ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14172/2021 от 22.11.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Тявлина М.А. 24RS0047-01-2021-000222-11 дело № 33- 14172/2021

2.209

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

Председательствующего Тарараевой Т.С.

судей Александрова А.О., Петрушиной Л.М.

с участием прокурора Воротынской О.О.

при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.

гражданское дело по иску исковому заявлению и.о. прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского», Управлению образования администрации Северо-Енисейского района, Администрации Северо-Енисейского района об обязании принять меры к обеспечению охраны объекта,

по апелляционной жалобе представителя администрации Северо-Енисейского района Рябцева А.Н.,

на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 02 сентября 2021 года, которым постановлено

Исковые требования и.о. прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к к МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского», Управления образования администрации Северо-Енисейского района, администрации Северо-Енисейского района об обязании принять меры к обеспечению охраны объекта удовлетворить.

Обязать МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского» обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течении 6 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на Администрацию Северо-Енисейского района, Управление образования администрации Северо-Енисейского района обязанность по финансированию расходов МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского» по обеспечению охраны объекта по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Выслушав докладчика, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края обратился в суд с иском к МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского», Управлению образования администрации Северо-Енисейского района, Администрации Северо-Енисейского района об обязании принять меры к обеспечению охраны объекта.

Требования мотивированы тем, что на образовательные организации в соответствии с положениями ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возложены обязанности по созданию безопасных условий обучения и воспитания обучающихся. МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» осуществляет образовательную деятельность, её учредителем является Управление образования администрации Северо-Енисейского района. В ноябре 2020 года в данном образовательном учреждении, имеющим третью категорию опасности, проведена проверка, в ходе которой прокуратурой района внесены представления. По итогам представлений предприняты меры по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения и частичном устранении выявленных нарушений. Однако нарушение, предусмотренное п.п. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов в образовательном учреждении не устранено. Охрану образовательного учреждения осуществляют работники, не имеющие специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств, которые в чрезвычайной ситуации не смогут противостоять проникновению в здание злоумышленников, оказать им сопротивление и принять меры административного принуждения.

Просили обязать МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. Е.С. Белинского» принять меры к обеспечению охраны объекта (территории), расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Северо-Енисейского района просит отменить решение, указывая, что они привлечены к участию в деле в качестве соответчиков по ходатайству прокуратуры, при этом стороной истца какие либо требования ни к администрации района, ни к Управлению образования не заявлялись. Также указывают, что поскольку конкретные сроки реализации обязательных мероприятий антитеррористической защищенности объектов в Постановлении №1006 не установлены, решение суда нарушает нормы материального права. Ответчики не спорят с необходимостью организации физической охраны в образовательных учреждениях, однако, считают предъявление таких требований до срока их исполнения, установленного по согласованию с надзорными органами в паспорте финансовой безопасности учреждения как 2021 финансовый год, нарушением принципа самостоятельности бюджета.

В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, жалобу- без удовлетворения.

Представитель ответчика МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского» в суд не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом заказным письмом с уведомлением (л.д.134). Стороны также уведомлены публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда. Судебная коллегия считает возможным в соответствие с п.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Северо-Енисейского района по доверенности Беленя Е.В., представителя управления образования администрации Северо-Енисейского района по доверенности Гертнер Г.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу прокурора Воротынской О.О., Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п.п.2 п.15 ч.3 ст. 15 данного Федерального закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.7 ст.2, ч.3.1 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с положениями ст. 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекта, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ).

В силу п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона "О противодействии терроризму", правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса)

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий), в силу подп. «б» п.25 которых в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Согласно п.26 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями финансированию муниципальных учреждений.

Как правильно установлено судом, подтверждается материалами дела, по результатам проведенной прокуратурой Северо-Енисейского района Красноярского края проверки МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского», по вопросу соблюдения федерального законодательства в части исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов установлено, что данное учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Охрана данного образовательного учреждения обеспечена силами сотрудников учреждения (вахтеры, сторожа), системой видеонаблюдения, «тревожной кнопкой». Сторожа и дежурные, не обладают специальными навыками, не проходили специальную подготовку, не имеют спецсредств для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

Согласно утвержденному 13.12.2019 года директором МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского, по согласованию с руководством ФГКУ «9 отряд ФПС по Красноярскому краю», ОВО по г. Лесосибирску – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» и УФСБ России по Красноярскому краю, паспорту безопасности образовательного учреждения, зданию и территории МБОУ Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского» присвоена третья категория опасности. Для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) привлекаются силы филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю, ОМВД России по Северо-Енисейскому району, а также средства, в том числе кнопка экстренного вызова полиции, телефонная связь, видеонаблюдение объекта, автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, световые указатели «ВЫХОД», система освещения, имеется АПС, система речевого оповещения, система дублирования тревожного сообщения на пульт ПСЧ-94.

Разрешая спор на основе анализа представленных по делу доказательств, суд пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требования.

При этом суд исходил из того, что на территории МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского» обеспечение охраны в соответствии с подп. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, не осуществляется. Принимая во внимание особый статус образовательных учреждений и необходимость обеспечения их большей антитеррористической защищенности, суд возложил на ответчиков обязанность осуществления мероприятий, указанных в п. 25 настоящего Постановления в целях обеспечения охраны объекта сотрудниками охраны соответствующих организаций на территории данного образовательного учреждения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт неисполнения органом местного самоуправления, образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, что выражается в отсутствии постоянного физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории образовательного учреждения, влечет потенциальную угрозу жизни и здоровью детей и работников образовательного учреждения, неопределенного круга лиц.

Указание в жалобе на допущенные судом нарушения норм процессуального права, неправомерное возложение обязанностей по финансированию требуемых истцом мероприятий на органы местного самоуправления, при отсутствии заявленных в установленном процессуальном законе порядке требований прокурора к администрации Северо-Енисейского района, Управлению образования администрации, несостоятельны.

Согласно Устава МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа № 1 им. В.С. Белинского учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование –Северо-Енисейский район Красноярского края. Функции и полномочия от имени учредителя осуществляет Управление образования Северо-Енисейского района.

В силу п.3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, несет собственник соответствующего имущества.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, каковым в данном случае является учредитель муниципального учреждения, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно установленного ст. 38.1 Бюджетного Кодекса РФ принципа подведомственности расходов, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения дела прокурором подано письменное ходатайство о привлечении администрации Северо-Енисейского района, Управления образования администрации, к участию в деле в качестве соответчиков. В данном ходатайстве прокурор со ссылкой на вышеприведенные положения закона прямо указывает на то, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления ( л.д. 91).

В судебном заседании суда первой инстанции при вынесении решения, требования прокурора в этой части обсуждались, представитель администрации Северо-Енисейского района давал пояснения по существу заявленных к ним требований, поясняя, что как администрацией района, так и управлением образования администрации района принимаются меры по реализации требований закона (л.д.111).

Требования о финансировании органами местного самоуправления мероприятий антитеррористической направленности производны от заявленных прокурором к образовательному учреждению основных требований о выполнении данных мероприятий.

Поскольку обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности лежит на образовательном учреждении, однако, реализация данной обязанности поставлена в зависимость от выделения средств бюджетом муниципального образования, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.

Указанное является правовым основанием для возложения на образовательное учреждение обязанности по обеспечению надлежащей охраны объекта, на Администрацию Северо-Енисейского района, Управление образования администрации Северо-Енисейского района обязанности об обеспечении финансирования данных мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении постановленным решением судом принципа самостоятельности бюджетов, с указанием на то, что исполнение мероприятий возложенных судом согласно паспорта безопасности образовательного учреждения запланировано на 2021 финансовый год, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильность выводов суда не опровергают и основанием отмене решения служить не могут.

Исходя из положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд вправе установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с длительностью неисполнения ответчиком выявленных нарушений требований закона, о необходимости устранения которых прокурором указано в представлении 20.11.2020, исходя из значимости вопроса, суд правомерно установил срок для исполнения решения. Судебная коллегия находит данный срок разумным и достаточным.

Исполнение данных мероприятий не ранее чем, в течение срока установленного в паспорте безопасности объекта, противоречит федеральному законодательству и снижает уровень правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией.

Доводы апелляционной жалобы основаны не неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильность выводов суда не опровергают и основанием отмене решения служить не могут.

Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 02 сентября 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Северо-Енисейского района Рябцева А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 ноября 2021 года