участок был свободен от прав третьих лиц, какие – либо обременения и ограничения отсутствовали. Истцы полагают необоснованной ссылку на то, что основанием для принятия распоряжения от 17.07.15г. № 324 послужило распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара № 31Д-1446 от 30.11.2011г. «О разрешении ООО «Ленинград» разработки проекта планировки и межевания территории в границах <адрес>», т.е. ранее распоряжения ДУИ № 566 от 24.07.14г., поскольку из распоряжения следует, что проект планировки и межевания территории для утверждения должен быть представлен в ДСА в течение шести месяцев, однако до настоящего времени он не представлен и не утвержден.
Согласно п.3.1.4 договора № 129 от 05.02.2010г. о развитии застроенной территории в границах <адрес> следует, что ООО «Ленинград» обязано было приобрести право собственности или права аренды на земельные участки в границах указанных улиц в течении 3-х лет после подписания договора, т.е. до 05.02.2013г., что также до настоящего времени не исполнено. Земельный участок ООО «Ленинград» не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, право собственности или аренды на земельный участок ООО «Ленинград» не оформило. При таких обстоятельствах распоряжение ДУИ № 324 от 17.07.15г. противоречит положениям статьи 36 ЗК РФ.
Ссылаясь на изложенное, представитель истцов просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка, признать за Дима М.П. и Орешиной Т.Н. право на выкуп земельного участка, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком, обязать администрацию г.о. Самара подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, признать недействительным распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара № 324 от 17.07.2015г. «Об отмене распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 24.07.14г. № 566 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №».
Октябрьским районным судом г. Самара постановлено указанное выше решение об удовлетворении исковых требований Дима М.П. и Орешиной Т.Н.
В апелляционной жалобе представитель ООО «Ленинград» просит отменить судебное решение, ссылаясь на то, что ООО «Ленинград» не было привлечено к участию в деле, хотя указанным решением нарушаются права и законные интересы ООО «Ленинград».
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке в любом случае являются рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебной коллегией установлено, что ООО «Ленинград» не было привлечено к участию в деле, хотя общество полагает, что его права затронуты судебным решением, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного дела по правилам, установленным для рассмотрения в суде первой инстанции, при этом, привлек в качестве третьего лица ООО «Ленинград».
В заседании судебной коллегии по гражданским делам представитель Дима М.П. и Орешиной Т.Н. поддержал исковые требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме, ссылаясь на то, что 19.08.14г. Дима М.П. и Орешина Т.Н. обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, занимаемого частью жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком. 11.02.15г. Министерство направило в адрес заявителей уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку жилой дом, в котором находится жилое помещение истцов, является многоквартирным домом, в связи с чем формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, при этом земельный участок относится к общему имуществу и является общей долевой собственностью собственником помещений в многоквартирном доме.
Между тем, справкой БТИ формы 26, подтверждается, что помещение, площадью 29,90 кв.м, собственниками которого является Дима М.П. и Орешина Т.Н., является частью жилого дома, что также подтверждается техническим и кадастровым паспортами на жилое помещение. Поэтому Министерство имущественных отношений Самарской области, принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка неправильно определило вид жилого помещения, принадлежащего Дима М.П. и Орешиной Т.Н.
Квартира № 3, собственниками которой являются Дима М.П. и Орешина Т.Н., является автономной, отделена от иных частей жилого дома (квартир №,№, №) капитальной стеной, не имеет общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, подвалов, является самостоятельным объектом недвижимости, имеет отдельный выход на прилегающий земельный участок, сформированный как самостоятельный, занимаемый частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа. Земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Схема расположения земельного участка была утверждена Департаментом управления имуществом г.о.Самара на основании ст.36 ЗК РФ 24.07.14г. Однако, Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 17.07.2015г. № 324, отменено распоряжение № 566 от 24.07.14 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) кадастрового квартала №, которое, по мнению истцов, является незаконным, поскольку во вводной части распоряжения не приведены ни правовые основания для отмены распоряжения ДУИ № 566 от 24.07.14, ни повод, послуживший основанием рассмотрения этого вопроса.
На момент издания распоряжения ДУИ г.о. Самара № 566 от 24.07.14г. испрашиваемый земельный участок был свободен от прав третьих лиц, какие – либо обременения и ограничения отсутствовали. Действия Департамента, со ссылкой на то, что основанием для принятия распоряжения от 17.07.14 № 324 послужило распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара № 31Д-1446 от 30.11.2011г. «О разрешении ООО «Ленинград» разработки проекта планировки и межевания территории в границах <адрес>», т.е. ранее распоряжения ДУИ № 566 от 24.07.14, не могут быть признаны правомерными, поскольку из распоряжения следует, что проект планировки и межевания территории должен быть представлен в ДСА для утверждения в течение шести месяцев, однако до настоящего времени он не представлен и не утвержден. Из п.3.1.4 договора № 129 от 05.12.2010 о развитии застроенной территории в границах <адрес> следует, что ООО «Ленинград» обязано было приобрести право собственности или право аренды на земельные участки в границах указанных улиц в течении 3-х лет после подписания договора, т.е. до 05.12.2013г., что также до настоящего времени не исполнено. Земельный участок ООО «Ленинград» не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, право собственности или аренды на земельный участок ООО «Ленинград» не оформлено. При таких обстоятельствах распоряжение ДУИ № 324 от 17.07.15г. нарушает права собственников объекта недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
Ссылаясь на изложенное, представитель истцов просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации г.о. Самара, просил отказать в удовлетворении исковых требованиях, по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ООО «Ленинград» просил отказать в удовлетворении исковых требований, полагая, что право на выкуп земельного участка или получение его в аренду имеется только у ООО «Ленинград». Кроме того, представитель ООО «Ленинград» считает, что не подтверждена доказательствами позиция истцов об их проживании в части отдельно стоящего дома, поскольку квартира истцов не имеет отдельного адреса, а является лишь квартирой в <адрес>.
Остальные участники не явились в заседание судебной коллегии по гражданским делам, но поскольку были извещены надлежащим образом, и не просили об отложении дела, то судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Дима М.П. и Орешиной Т.Н. принадлежит по 1/2 доле в праве общей долевой собственности на часть жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии № от 20.11.2014г. и серии № от 20.11.2014г. соответственно.
19.08.14г. Дима М.П. и Орешина Т.Н. обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предполагаемая цель использования земельного участка – занимаемый частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на 1 семью 1-3 этажа с участком.
На момент обращения истцов в Министерство имущественных отношений Самарской области полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области, что усматривается из Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре».
24.07.2014г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара издано распоряжение № 566 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м, занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком, относящегося к категории земли населенных пунктов, в пределах зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Распоряжение издано по обращению граждан от 11.06.14г., на основании ст.36 ЗК РФ. свидетельств о государственной регистрации права, заключения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 15.07.14г. № 38-Д05-01-01/4743.
Из акта осмотра земельного участка от 15.09.14г. видно, что на испрашиваемом земельном участке находится часть одноэтажного деревянного дома, деревянный туалет, деревянный душ. Фактическая цель использования и фактическое землепользование соответствуют заявленному требованию.
Из информации Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, направленной в адрес Министерства имущественных отношений С/о в порядке информационного взаимодействия следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 1500 кв.м имеет вид использования – занимаемый частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком, относится к территориальной зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, имеется ограничения в использовании – охранная зона инженерных коммуникаций, Других ограничений и обременений не указано.
Испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 05.08.14 под № на территории кадастрового квартала №, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок, согласно которому он имеет категорию земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком.
Копия кадастрового паспорта на земельный участок предоставлена в Министерство имущественных отношений С/о 21.10.14г., что подтверждено материалами дела.
Уведомлением № от 11.02.2015 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Дима М.П., Орешиной Т.Н. в предоставлении испрашиваемого земельного участка за выкуп со ссылкой на справку БТИ по форме 26, согласно которой <адрес> является многоквартирным, в связи с чем, земельный участок под домом является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, который формируется на основании решения общего собрания собственников помещений, в связи с чем, не требуется принятие Министерством имущественных отношений решения о предоставлении земельного участка.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «Государственном кадастре недвижимости» к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации часть жилого дома относится к одному из видов жилого помещения.
Из системного толкования статей 15, 16, 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 131, 252, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 10 июня 1980 года N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Из ч.3 ст.16 ЖК РФ следует, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть 4 ст.14 ФЗ).
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками по № доле в праве общей долевой собственности на часть жилого дома, являющейся жилым помещением, общей площадью 29,9 кв.м., 1 этаж, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о праве собственности.
Сведения о том, что жилое помещение, принадлежащее истцам является частью жилого дома, а не квартирой содержатся также в техническом паспорте ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 25.04.2014, кадастровом паспорте на жилое помещение, согласно которому объект является частью жилого дома, информации ФГУП «Ростехинвентаризация» № от 18.06.14, справке по форме 26 ФГУП «Ростехинвентаризация» от 30.10.14.
Как следует из представленных документов, квартира № имеет отдельный вход на прилегающий земельный участок, не обеспечивает возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме, вспомогательным помещениям.
Материалами Ростехинвентаризации подтверждается, что в настоящее время квартира № в заявительном порядке выделена в часть жилого дома.
Органами местного самоуправления – Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, Департаментом управления имуществом г.о. Самара при рассмотрении заявления истцов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставлении соответствующей информации в Министерство имущественных отношений С/о также была дана оценка жилому помещению истцов в качестве части жилого дома, в связи с чем на основании ст.36 ЗК РФ и была утверждена схема расположения земельного участка. В судебном заседании представителем администрации г.о.Самара, также не оспаривалось, что принадлежащее истцам жилое помещение является частью жилого дома.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, учитывая, что государством в лице органов кадастрового и технического учета, уполномоченных на регистрацию прав на недвижимое имущество, признано, что истцы являются собственниками жилого помещения в виде части жилого дома, а не квартиры, принимая во внимание, что право собственности истцов на жилое помещение в виде части жилого дома не оспорено в установленном порядке, судебная коллегия считает ошибочной позицию Министерства имущественных отношений Самарской области, отказавшего в предоставлении истцам в собственность за выкуп земельного участка, занимаемого частью жилого дома.
В соответствии с п.3 ст.34 ФЗ РФ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, введенным в действие с 01.03.2015 г., в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Поскольку Дима М.П. и Орешина Т.Н. обратились с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка 19.08.2014 г., до изменений в Земельный кодекс РФ, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ, судебная коллегия считает подлежащими применению нормы Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до внесения изменения, введенных в действие с 01.03.2015 г.
Частями 4, 5, 6 ст.34 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, имеющего право на предоставление земельного участка, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ, действовавшей на момент возникновения правоотношений граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с частью 6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ч.8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006г. утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, п.3.3. которого установлены аналогичные положения, что и в ЗК РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что Министерством имущественных отношений Самарской области при наличии утвержденной на тот момент схемы расположения земельного участка, поступившего в адрес Министерства имущественных отношений кадастрового паспорта на земельный участок, решение о предоставлении истцам испрашиваемого земельного участка в установленный законом срок принято не было, судебная коллегия считает, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области № 12-1/2224/14 от 11.02.2015 об отказе в предоставлении истцам за выкуп земельного участка вынесено незаконно.
Из материалов гражданского дела видно, что Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара № 566 от 24.07.2014 г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 1500 кв.м, занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, расположенного по адресу : <адрес> на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №л.д. 10,т. 1.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара № 324 от 17.07.2015г. Отменено распоряжение ДУИ от 24.07.14 № 566 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №». Из распоряжения следует, что оно издано в целях приведения нормативных актов Департамента управления имуществом г.о. Самара в соответствие с действующим законодательством на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 30.11.2011 № РД-1446 «О разрешении ООО «Ленинград» разработки проекта планировки и межевания территории в границах <адрес>», договора о развитии застроенной территории в границах <адрес> от 05.02.2010 № 129.
Судебная коллегия не может признать законным и обоснованным распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара № 324 от 17.07.2015 об отмене распоряжения ДУИ от 24.07.14 № 566 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №», исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.
Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие оснований для отмены принятого ранее распоряжения в силу указанной нормы и требований статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из оспариваемого распоряжения ДУИ следует, что оно издано в целях приведения нормативных актов Департамента управления имуществом г.о. Самара в соответствие с действующим законодательством на основании распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 30.11.2011 № РД-1446 «О разрешении ООО «Ленинград» разработки проекта планировки и межевания территории в границах <адрес>», договора о развитии застроенной территории в границах <адрес> от 05.02.2010 № 129.
Однако, распоряжение ДУИ г.о. Самара № 324 от 17.07.15 не содержит указания о несоответствии распоряжения ДУИ № 566 от 24.07.14г. конкретным нормам действующего законодательства, само распоряжение является немотивированным, не содержащим ссылок на правовые акты, послужившие основанием для отмены распоряжения № 566 от 24.07.14.
Установлено также, что каких-либо нарушений действующего законодательства при вынесении распоряжения № 566 от 24.07.14 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №», порядка его издания допущено не было, оно было отменено в связи с поступившей из ДСА информацией о поступлении письма ООО «Ленинград», и распоряжения от 30.11.2011 № РД-1446 «О разрешении ООО «Ленинград» разработки проекта планировки и межевания территории в <адрес>», договора о развитии застроенной территории в границах <адрес> от 05.02.2010 № 129.
Из смысла ст.ст.42 и 43 ГрК РФ следует, что проект планировки и межевания территории разрабатывается для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, т.е. до момента утверждения носит предполагаемый характер размещения и границ планируемых объектов инфраструктуры.
Установлено, что 30.11.2009 администрацией г.о.Самара издано постановление № 1296 «О проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах <адрес>», по результатам проведения аукциона 05.02.2010г. между главой г.о.Самара и ООО «Ленинград» заключен договор № 129 о развитии застроенной территории в границах указанных улиц, согласно которому площадь территории составляет 1,55 га, в перечень домов, подлежащих сносу, реконструкции включен помимо прочих и <адрес>.
Договор заключен на срок 8 лет, до 05.02.2018г., и предусматривает поэтапное исполнение взятых на себя обязательств.
Разделом 3 договора определён первый этап выполнения договора.
Разработка проекта планировки и межевания территории, график поэтапного освоения застроенной территории, публичные слушания, утверждение проекта планировки осуществляются в срок не позднее 12 месяцев с момента подписания договора. Глава города, в свою очередь обязался предъявить требования о сносе или реконструкции многоквартирных домов, признанных в установленном порядке авариными и подлежащими сносу, а также, в случае, если собственники таких помещений не осуществили снос или реконструкцию домов, изъять земельные участки, на которых расположены дома для муниципальных нужд. Этим же разделом предусмотрено приобретение ООО «Ленинград» права на земельные участки и объекты капитального строительства или заключение договора аренды, после исполнения вышеназванных условий договора, в срок 3 года с момента подписания договора.
30.11.2011г. Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара издано распоряжение № РД-1446 «О разрешении ООО «Ленинград» разработки проекта планировки и межевания территории в границах <адрес>», которым установлено, что проект планировки и межевания территории должен быть представлен в ДСА для утверждения в течение шести месяцев.
Как следует из материалов гражданского дела, проект планировки и межевания территории ООО «Ленинград» был разработан и представлен в ДСА для утверждения только в июне 2015 г. Перед утверждением проекта должны пройти публичные слушания в Городской Думе. 17.06.2015 проект направлен в городскую Думу с проектом постановления об организации публичных слушаний. Данный проект Думой отклонен и возвращен в ДСА с замечаниями к проектной документации в целях устранения недостатков. 18.08.15 ДСА вернул проект ООО «Ленинград» для устранения замечаний. Откорректированный проект поступил в ДСА вновь 01.10.15г.
Оспариваемое судебное решение принято 13.10.2015 г. Постановление об организации и проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории в границах <адрес> издано Администрацией г.о. Самара 17.12.2015 г. Публичные слушания проведены в период с 19.12.2015 г. по 18.01.2016 г.
Земельный участок не предоставлен ООО «Ленинград» ни в пользование, ни в аренду, ни собственность.
Следует также отметить, что проект планировки и межевания территории представляет собой предполагаемое расположение объектов инфраструктуры. Разработка проекта межевания и планировки территории является одним из способов формирования земельного участка, наравне с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок сформирован с момента утверждения проекта планировки и межевания территории. С момента утверждения проекта планировки и межевания территории он будет конкурировать с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кроме того, как установлено в судебном заседании на указанной территории планируется размещение многоквартирных домов, с передачей квартир в частную собственность, что означает, что не предполагается использовать земельный участок для публичных нужд. В то время, как государственные или муниципальные нужды - это потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно-полезных целей).
Таким образом, принимая во внимание, что на момент издания распоряжения ДУИ № 324 от 17.07.15 об отмене распоряжения № 566 от 24.07.14 об утверждении схемы расположения земельного участка, проект планировки и межевания территории, разработанный ООО «Ленинград» не был утвержден в установленном порядке, публичные слушания по нему не проводились, оспариваемое распоряжение не может быть признано обоснованным.
В настоящее время, несмотря на проведение публичных слушаний, границы земельного участка, предполагаемого ООО «Ленинград» к развитию, не установлены, не определено расположение объектов инфраструктуры, планируемых к постройке ООО «Ленинград», само по себе издание Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара распоряжения № РД-1446 от 30.11.2011 не может служить основанием для отмены распоряжения ДУИ № 566 от 24.07.14, поскольку данные акты ДСА и ДУИ имеют разную правовую природу, влекут наступление различных правовых последствий. Само по себе издание ДСА распоряжения № РД-1446 от 30.11.2011 «О разрешении ООО «Ленинград» разработки проекта планировки и межевания территории было издано на срок 6 месяцев, влечет за собой только лишь предоставление ООО «Ленинград» полномочий по разработке указанного проекта, не содержит положений о предоставлении ООО «Ленинград» земельного участка или хотя бы установления границ земельного участка и, соответственно, не может служить основанием для ограничения прав истцов на закрепленное в ст.36 ЗК РФ право на приобретение земельного участка в собственность за выкуп. В свою очередь договор № 129 от 05.02.2010, заключенный между главой г.о. Самара и ООО «Ленинград» по своей правовой природе является предварительным договором, договором о намерениях.
Таким образом, земельный участок, планируемый ООО «Ленинград» к развитию до настоящего времени не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, что подтверждается сведениями из ФГБУ ФКП Росреестра С/о, в установленном порядке ООО «Ленинград» в аренду, пользование, собственность либо для застройки не передан, его границы не сформированы.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия считает, что распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара № 324 от 17.07.15 об отмене распоряжения № 566 от 24.07.14 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала № №» нарушаются права и законные интересы собственников части жилого дома, имеющих право на приобретение в собственность земельного участка за выкуп, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, действовавшего на момент обращения граждан за предоставлением земельного участка (статья 39.3,п. 6, 39.20 ЗК РФ). Исходя из изложенного выше, указанное распоряжение не может быть признано законным и обоснованным.
Довод представителя ООО «Ленинград» о том, что с момента заключения договора на развитие застроенной территории земельный участок может быть предоставлен только лицу, с которым заключен данный договор, со ссылкой на ч. 8 статьи 46.1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой представление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не представлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством, не может быть принят во внимание. Поскольку эта норма регламентирует правоотношения по предоставлению земельного участка именно под застройку в рамках градостроительной деятельности. Кроме того, следует обратить внимание на то, что действующим законодательством в случае реализации договора на развитие застроенной территории предусмотрен механизм изъятия, выкупа земельных участков для муниципальных нужд, их резервирование, что не исключает предоставление земельных участков гражданам, имеющим исключительное право на их приобретение.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия считает исковые требования Дима М.П. и Орешиной Т.Н. подлежащими удовлетворению. Ссылка ООО «Ленинград» на решение Кировского районного суда г. Самара по гражданскому делу № 2а-5781/2015 г., не может быть принята во внимание при разрешении настоящего гражданского правового спора, поскольку из решения, приобщенного ООО «Ленинград» к апелляционной жалобе, усматривается, что спор разрешен в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, между иными лицами, по иным основаниям и по иному предмету, поэтому это решение не может иметь преюдициального значения при разрешении данного спора.
В соответствии с Законом Самарской области от 29.12.2014г. № 134 – ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменений в ст.1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара с 01.03.2015 переданы органам местного самоуправления г.о. Самара, которым является администрация г.о. Самара.
В связи с чем, обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>3, общей площадью 1500 кв.м., занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома, следует возложить на администрацию г.о. Самара.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда установлено, что 03 февраля 2016 г. между Администрацией г.о. Самара – продавцом, и Дима М.П. и Орешиной Т.Н.- покупателями. заключен договор купли-продажи № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м., занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома.
Установлено также, что 20.05.2016 г. Управлением Росреестра по Самарской области произведена государственная регистрация права общей долевой собственности по ? доле за Орешиной Т.Н. и Дима М.П. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м. Поэтому судебная коллегия считает необходимым указать в резолютивной части определения на то, что определение в части возложения на администрацию г.о. Самара обязанности подготовить и направить Дима М.П., Орешиной Т.Н. проект договора купли - продажи земельного участка считать исполненным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 13 октября 2015 года отменить.
Постановить новое решение.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области № 12-1/2224/14 от 11.02.2015г. об отказе в предоставлении Дима М.П., Орешиной Т.Н. испрашиваемого земельного участка в собственность за выкуп.
Признать незаконным распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары № 324 от 17.07.2015г. «Об отмене распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 24.07.14г. № 566 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №».
Признать за Димой М.П., Орешиной Т.Н. право на приобретение за выкуп земельного участка кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м., занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком.
Обязать администрацию г.о. Самара подготовить и направить Дима М.П., Орешиной Т.Н. проект договора купли - продажи земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м., занимаемого частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком.
Решение в части возложения на администрацию г.о. Самара обязанности подготовить и направить Дима М.П., Орешиной Т.Н. проект договора купли- продажи земельного участка считать исполненным.
Председательствующий
Судьи