ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14183/19 от 24.01.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Аксютенко А.Н. Дело №33-14183/2019

24RS0024-01-2019-002496-02

2.092г.

09 октября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Киселевой А.А.

судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.

при помощнике судьи: Приходько П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 5 Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,

по апелляционной жалобе заместителя начальника правового отдела отделения ГУ КРО ФСС РФ – ФИО2

на решение Канского городского суда Красноярского края от 26 июля 2019 года, которым постановлено:

«Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 5 Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 выдать ФИО1 кресло-коляску с приводом для управления одной рукой, комнатную в количестве 1 изделие».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации, указав, что он является инвалидом 1 группы (<данные изъяты>). Согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходима кресло-коляска с приводом для управления одной рукой, комнатная, которую он получил 18.04.2013 года со сроком эксплуатации 6 лет, срок эксплуатации которой к моменту обращения истца с заявлением к ответчику истек, креслом-коляской до настоящего времени не обеспечен.

Необеспечение средством технической реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в связи с чем истец просил обязать ответчика обеспечить его техническим средством реабилитации в виде комнатной кресла-коляски с приводом для управления одной рукой в количестве 1 изделия.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе заместитель начальника правового отдела отделения ГУ КРО ФСС РФ – ФИО2 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на отсутствие оснований для выдачи истцу кресло-коляски, поскольку программа реабилитации от 21.05.2012 года № 943 (которой предусматривалось предоставление истцу указанного средства реабилитации), с 24.12.2013 года утратила свою силу, как и предусмотренные ею реабилитационные мероприятия. Кроме того, судом не принято во внимание, что программой реабилитации от 24.12.2013 года для истца предусмотрена кресло-коляска с электроприводом, комнатная, которая выдана истцу 02.12.2018 года.

В судебное заседание ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ КРО ФСС РФ Крафт Н.А. (доверенность от 01.01.2019 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. ст. 10, 11.1 от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

Согласно Правилам обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 (в ред. от 16.05.2019), финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает в порядке межведомственного электронного взаимодействия в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие регистрацию инвалида (ветерана) в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (п.п. 3, 4, 5 указанных Правил).

Межведомственный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, кресла-коляски с ручным приводом комнатные являются техническим средством реабилитации, обеспечение которым возложено на Фонд социального страхования.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов, определяет лимиты бюджетных средств подведомственных распорядителем и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

В соответствии с п. 6 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с Бюджетным кодексом.

Таким образом, от имени Российской Федерации в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации выступают исполнительные органы Фонда социального страхования и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.

Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец фактически до настоящего времени не обеспечен техническим средством реабилитации, поскольку выданная ему кресло-коляска с электроприводом не отвечает предъявляемым к ней требованиям и не может быть использована по назначению в условиях места жительства истца (коляска не входит в лифт и дверные проемы квартиры).

Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на неверно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, противоречащим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 является инвалидом 1 группы. Согласно его индивидуальной программе реабилитации № 943 к акту освидетельствования № 1013 от 21.05.2012 ему необходимо техническое средство реабилитации: кресло-коляска с приводом для управления одной рукой, комнатная в количестве 1 изделие. Коляска предоставлена истцу 18.04.2013 года, что подтверждается актом сдачи-приемки товара.

24.12.2013 года ФИО1 разработана новая программа реабилитации, в соответствии с которой он в числе прочего подлежит обеспечению ТСР - кресло-коляска с электроприводом комнатная, которая предоставлена 01.12.2018 года, что подтверждается актом приема – передачи товара.

17.05.2019 года ФИО1 обратился с заявлением к ответчику, в котором просил заменить кресло-коляску комнатную с ручным приводом одной рукой по окончании срока использования по ИПР № 943 от 21.05.2012 года, которое оставлено без удовлетворения, поскольку ИПР № 943 к акту освидетельствования № 1013 от 21.05.2012 прекратила свое действие, как и мероприятия по ее исполнению.

Проверяя доводы истца о том, что коляской с электроприводом истец не может пользоваться, поскольку по своим техническим параметрам она не помещается в лифт, не проходит в дверные проемы квартиры истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец фактически до настоящего времени не обеспечен техническим средством реабилитации, поскольку выданная ему кресло-коляска с электроприводом не отвечает предъявляемым к ней требованиям и не может быть использована по назначению в условиях места жительства истца.

При этом суд первой инстанции указал, что непредоставление инвалиду технического средства реабилитации, которое может им использоваться по назначению, обеспечение его креслом-коляской, которая не позволяет ему передвигаться ни в квартире, ни за ее пределами, прямо противоречит смыслу закона Федерального Закона России от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», статья 2 которого предусматривает, что социальная защита инвалидов должна обеспечивать их социальную поддержку, обеспечивать инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а не препятствовать этому.

Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что кресло – коляска с электроприводом комнатная предоставлена истцу в соответствии с действующей программой реабилитации, данное техническое средство реабилитации предусмотрено федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года №2347-р, входит в классификацию технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденную приказом Минтруда России от 13.02.2018 года №86н.

Предоставление истцу кресла-коляски с приводом для управления одной рукой не соответствует действующей индивидуальной программе реабилитации.

Кроме того, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы ответчика о том, что выдавая инвалиду техническое средство реабилитации, отделение Фонда социального страхования не вправе соизмерять и сопоставлять его с размерами жилого помещения инвалида, подъезда, дома, так как это не входит в компетенцию Фонда.

Кроме того, как следует из ИПР истца №1942 от 24.12.2013 года, истцу выдана кресло-коляска с электроприводом ручная комнатная, которая предназначена для передвижения инвалида в квартире (доме), а не на улице или в лифте.

В указанной связи судебная коллегия не находит оснований для предоставления истцу технического средства реабилитации – кресла-коляски с приводом для управления одной рукой, предусмотренного ИПР №943 от 21.05.2012 года, утратившей действие с принятием новой ИПР от 24.12.2013 года, в соответствии с условиями которой истец обеспечен необходимым техническим средством.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе ФИО1 в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Канского городского суда от 26 июля 2019 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №5 о возложении обязанности по обеспечению техническим средством отказать.

Председательствующий:

Судьи: