ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1414/2017Г от 13.04.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Кислая М.В. Дело № 33-1414/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,

при секретаре Микушевой А.И.,

рассмотрев в судебном заседании 13 апреля 2017 года дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в лице ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Коми и Министерства внутренних дел по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2016 года, которым удовлетворены исковые требования ФИО1 к МВД по Республике Коми, УФМС России по Республике Коми в лице ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Коми о восстановлении на службе;

восстановлена ФИО1 на службе в органах внутренних дел с <Дата обезличена>, зачислена в распоряжение МВД по Республике Коми;

взыскано с УФМС России по Республике Коми в лице ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Коми в пользу ФИО1 денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере ... руб.;

отказано в удовлетворении исковых требований к МВД Российской Федерации,

заслушав доклад судьи Захваткина И.В., представителя МВД по Республике Коми ФИО2, объяснения истца ФИО1, ее представителя ФИО3, заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МВД по Республике Коми о восстановлении на службе.

Определением суда от <Дата обезличена> соответчиками по делу привлечены МВД Российской Федерации и УФМС России по Республике Коми в лице ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Коми.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционных жалобах УФМС России по Республике Коми в лице ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Коми и МВД по Республике Коми просят решение суда отменить, указывая о его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», была утверждена система и структура органов исполнительной власти и создана Федеральная миграционная служба, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 13 Указа). Данный орган власти был подчинен Министерству внутренних дел РФ.

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена новая структура органов исполнительной власти, в связи с чем ФМС России вышла из под контроля МВД России и перешла под руководство Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 156 от 05 апреля 2016 года «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, Министерству внутренних дел РФ переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС, а также штатная численность с сокращением ее на 30 процентов, установлено, что Министерство внутренних дел РФ является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Согласно Указу проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с его реализацией, подлежало завершению до 01 июня 2016 года.

Как следует из п. 1 и п. 9 ч. 10 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел (пункт 1), а также в случае окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (пункт 9).

Случаи, когда сотрудник органов внутренних дел мог быть зачислен в распоряжение ФМС России были предусмотрены п.п. "г" п. 3 Указа Президента РФ от 15 января 2013 года № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы», где указано, что нормативные правовые акты Министерства внутренних дел РФ, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, применялись к сотрудникам с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Федеральной миграционной службы, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

На основании Указа Президента РФ от 07 июля 2016 года № 321 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 2014 года № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» и признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации» п. 1 - 5 Указа Президента РФ от 15 января 2013 года № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы» утратили силу.

Согласно ст. 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» учитывая, что увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается, отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходила службу в органах внутренних дел. С <Дата обезличена> истец прикомандирована к ФМС России и до <Дата обезличена> исполняла служебные обязанности в должности ....

Приказом МВД РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> ФИО1 с <Дата обезличена> уволена по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел).

Приказом УФМС России по Республике Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> в связи с увольнением по указанному основанию истец освобождена с <Дата обезличена>.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из положений приведенных выше норм применительно к установленным по делу обстоятельствам, пришел к правильному выводу о том, что в связи с увольнением истца в период беременности, она подлежит восстановлению на службе.

При этом суд учел, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 сотрудники упраздненной Федеральной миграционной службы могут продолжать исполнять свои обязанности до завершения организационно-штатных мероприятий, и поэтому обоснованно признал истца подлежащей восстановлению на службе в органах внутренних дел с зачислением в распоряжение МВД по Республике Коми в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с удовлетворением требования о восстановлении на службе, суд правомерно взыскал в пользу истца денежное довольствие за время вынужденного прогула.

Доводы апелляционных жалоб УФМС России по Республике Коми в лице ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Коми и МВД по Республике Коми в части того, что на момент издания приказа МВД России об увольнении истца в связи с сокращением должности, ФИО1 не была беременна были предметом судебного разбирательства и им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Суд обоснованно признал в данном случае, что правовое значение имеет именно факт наличия беременности истца на момент освобождения ее от должности <Дата обезличена>.

Оспаривая законность вынесенного судом решения, МВД по Республике Коми в своей жалобе указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку истца на службу не принимало и со службы не увольняло. Однако данные доводы не влекут отмену вынесенного судом решения, так как истец являлась сотрудником органа внутренних дел, прикомандированной к ФМС по Республике Коми, следовательно, после упразднения ФМС по Указу Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 (ФМС по Республике Коми ликвидировано с 01 июня 2016 года), решение вопроса о дальнейшем прохождении службы истца подлежало разрешению его правопреемником МВД России и его территориальными органами, в данном случае МВД России по Республике Коми.

Истец не могла быть зачислена в распоряжение ФМС по Республике Коми, так как нормы Указа Президента РФ от 15 января 2013 года № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы», регулирующие данные вопросы, утратили силу с 07 июля 2016 года, то есть до момента освобождения истца с должности.

Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании приведенных норм права, поэтому не могут быть положены в основу отмены решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в лице ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Коми и Министерства внутренних дел по Республике Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи