Судья Киракосян Т.Т. | Дело № 33-1415/2015 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда всоставе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | ФИО2, ФИО3 |
при секретаре | ФИО4, |
20 августа 2015 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе П.А.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 5 мая 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований П.А.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Камчатскому краю» о взыскании <данные изъяты>., составляющих задолженность по выплате денежных средств за нахождение в служебной командировке за период с 23 июля 2014 года по 11ноября 2014 года, компенсации за задержку выплаты, начиная с 11 декабря 2014 года по день вынесения решения суда, которая на день подачи иска составляет <данные изъяты> руб. 22 коп., отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения П. А.В. и его представителя Б. Ю.Ю., поддержавших апелляционную жалобу по доводам в ней изложенным, объяснения представителя ФГКУ«ПУ ФСБ РФ по Камчатскому краю» М. Д.А., считавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. А.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по Камчатскому краю» (далее по тексту ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по Камчатскому краю») о взыскании задолженности за нахождение в служебной командировке в период с 23 июля 2014 года по 11 ноября 2014 года в размере <данные изъяты>, что соответствует <данные изъяты> США на дату подачи иска, денежной компенсации за задержку выплаты, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты 11 декабря 2014 года по день вынесения решения, которая на день подачи иска составляет <данные изъяты>, что соответствует <данные изъяты> долларам США <данные изъяты> центам на дату подачи иска.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работает в ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по Камчатскому краю» в <должность>. В период с 23 июля 2014 года по 11ноября 2014 года (112 дней) находился в служебной командировке на борту корейского судна «<данные изъяты>», служебное задание №. Полагал, что за время нахождения в командировке работодателем ему не выплачены денежные средства, выплата которых предусмотрена п.п. 1.5, 3 приложений 9-14 к Протоколу 23 Российско-Корейской сессии по рыболовному хозяйству от 18 апреля 2014 года, подписанного в рамках Межправительственного соглашения о сотрудничестве России и Республики Корея в области рыбного хозяйства от 16 сентября 1991 года.
П. А.В. участия в судебном заседании не принимал.
В судебном заседании его представитель Б. Ю.Ю. требования своего доверителя поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что при пересечении границы в паспорте П. А.В. были сделаны соответствующие отметки, в связи с чем, полагала, что он находился в командировке на территории иностранного государства.
В судебном заседании представитель ФГКУ «ПУ ФСБ РФ по Камчатскому краю» С. М.А. требования П. А.В. полагала не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указала, что П. А.В. направлялся в командировку на иностранное судно, находящееся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, без захода на территорию иностранного государства, в связи с чем суточные в иностранной валюте, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 года № 812, выплате ему не подлежат. Правовых оснований считать траулер «<данные изъяты>», находящийся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, территорией Республики Корея не имеется.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе П. А.В., не соглашаясь решением суда, полагая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что исключительная зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерации, вследствие чего применение положений Постановления Правительства Российской Федерации №729 от 2 октября 2002 года в части расчета и компенсации за командировку из расчета 100рублей в сутки является необоснованным. Полагал, что морские суда, находящиеся вне пределов государственной территории, относятся к условной государственной территории, определяемой портом приписки судна. В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации № 749 и от 13 октября 2008 года даты пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации и при следовании на территорию Российской Федерации определяются по отметкам пограничных органов в паспорте. Также сослался на то, что ответчик получил за период нахождения его в командировке денежные средства из расчета 66 долларов за сутки от корейской стороны в рамках договора с иностранным лицензиатором об обеспечении деятельности должностных лиц, направляемых на иностранные суда для контроля за промыслом. Полагал, что указанные выплаты являются расходами на личные нужды сотрудника, находящегося в командировке на бору корейского судна, производимыми за особые условия труда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении в служебную командировку за границу, как и по России, работнику в соответствии со статьями 167 и 168 Трудового кодекса Российской Федерации гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации суточные являются дополнительными расходами, связанными с проживанием вне места постоянного жительства.
В настоящее время особенности порядка направления работников в служебные командировки, как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств определяются на основе Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года №749.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, регулируется Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года №729.
При направлении работника организации, финансируемой из федерального бюджета, в заграничную командировку выплата суточных производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26декабря 2005 года №812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
Согласно действующему законодательству Российской Федерации иностранные суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, обязаны осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по безопасности и под контролем указанного лица (ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17декабря 1998 года, ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30ноября1995года).
Государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов осуществляется подразделениями ФСБ России (Приказ ФСБ РФ от 26 сентября 2005 года №569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов»).
Согласно п. 14 Устава Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю, утвержденного приказом ФСБ России от 2 июля 2011 года № 291 и измененного приказом № 570 от 12 ноября 2012 года, пограничное управление может оказывать услуги на возмездной основе по осуществлению должностными лицами государственной морской инспекции пограничного управления государственного контроля за осуществлением иностранными судами рыболовства в исключительной экономической зоне и (или) континентальном шельфе Российской Федерации. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, подлежат зачислению в федеральный бюджет (п. 23).
В целях соблюдения требований Федерального закона «Обисключительной экономической зоне Российской Федерации» 28 мая 2014 года между ФГКУ «ПУ ФСБ России по Камчатскому краю» и компаниями, входящими в состав Ассоциации океанического промысла Республики Корея, заключен договор № 2 об обеспечении деятельности должностных лиц, направляемых на иностранные суда для контроля за промыслом водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, П. А.В. состоит в трудовых отношениях с ФГКУ «ПУ ФСБ России по Камчатскому краю». С 1 июня 2014 года исполняет обязанности по <должность>.
В период с 23 июля 2014 года по 11 ноября 2014 года истец находился в служебной командировке. В период с 23 июля 2014 года по 29 октября 2014года П.А..В. по служебному заданию, в целях осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, находился на борту траулера «<данные изъяты>» Республика Корея, в зоне ответственности ПУ ФСБ России по Камчатскому краю (л.д. 58, 59, 60).
На борту судна П.А..В. бесплатным питанием не обеспечивался, валюту не получал (л.д. 60). Вместе с тем 6 апреля 2015 года ему работодателем была выплачена компенсация командировочных расходов в размере <данные изъяты> (л.д. 119).
Разрешая требования П. А.В. суд первой инстанции, исходя из того, что его командировка проходила на борту морского судна иностранного государства, находящегося в исключительной экономической зоне Российской Федерации, целью командировки являлось осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации на промысловых судах Республики Корея, в зоне ответственности ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, а не на территории иностранного государства, где, в силу «Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов», не предусматривается исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, так же учитывая, что в силу ст. 36 Федерального закон от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», иностранные суда в исключительной экономической зоне Российской Федерации не рассматриваются как территория иностранного государства, пришел к выводу, что командировочные расходы истца за период, нахождения в командировке на борту траулера «<данные изъяты>» подлежат расчету и компенсации в соответствии с Постановлением Правительства № 729 от 2 октября 2002года №729 (в ред. от 22 октября 2014 года) «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений», что составляет 100 рублей в сутки.
Установив, что командировочные расходы за период нахождения в командировке на борту траулера «<данные изъяты>» в количестве 112 дней были оплачены истцу в размере <данные изъяты>, вынес решение об отказе П. А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права, подробный анализ которых приведен в мотивировочной части обжалуемого решения, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Сам факт пересечения истцом Государственной границы Российской Федерации и его нахождение в экономической зоне Российской Федерации на иностранном судне без захода в иностранные порты и прохождения необходимых видов контроля, не могут рассматриваться как нахождение в служебной командировке на территории иностранного государства.
Кроме того, в силу статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации суточные представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
Однако требуя взыскать с ответчика задолженность по оплате суточных из расчета по 66 долларов США за каждые сутки нахождения на иностранном судне, П. А.В. в подтверждение своих доводов доказательства того, что он при нахождении в командировке на корейском судне был вынужден нести расходы в иностранной валюте на личные нужды, суду не представил.
Вместе с тем, согласно п. 4 ч. 3 ст. 12.4 ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» иностранные промысловики должны нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента схода с судна наравне с командным (руководящим) составом судна.
Как следует из материалов дела, указанные обязательства по обеспечению должностных лиц ФГКУ «ПУ ФСБ России по Камчатскому краю» всем необходимым при их нахождении на судне взяла на себя принимающая корейская сторона на основании Договора № 2 от 28 мая 2014года (л.д. 111-118).
Доказательств тому, что истец на корейском судне во время служебной командировки не был обеспечен всем необходимым, суду представлено не было.
Ссылка истца на то, что корейская сторона в рамках указанного договора перечислила ответчику за его работу на иностранном судне сумму из расчета 66 долларов США за каждый день его работы, правового значения для данного спора не имеет, поскольку данный договор регулирует отношения между ФГКУ «ПУ ФСБ России по Камчатскому краю» и Корейской компанией, и вопрос о производстве каких-либо выплат из указанных средств истцу не предусматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на получение суточных в иностранной валюте в качестве компенсации за особые условия труда (не имея возможности ежедневно возвращаться домой, нахождение длительное время в замкнутом пространстве, ненормированный рабочий день и т.д.), является несостоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку такая выплата государственным инспекторам ФГКУ «ПУ ФСБ России по Камчатскому краю» за работу на иностранных судах, ведущих промысел в экономической зоне Российской Федерации, ничем не предусмотрена.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают правильности выводов суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.
Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 5 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи