ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1418 от 06.05.2014 Кировского областного суда (Кировская область)

  Судья Малова Н.Л.                       Дело 33-1418                                                  06 мая 2014 года

               АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе

 председательствующего судьи Шевченко Г.М.

 судей Мартыновой Т.А. и Сидоркина И.Л.

 с участием прокурора Русановой О.А.

 при секретаре Бакулевой О.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 06 мая 2014г. дело по апелляционной жалобе Управления охраны и использования животного мира Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 18 февраля 2014 г., которым постановлено:

 Признать бездействие Управления охраны и использования животного мира Кировской области, выражающееся в не проведении биотехнических мероприятий в общедоступных охотничьих угодьях Белохолуницкого, Омутнинского, Шабалинского, Санчурского районов Кировской области, незаконным.

 Обязать Управление охраны и использования животного мира Кировской области организовать проведение биотехнических мероприятий в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства, предусмотренные приказом Минприроды РФ от 24.12.2010 №560 «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов» на территории общедоступных охотничьих угодий Белохолуницкого, Омутнинского, Шабалинского, Санчурского районов Кировской области в срок до 1 мая 2014 г.

        Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., судебная коллегия

                                           УСТАНОВИЛА :

 Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охоте Управлением охраны и использования животного мира Кировской области, в ходе которой выявлены нарушения закона. В приложении 4 к постановлению Губернатора Кировской области №305 от 28.07.2000г. перечислены все общедоступные охотничьи угодья Кировской области. В результате изучения информации Управления установлено, что в 2012 г. управлением охраны и использования животного мира Кировской области проведены мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры в общедоступных охотничьих угодьях Богородского, Верхошижемского, Юрьянского районов, в 2013г. - в общедоступных охотничьих угодьях Богородского, Верхошижемского, Юрьянского, Свечинского районов Кировской области. Районы, в которых выполнены биотехнические мероприятия, избраны по принципу удаленности общедоступных охотничьих угодий, ветеринарно-профилактической и противоэпизоотической обстановкой, наличие в угодьях охотничьих видов животных, для которых необходимы определенные виды биотехнических мероприятий. В остальных общедоступных охотничьих угодьях Кировской области, в которых также имеются охотничьи виды животных, Управлением биотехнические мероприятия не проводились значительное время. Более двух лет не проводились биотехнические мероприятия в общедоступных охотничьих угодьях Белохолуницкого, Омутнинского, Шабалинского, Санчурского районов Кировской области. Управлением какие-либо меры по организации и осуществлению биотехнических мероприятий в общедоступных угодьях указанных районов Кировской области в 2013 г. не предприняты, биотехнические мероприятия не проведены. Непроведение биотехнических мероприятий нарушает один из принципов правового регулирования в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов - обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия. Устранение всех недостатков для обеспечения организации проведения биотехнических мероприятий, необходимо с целью защиты прав всех лиц, пользующихся охотничьими угодьями. Невыполнение Управлением требований ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушает права лиц - пользователей охотничьими ресурсами вообще доступных охотничьих угодьях. Индивидуализировать данный круг лиц невозможно в силу специфики деятельности и количеству лиц, получающих разрешения на охоту. Просит признать бездействие ответчика, выражающееся в не проведении биотехнических мероприятий в общедоступных охотничьих угодьях Белохолуницкого, Омутнинского, Шабалинского, Санчурского районов Кировской области, незаконным. Обязать Управление охраны и использования животного мира Кировской области организовать проведение биотехнических мероприятий в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охогустройства, предусмотренные приказом Минприроды РФ от 24.12.2010 №560 «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов» на территории общедоступных охотничьих угодий Белохолуницкого, Омутнинекого, Шабалинского, Санчурского районов Кировской области в срок до I мая 2014 года.

 Судом вынесено вышеуказанное судебное решение.

 В жалобе Управления охраны и использования животного мира Кировской области просит решение суда отменить. В решении не указан нормативный правовой акт, возлагающий на управление прямую обязанность проводить биотехнические мероприятия в общедоступных охотничьих угодьях. Согласно Положения об управлении охраны и использовании животного мира Кировской области управление непосредственно и через подведомственное областное государственное учреждение организует и реализует за счет субвенций федерального бюджета мероприятия в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам и среды их обитания, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Ни в ФЗ «О животном мире», ни в законе об охоте не дан перечень мероприятий по охране и воспроизводству животного мира и среды обитания, которые обязаны организовывать специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ территория и периодичность их проведения. Спецуполномоченные органы субъектов в рамках предоставленной компетенции определяют необходимость проведения соответствующих охранных мероприятий, куда включаются и регулирование численности охотничьих ресурсов и контрольно-надзорные мероприятия, и улучшение среды обитания животных. Статья 47 часть 2 ФЗ об охоте проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и ИП, заключившими охотхозяйственные соглашения. Согласно части 3 указанной статьи содержание биотехнических мероприятий, порядок их проведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом федеральной исполнительной власти. В приказе Минприроды РФ от 24.12.2010г. № 560 «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, порядка их проведения» регламентирована обязанность пользователей животным миром осуществлять данные мероприятия в закрепленных угодьях, в отношении которых заключены соглашения. В данном приказе не регламентированы какие конкретно мероприятия проводятся, их периодичность, указание пространственного распределения их проведения, то есть нет обязательного их проведения во всех районах, в которых есть общедоступные охотничьи угодья. Суд оставил без внимания доводы, что в Белохолуницком, Омутнинском, Санчурском районе проводились в 2013 году биотехнические мероприятия направленные на устранение незаконной добычи охотничьих ресурсов рейдовые контрольно надзорные мероприятия, утверждались квоты и лимит добычи охотничьих ресурсов, в связи с чем нельзя говорить о бездействии управления. В настоящее время в Шабалинском районе отсутствуют общедоступные охотничьи угодья. Управление выполняет все функции возложенные на него. Данное дело относится к делам, возникающим из публичных правоотношений. Не обоснован срок, до которого управление просят обязать провести биотехнические мероприятия.

 В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления охраны и использования животного мира Кировской области ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы, прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 На основании ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик - Управление охраны и использования животного мира Кировской области, являясь органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена обязанность по организации и осуществлению сохранения охотничьих ресурсов и среды обитания, в том числе по проведению биотехнических мероприятий в общедоступных охотничьих угодьях, действий по организации проведения биотехнических мероприятий не производит.

 Указанные выводы суда основаны на положениях Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказа Минприроды РФ N 560 от 24.12.2010 г. "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов", которые предусматривают обязанность проведения органами государственной власти в пределах их полномочий мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды из обитания (их организации и осуществлению сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды из обитания), созданию охотничьей инфраструктуры. Приложением к вышеназванному приказу предусмотрено проведение биотехнических мероприятий ежегодно, в объеме и составе, определенном документами внутрихозяйственного устройства.

 В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 29.12.2007 №596 «О специально уполномоченных органах Кировской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и их среды обитания» с внесенными изменениями в данное распоряжение специально уполномоченными государственными органами Кировской области по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания является управление охраны и использования животного мира Кировской области.

 Согласно п. 3.1.4.4.1. Положения об Управлении охраны и использования животного мира Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области № 152/454 от 11.11.2008, Управление охраны и использования животного мира Кировской области организует и осуществляет охрану и воспроизводство объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрану среды обитания указанных объектов животного мира.

 В соответствии с главой 10 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ одним из видов мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания являются биотехнические мероприятия.

 В соответствии со ст.6 указанного ФЗ проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

 Согласно ст. 47 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ к биотехническим мероприятиям относятся меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов. Проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Содержание биотехнических мероприятий, порядок их проведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно п. 3, 5 приложения к приказу биотехнические мероприятия, проводятся в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях. Проведение биотехнических мероприятий осуществляется ежегодно, в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства.

 В приложении 4 к постановлению Губернатора Кировской области №305 от 28.07.2000 перечислены все общедоступные охотничьи угодья Кировской области.

 Судом установлено и материалами дела подтверждается, что более двух лет не проводились биотехнические мероприятия в общедоступных охотничьих угодьях Белохолуницкого, Омутнинского, Шабалинского, Санчурского районов Кировской области. Управлением охраны использования животного мира Кировской области какие-либо меры по организации и осуществлению биотехнических мероприятий в общедоступных угодьях указанных районов Кировской области в 2013 г. не предпринимало, биотехнические мероприятия не планировались и проводились.

 Непроведение биотехнических мероприятий нарушает один из принципов правового регулирования в области охраны и сохранения охотничьих ресурсов - обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.

 Суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства по делу и законодательство, регулирующее данные правоотношения признал бездействие Управления охраны и использования животного мира Кировской области, выражающееся в не проведении биотехнических мероприятий в общедоступных охотничьих угодьях Белохолуницкого, Омутнинского, Шабалинского, Санчурского районов Кировской области, и обязал организовать их проведение в срок до 1 мая 2014г.

 Судебная коллегия с доводами жалобы, что решение суда является незаконным, поскольку на Управление не возложена обязанность конкретно самим осуществлять биотехнические мероприятия, согласиться нельзя, поскольку суд первой инстанции обязал ответчика организовать их проведение, что прямо предусмотрено законодательством.

 Представитель управления подтвердил в суде апелляционной инстанции, что финансирование на данные мероприятия идет к ним из федерального бюджета ежегодно в виде субвенций, денежные средства они получают через Департамент финансов и в соответствии с поступившей суммой составляют план мероприятий, проводят закупки, организуют биотехнические мероприятия, принимают сделанную работу.

 С доводами жалобы, что в Шабалинском районе Кировской области отсутствуют общедоступные охотничьи угодья, так как Управление заключило договор с ООО «<данные изъяты>» и предоставило данную территорию для пользования объектами животного мира, согласиться нельзя, так как границы охотничьих угодий общего пользования Шабалинского района Кировской области не исключены из границ общедоступных охотничьих угодий.

 С доводами жалобы, что суд первой инстанции указал на бездействие управления в проведении биотехнических мероприятий, хотя в данных районах Кировской области в 2013 году биотехнические мероприятия проводились были направлены на устранение незаконной добычи охотничьих ресурсов путем рейдовых контрольно надзорных мероприятий, согласиться нельзя, сам представитель управления в суде апелляционной инстанции указал, что это подтверждается командировочными удостоверениями, но данные доказательства суду первой инстанции представлены не были.

 Коллегия пришла к выводу, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено.

 Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части установленного срока, где управление обязано организовать проведение биотехнических мероприятий до 01 мая 2014 года, данный срок должен быть исключен, так как на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции он истек, некоторые биотехнические мероприятия проводятся круглогодично, другие посезонно, необходимо соблюдение и требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 18 февраля 2014 года изменить.

 Исключить из решения суда указание срока об организации проведения биотехнических мероприятий.

 В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Председательствующий:                                         Судьи: