Судья – Балуева Е.В.
Дело № 33-420/2024 (33-14147/2023)
№ дела в суде первой инстанции 2-334/2023
УИД: 59RS0022-01-2023-001206-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Пермь 16.01.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,
судей Шабалиной И.А., Петуховой Е.В.
при секретаре Анваровой О.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стерехова Евгения Николаевича к Администрации городского округа «Город Кизел» об уточнении списка граждан, проживающих в ветхом жилье, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья;
по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Кизел» на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 12.10.2023.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Стерехов Е.Н. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Кизел» (с учетом уточнения исковых требований) о возложении на администрацию городского округа «Город Кизел» обязанности включить Стерехова Е.С. в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ; возложении обязанности предоставить Стерехову Е.С. социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Требования мотивированы тем, что на момент ликвидации шахты им.«Ленина» ОАО «Кизелуголь» истец и его мать С1. были зарегистрированы и проживали по адресу: г. Кизел, ул. ****, с 26.11.1985. Нанимателем квартиры являлась мать – С1., которая с 26.11.1985 была зарегистрирована и проживала в указанной квартире. С1. 16.08.2005 ушла из дома, и её местонахождение было неизвестно, было подано заявлению в полицию. Розыскное дело № ** 25.12.2007 было прекращено, ввиду смерти С1.
Согласно заключению Уральского филиала ОАО ВНИМИ от 15.08.2016 дом по ул. ****, 1932 года постройки признан подверженным влиянию подземных горных работ на шахте «им. Ленина», в связи с чем стал ветхим и был включен в списки ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности; дом по состоянию на дату обследования был разрушен, дата разрушения не установлена. Квартира №** по ул. **** и г. Кизел является для истца единственным жильем, иного недвижимого имущества на территории РФ истец не имеет, в приватизации истец не участвовал. Считает, что имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ; на момент принятия решения о ликвидации шахты истец был зарегистрирован и проживал по ул. **** в г.Кизел.
Решением Кизеловского городского суда Пермского края от 12.10.2023 постановлено:
«Исковые требования Стерехова Евгения Николаевича удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Город Кизел» уточнить списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ОАО «Кизелуголь», включив в указанные списки Стерехова Евгения Николаевича.
Обязать Администрацию городского округа «Город Кизел» (ИНН/КПП 5911079974/591101001) предоставить Стерехову Евгению Николаевичу (паспорт ***), социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Определением судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 101.10.2023 в мотивировочной части решения Кизеловского городского суда Пермского края от 12.10.2023 исправлена описка, указано вместо «Стерхов Е.С.» - «Стерхов Е.Н.».
Администрация городского округа «Город Кизел» в апелляционной жалобе просит решение отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы заявителем указано на то, что отсутствует одно из условий указанное в абзаце 7 пункта 8 Постановления № 428 (лица должны не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате ведения горных работ, но и проживать в данном жилом помещении). Судом не принят во внимание довод ответчика о том, что Стерхова А.К. (мать истца) не была включена в первоначальный список ТЭО шахты «Ленина» справка от 04.09.2023 № И-1-31/1347, то есть у Стерхова Е.Н. не возникло даже производного права от его родителей на получение социальной выплаты. Также считает, что судом неправомерно принято во внимание распоряжение Комитета имущественных отношений от 10.07.2002 «О списании основных средств», поскольку оно не является документом, подтверждающим факт ветхости жилого помещения по адресу: ****. Справкой Администрации города Кизела от 09.11.2023 № И-1-31/1699 подтверждено, что дом ветхим на момент принятия решения о ликвидации шахты «Ленина» не признавался. Справка получена после вынесения судебного решения. Истец не является ни собственником (ни нанимателем) и не членом семьи собственника (нанимателя). Также обращает внимание суда на то, что истец на дату принятия решения о ликвидации шахты был зарегистрирован (без правовых оснований) в жилом помещении в доме по адресу: ****, не доказан факт его проживания и проживания по настоящее время в ветхом жилье, непригодном для проживания в результате ведения горных работ.
Стереховым Е.Н. направлены возражения на апелляционную жалобу Администрации городского округа «Город Кизел», в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «Город Кизел» оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года №81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии с положениями статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ от 28.09.2016 года № 976) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника (нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом №177 Минэнерго России от 27.06.2006, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт открытого акционерного общества «Кизелуголь». При этом, пункт 8 Правил предоставления социальных выплат предусмотрел основания уточнения списков граждан, подлежащих переселению, перечень которых является исчерпывающим.
Судом установлено и следует из материалов дела, что С1. и её сын Стерехов Евгений Николаевич проживали и были зарегистрированы в квартире, по адресу: г.Кизел, ул.****. С1. умерла, о чем 31.10.2007 составлена запись акта о смерти №** (л.д.11).
Из справки о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете, следует, что по адресу: **** состоят (состояли) на регистрационном учете С1.** года рождения, с 26.11.1985 года, умерла 31.10.2007. На день выдачи справки (08.08.2023) состоит на регистрационном учете Стерехов Евгений Николаевич, 15.03.1986 года рождения, с 25.03.1986 (л.д. 13); данные обстоятельства подтверждаются также карточкой регистрации (л.д.18-20).
Из ответа администрации городского округа «Город Кизел» на обращение Стерехова Е.Н. следует, что оснований формирования списков граждан, подлежащих переселению, не имеется (л.д.16).
Согласно сведеньям, представленным ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Стерехов Евгений Николаевич, ** года рождения не имеет в Кизеловском городском округе Пермского края квартиры и жилья в частном доме, принадлежащем ему на праве собственности. В приватизации квартиры в Кизеловском городском округе Пермского края не участвовал (л.д.15).
Согласно заключению Уральского филиала АО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по ул. **** г.Кизела Пермского края» от 15.08.2016 жилой дом по ул. **** г.Кизела Пермского, 1932 года постройки, в настоящее время разрушен. Дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты им. «Ленина», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д.34-35).
Приказом по ОАО «Кизелуголь» было принято решение о ликвидации шахты им. «Ленина» 13.06.1997.
При даче заключения были использованы сведения Кизеловского отдела ГФ ГУП «ЦТИ» Пермского края №30; совмещенный план горных выработок ОАО «Кизелуголь» (шахта «им. Ленина») и застройки г.Кизел, что не противоречит требованиям Эталона проекта ликвидации шахты (разреза).
Истец на момент ликвидации шахты им.Ленина, проживал и был зарегистрирован по адресу: г. Кизел, ул.****, на тот момент он являлся несовершеннолетним, его мать С1. также была зарегистрирована по данному адресу, они оба проживали в данной квартире.
В судебном заседании допрошена свидетель Т., которая пояснила, что знала семью истца, она проживала в этом же доме, истец с матерью жили в квартире № **. Когда она вселялась в этот дом, ей также ордер не выдавали, сказали, живи так. Дом в настоящее время разрушен. Она обращалась в администрацию с заявлением о предоставлении социальной выплаты, представила заключение ВНИМИ от 15.08.2016, на основании этого заключения с ней был заключен договор о предоставлении социальной выплаты, которую она получила и купила себе другое жилье. Дома по ул. **** давно нет, там просто лес уже растет, дом снесли примерно в 2000 году.
В настоящее время истец вынужден снимать жилое помещение, поскольку дом, в котором он проживал и зарегистрирован, разрушен, иного жилья истец не имеет.
Согласно распоряжению Комитета имущественных отношений от 10.07.2002г. «О списании основных средств», по результатам инвентаризации муниципального недвижимого имущества на 01.08.2001г. выявлены объекты с большим сроком эксплуатации 100% износом, не востребованные для хозяйственного ведения муниципальными предприятиями и оперативного управления муниципальными учреждениями, списать с баланса и в срок до 31.12.2002 г. разобрать списанные объекты. Жилые дома с припиской граждан списанию и сносу не подлежат. Согласно перечню объектов указан дом по ул.****, указан процент износа 100%, имеется отметка дома нет. Таким образом, по состоянию на 2002г. дома по ул.**** не существовало, он был разрушен. Однако в данном доме остались зарегистрированные граждане, в частности Стерехов Е.С.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь указанными выше нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Стерехова Е.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая решение суд исходил из того, что истец с 1986 года, а его мать с 1985 года проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу: ****, на дату принятия решения о ликвидации шахты истец проживал и был зарегистрирован в ветхом, непригодном для проживания в результате ведения горных работ на угольной шахте, жилом помещении, что подтверждено заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ», согласно которому не отдельные помещения были признаны ветхими и непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а дом в целом; на момент ликвидации шахты истец являлся несовершеннолетним; в настоящее время дом разрушен; иного жилья истец не имеет, что подтверждается выписками из ЕГРН, учитывая требования пункта 8 Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 (в редакции от 29.12.2021), истец имеет право на получение спорной социальной выплаты. Доводы ответчика о выдаче матери истца ордера от 07.04.1993 г. на две комнаты № ** и ** дома № ** по ул.****, г.Кизел, площадью 39,8 кв.м., где истец и его мать не были зарегистрированы и об отсутствии документов подтверждающих законность вселения в квартиру № ** по этому же адресу, отклонены судом первой инстанции, так не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. В ходе рассмотрения дела установлено, что истец и его мать проживали и были зарегистрированы в квартире № ** дома № ** по ул.****, г.Кизел, весь многоквартирный дом был признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ, что подтверждается заключением специализированной организации. Истец на дату принятия решения о ликвидации шахты являлся несовершеннолетним и вместе со своей матерью проживал в указанном доме.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и не находит оснований для отмены судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Ссылка ответчика на незаконность вселения истца и его матери в кв. № 3 по ул.К.Маркса,1 г.Кизел, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены.
Техническая документация на многоквартирный жилой дом отсутствует ( л.д. 81 ответ ЦТИ Пермского края). Между тем из показаний истца и свидетеля Т. следует, что вход в жилые помещения был один на две квартиры, была общая кухня, каждая квартира состояла из двух комнат.
Таким образом, представленный в материалы дела ордер на право занятия двух комнат общей площадью 39,8 кв.м., подтверждает законность вселения семьи истца в жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: ****. Доказательств, что кв. № ** не соответствовала по общей площади этим двум комнатам, заявителем жалобы не представлено.
Признание дома непригодным для проживания в результате ведения горных работ в 2016 году, являлось основанием для уточнения списков, ввиду проживания гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности.
Не проживание истца на дату признания дома непригодным для проживания в результате ведения горных работ (2016 г. ), вызвано объективными причинами, а именно саморазрушением дома.
Из материалов дела следует, что на 2002 год спорного дома уже не существовало.
Между тем указанные обстоятельства не могут нарушать права истца на получение социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку не зависели от волеизъявления Стерехова Е.Н.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта.
Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, доводы не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании статей 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 12.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «Город Кизел» - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Определение в окончательной форме изготовлено 23.01.2024