ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14165/2015 от 10.12.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Олейников А.В. Дело № 33-14165/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2015 года в городе Волгограде Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Колгановой В.М.,

судей Сукачева Д.Ю., Марчукова А.В.,

при секретаре Бондарь А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего И.А.В., к администрации Волгограда, департаменту по образованию администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности к перерегистрации в качестве будущего воспитанника муниципального образовательного учреждения, возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации,

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 30 сентября 2015 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска ФИО1 действующей в интересах несовершеннолетнего И.А.В. к администрации Волгограда, департаменту по образованию администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности к перерегистрации в качестве будущего воспитанника муниципального образовательного учреждения, возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с иском к администрации Волгограда, департаменту по образованию администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности к перерегистрации в качестве будущего воспитанника муниципального образовательного учреждения, возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации.

В обоснование исковых требований указала, что она является матерью И.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По её обращению ДД.ММ.ГГГГИ.А.В. принят в очередь на поступление в МОУ детский сад г. Волжского Волгоградской области. Впоследствии в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Волгоград, в настоящее время они проживают по адресу: <адрес><адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец поставила на учет И.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем подачи электронного заявления, зарегистрированного на сайте https://es.volganet.ru/ под номером № <...>. Желаемыми детскими садами указаны МОУ детский сад № <адрес>, СОУ детский сад №<адрес>, однако на данный момент движение очереди заморожено до повторного обращения.

Из сообщения департамента по образованию администрации Волгограда, следует, что поданным ЕИС И.А.В. не состоит на учете в электронной очереди Волгограда, поданной ДД.ММ.ГГГГ электронное заявление не принято к рассмотрению. Указала, что И.А.В. является уроженцем <адрес>, в настоящее время фактически проживает по адресу Волгоград, <адрес>, наблюдается в детской клинической поликлинике №<адрес>. Она работает в <.......> в <адрес> Волгограда. На основании изложенных обстоятельств, истец подала заявление о предоставлении места в детском саду <адрес>. Однако в департаменте образования администрации Волгограда ей сообщили, что постановка в очередь без регистрации по месту фактического проживания в г. Волгограде не представляется возможным. Полагает действия департамента по образованию администрации Волгограда по отказу в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении <адрес> незаконными.

ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего И.А.В., просила суд признать незаконным бездействие департамента по образованию администрации Волгограда в решении вопроса устройства И.А.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в муниципальную дошкольную образовательную организацию <адрес>. Обязать департамент по образованию администрации Волгограда произвести перерегистрацию ребенка по дате его первичной постановки на учет, как будущего воспитанника МОУ в <адрес>, аннулировать первоначальную запись по постановке на учет в г. Волжском. Предоставить в течение одного месяца со дня вынесения окончательного решения судом место И.А.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в муниципальной дошкольной образовательной организации <адрес>.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, истец ФИО1, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, в обоснование жалобы ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя истца – ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, представителя соответчика администрации Волгограда – ФИО4, возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФИО1 является матерью И.А.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из уведомления о регистрации ребенка в Книге учета будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования г. Волжского от ДД.ММ.ГГГГ следует, что И.А.В. записан в Книге учета будущих воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения под регистрационным номером - № <...>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась за постановкой И.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве будущего воспитанника детского дошкольного образовательного учреждения <адрес>, путем подачи электронного заявления на сайте https://es.volganet.ru/, зарегистрированного под номером № <...>. Приоритетными детскими садами указаны МОУ детский сад №<адрес>, СОУ детский сад №<адрес>.

Из сообщения департамента по образованию администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> следует, что по данным ЕИС И.А.В. не состоит на учете в электронной очереди Волгограда, поданное ДД.ММ.ГГГГ электронное заявление не принято к рассмотрению, в связи с тем, что к заявлению не прикреплены необходимые документы. Так же указано на необходимость повторной подачи заявления с необходимым пакетом документов. В настоящее время И.А.В. не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении Волгограда.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Так, в соответствии с Уставом города-героя Волгограда, принятым Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов 29.06.2005 № 20/362, администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом. Администрация Волгограда состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.

В соответствии с Решением Волгоградской городской думы от 16.02.2011 № 42/1311 в структуру администрации Волгограда входит департамент по образованию администрации Волгограда как отраслевое структурное подразделение администрации Волгограда, который является юридическим лицом.

В силу п. 4 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также п. 3 ст. 49 Устава города-героя Волгограда и принятого в реализацию Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 29.06.2005 г. № 20/362, учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений от имени города выступает муниципальное образование, а именно структурное подразделение администрации Волгограда, ведающее образованием, т.е. Департамент по образованию.

Организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования регулируется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014.

В соответствии с п.6 названного Порядка, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Как указывалось выше, п.6 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрен учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

В Волгограде учет детей дошкольного возраста ведется в Единой информационной системе учета «Реестр очередности будущих воспитанников МДОУ Волгограда» в соответствии с которым постановлением администрации Волгограда от 13.03.2015 №333 закреплены находящиеся на территории районов МОУ.

Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 14.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: 1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 вышеуказанного закона административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Постановлением администрации Волгограда от 12.09.2012 № 2693 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет для зачисления детей в муниципальные образовательные учреждения Волгограда, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования».

Согласно п. 1.1 названного административного регламента, настоящий административный регламент разработан в целях повышения качества и доступности предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет для зачисления детей в муниципальные образовательные учреждения Волгограда, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования» (далее - муниципальная услуга), определяет сроки, стандарт предоставления муниципальной услуги и последовательность действий (далее - административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги.

Как указано в п. 2.3 административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является постановка на учет для зачисления в МОУ в автоматизированной системе "Учет очередности будущих воспитанников МДОУ Волгограда" (далее - АСУ) и выдача уведомления о постановке на учет в АСУ для зачисления детей в МОУ по форме согласно приложению 3 к настоящему административному регламенту (далее - уведомление о постановке на учет) или выдача уведомления об отказе в постановке на учет в АСУ для зачисления детей в МОУ по форме согласно приложению 4 к настоящему административному регламенту.

На основании п. 2.7.1 Регламента муниципальная услуга предоставляется при обращении заявителя со следующими документами: заявлением, содержащим согласие на обработку персональных данных; паспортом заявителя либо иным документом, удостоверяющим личность одного из родителей (законных представителей) ребенка, и его копией или документом, подтверждающим законность представления прав ребенка; свидетельством о рождении ребенка и его копией; свидетельством о регистрации ребенка по месту жительства или по месту преимущественного пребывания или документом, содержащим сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту преимущественного пребывания на территории Волгограда, за которой закреплено МОУ, выбранное в качестве приоритетного для зачисления.

Согласно п. 2.7.2. Регламента при обращении заявителя для предоставления муниципальной услуги с заявлением в электронной форме к заявлению прикрепляются электронные копии документов, указанных в подпункте 2.7.1 раздела 2 настоящего административного регламента. Документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное получение места в МОУ, представляются заявителем в ТУ ДОАВ в течение 30 дней со дня направления заявления в электронной форме.

В соответствии с п. 2.8.2 Регламента основанием для отказа в приеме заявления с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги, является непредставление в полном объеме документов, указанных в пункте 2.7 раздела 2 настоящего административного регламента.

Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» п. 8 документы о приеме подаются в образовательную организацию, в которую получено направление в рамках реализации государственной и муниципальной услуги, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, пояснения сторон, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду, при подаче ДД.ММ.ГГГГ электронного заявления, зарегистрированного на сайте https://es.volganet.ru/ под номером № <...> о постановке на учет в ДОУ <адрес> Волгограда И.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истцом не выполнено требование п.п. 2.7.1, 2.7.2 Регламента.

Кроме того, в целях организации ведения учета проживающих на территории городского округа город-герой Волгоград детей, подлежащих обучению по общеобразовательным программам дошкольного образования, и предоставления им общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также присмотра и ухода, издан Приказ департамента по образованию администрации Волгограда от 18.03.2015 № 335 "Об утверждении Порядка комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования".

Согласно п. 3.3.1 указанного Порядка, муниципальная услуга предоставляется при обращении заявителя со следующими документами: заявлением по форме, установленной Регламентом, содержащим согласие на обработку персональных данных; паспортом заявителя либо иным документом, удостоверяющим личность одного из родителей (законных представителей) ребенка, и его копией или документом, подтверждающим законность представления прав ребенка; свидетельством о рождении ребенка и его копией; свидетельством о регистрации ребенка по месту жительства или по месту преимущественного пребывания или документом, содержащим сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту преимущественного пребывания на закрепленной территории Волгограда; документами, подтверждающими право на внеочередное или первоочередное получение места в МОУ, согласно подпункту 2.7.1 пункта 2 Регламента.

Согласно п. 3.4. Порядка, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: наличие сведений в АИС о нахождении на учете ребенка заявителя в другом муниципальном образовании или предоставлении места в МОУ ребенку заявителя.

Согласно п. 3.5. Порядка, при отказе в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, указанным в пункте 3.4.2 настоящего Порядка, осуществляется повторная регистрация ребенка в едином электронном реестре при личном обращении заявителя в ТУ ДОАВ (далее - повторная регистрация).

На основании п. 3.5.1 Порядка, при повторной регистрации ребенка дополнительно к документам, указанным в пункте 3.3.1 настоящего Порядка, требуется подтверждение в ТУ ДОАВ сведений об отчислении из МОУ или об удалении учетной записи из электронного реестра будущих воспитанников в другом муниципальном образовании Волгоградской области. Данные сведения запрашиваются ТУ ДОАВ в течение пяти рабочих дней посредством межведомственного информационного взаимодействия. Заявитель имеет право представить документы, подтверждающие данные сведения, по собственной инициативе.

Из материалов дела следует, что И.А.В. записан в Книге учета будущих воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения, регистрационный № <...>.

Из материалов также следует, что ФИО1 не предпринято в установленном порядке действий для реализации права на получение И.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения места в дошкольном образовательном учреждении, устранении препятствий к принятию его на учет в качестве будущего воспитанника муниципального дошкольного образовательного учреждения <адрес> Волгограда, поскольку И.А.В. продолжает числиться в соответствующем реестре в г. Волжском, на территории Волгограда на учет не принимался.

Обоснованным является и вывод суда об отказе в удовлетворении требований о перерегистрации несовершеннолетнего И.А.В. по дате его первичной постановке на учет из одного муниципального образования – город Волжский Волгоградской области, в иное муниципальное образования – город-герой Волгоград, поскольку такая возможность в системе действующего правового регулирования отсутствует.

Каких-либо доводов, основанных на доказательствах, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда, в апелляционной жалобе не содержится, по существу доводы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Волгограда от 30 сентября 2015 года оставить – без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: