ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1412/19 от 11.07.2019 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Анофрикова С.Н. Дело № 33-1412/2019

2-125/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 11.07.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Пименовой С.Ю.,

судей

Миронова А.А.,

Мелентьевой Ж.Г.

при секретаре Тихенко Т.Ю. рассмотрела в судебном заседании в порядке апелляционного производства частную жалобу представителя Унитарного муниципального предприятия Опытно-показательное хозяйство «Заречное» (ныне акционерное общество «Ордена трудового красного знамени «Заречное») Устименко В.А. на определение Елизовского районного суда Камчатского края от 12.04.2019 об отказе в прекращении исполнительного производства.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя заявителя АО «Заречное» Горевой Т.В., представителя Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры Новоселовой Е.В., судебная коллегия

установила:

определением суда от 12.04.2019 Унитарному муниципальному предприятию Опытно-показательное хозяйство «Заречное» (далее УМП ОПХ «Заречное», ныне АО «Заречное») отказано в прекращении исполнительного производства -ИП, возбужденного 11.03.2019 на основании решения Елизовского районного суда Камчатского края от 12.02.2013.

В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного. Указано, что основной задачей УМП ОПХ «Заречное» в рамках исполнения решения суда являлось проведение рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения. Между тем, земельной участок с кадастровым номером , рекультивацию которого предприятие обязано было провести, 29.05.2017 на основании распоряжения Правительства Камчатского края переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «Об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель», указывает, что рекультивация земель сельскохозяйственного назначения преследует цель восстановления плодородного слоя, который у земель промышленности отсутствует. Полагает в этой связи, что утрачена возможность исполнения судебного акта, просит исполнительное производство прекратить.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя АО «Заречное» Горева Т.В. доводы частной жалобы поддержала.

Представитель Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры Новоселова Е.В. с доводами частной жалобы не согласилась, полагая определение суда законным и обоснованным.

По правилам, предусмотренным частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Вместе с этим, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Камчатского краевого суда.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Решением Елизовского районного суда от 12.02.2013 иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен. На УМП ОПХ «Заречное» возложена обязанность произвести рекультивацию земельного участка площадью 20054 кв.м сельскохозяйственного назначения на котором производилась разработка карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых, входящего в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в срок до 01.09.2017. Из содержания решения следует, что целью рекультивации является восстановление плодородного слоя на землях сельскохозяйственного назначения.

Решение суда вступило в законную силу 06.06.2013 на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда.

11.03.2019 возбуждено исполнительное производство.

Отказывая в прекращении исполнительного производства суд исходил из того, что факт изменения категории земель, а также передача земельного участка в разработку ООО «Тимбер» основаниями для удовлетворения заявления не являются, поскольку земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в силу положений закона также подлежат рекультивации. В этой связи судом указано, что возможность исполнения судебного акта не утрачена.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, дополнительно указывает следующее.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Применительно к положению пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для прекращения исполнительного производства в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, заявитель обязан в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства невозможности исполнения решения суда.

Согласно материалам дела, УМП ОПХ «Заречное» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером , категории – земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с кадастровым номером входит в состав вышеуказанного земельного участка (общая учтенная площадь 10641819 кв.м).

В результате межевания земельного участка с кадастровым номером был образован земельный участок с кадастровым номером , площадью 177093 кв.м, поставлен на учет 24.03.2014.

Распоряжением Правительства Камчатского края от 29.05.2017 № 205-П земельный участок с кадастровым номером (частично используемый под карьер) переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Из данного земельного участка выделен земельный участок с кадастровым номером , передан для разработки ООО «Тимбер».

Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» рекультивация земель— это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

На момент принятия судебного решения действовало и применялось Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», из которого следует, что в целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Пунктом 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, действующих в настоящее время, под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Кроме того, на момент принятия судебного акта применялись Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67, пунктом 5 которых было предусмотрено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

На основании пункта 1.2 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» разработка проектов рекультивации нарушенных земель проводится с учетом следующих факторов: природные условия района (климатические, педологические, геологические, гидрологические, вегетационные); расположение нарушенного (нарушаемого) участка; перспективы развития района разработок; фактическое или прогнозируемое состояние нарушенных земель к моменту рекультивации (площадь, форма техногенного рельефа, степень естественного зарастания, современное и перспективное использование нарушенных земель, наличие плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, прогноз уровня грунтовых вод, подтопление, иссушение, эрозионные процессы, уровень загрязнения почвы); показатели химического и гранулометрического состава, агрохимические и агрофизические свойства, инженерно-геологическая характеристика вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель»; хозяйственные, социально-экономические и санитарно-гигиенические условия района размещения нарушенных земель; срок использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений; охрана окружающей среды от загрязнения ее пылью, газовыми выбросами и сточными водами в соответствии с установленными нормами ПДВ и ПДК; охрана флоры и фауны.

При этом выбор направлений рекультивации определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации», а разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Между тем, при выполнении мероприятий по исполнению решения суда проект рекультивации нарушенных земель не составлялся, в дело не представлены доказательства, где именно располагается спорный земельный участок, подлежащий рекультивации, равно как и доказательства, подтверждающие, что в отношении указанного земельного участка изменена категория земель, не представлено заключение специализированного компетентного органа о том, что исполнение решения суда о рекультивации спорного земельного участка ввиду изменения его категории невозможно.

В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали основания для категоричного вывода о невозможности исполнения решения суда.

Доводы частной жалобы повторяют позицию заявителя, приведенную суду первой инстанции, ранее были рассмотрены судом и правильно отклонены, поскольку не являются достаточными для прекращения исполнительного производства.

При вышеизложенных обстоятельствах судебная коллегия находит, что обжалуемое определение отвечает требованиям действующего законодательства, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены по доводам частной жалобы и в безусловном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 333, пунктом 1 части 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение Елизовского районного суда Камчатского края от 12.04.2019 оставить без изменения, частную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий С.Ю. Пименова

Судьи А.А. Миронов

Ж.Г. Мелентьева