ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1418/18 от 31.01.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Романова А.В. дело № 33-1418/2018

††††††††††††††††††††††††††††††††††††?††††††††††††††††††††††††††††††††††††

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Тихоновой Ю.Б.

судей Авходиевой Ф.Г., Потехиной О.Б.

при секретаре Настенко В.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Авходиевой Ф.Г.

дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Кошурниковские Энергосети» о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 21 ноября 2017 года,

которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Кошурниковские Энергосети» о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда, отказать.»

Заслушав докладчика, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд (с учетом уточнений) с иском к ООО «Кошурниковские Энергосети» о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными, взыскании излишне уплаченных денежных средств, компенсации морального вреда. Просил признать бездействие ответчика по отказу в начислении возмещения при расчете платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение), потребленные истцом в жилой квартире, расположенной по адресу: <адрес> в период времени с июля 2017 года по сентябрь 2017 года включительно незаконным; возложить на ответчика обязанность учитывать сумму государственного возмещения при расчете платы за коммунальные услуги, потребляемые истцом в вышеуказанной квартире; взыскать с ответчика в пользу истца излишне уплаченные денежные средства за потребленные коммунальные услуги (холодную воду и водоотведение) в период времени с июля 2017 года по сентябрь 2017 года включительно в сумме 3 919 руб. 70 коп.; признать действия ответчика по неправильному начислению платы за коммунальные услуги (каждой в отдельности) незаконными; возложить обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (каждой в отдельности) за октябрь 2017 года; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (каждой в отдельности), потребленные истцом в вышеуказанной квартире в соответствии с законодательством; обязать производить расчет платы за коммунальные услуги (каждой в отдельности) в соответствии с законодательством; взыскать с ответчика моральный вред в сумме 20000 руб.

Требования мотивированы тем, что истец проживает со своей семьей по вышеуказанному по адресу. В процессе жизнедеятельности потребляет коммунальные услуги, предоставляемые ООО «Кошурниковские Энергосети», в частности: холодное водоснабжение, водоотведение, а в отопительный сезон - отопление жилой квартиры.

В августе 2017 года истец получил от ответчика платежный документ за июль 2017 года, согласно которому за потребленные услуги: холодное водоснабжение и водоотведение в количестве 5 м3 истец должен оплатить 1693,45 руб. За июнь 2017 года за тот же набор коммунальных услуг (холодное водоснабжение и водоотведение), но за 12 м3 (с учетом возмещения) начислено 874,80 руб. На письменный запрос истца, ответчик ответил, что индексирование платы за коммунальные услуги производится по формуле: плата за июль 2017 = плата за декабрь 2016 года +6,2% (индекс цен по Красноярскому краю). Но в связи с тем, что в июле 2017 года истец не пользовался отоплением, то и возмещение в данном месяце не предусмотрено, так как за июль 2016 года истец оплатил меньше чем в декабре 2016 года. Считает данные доводы ответчика несостоятельными, в связи с отсутствием вины истца в том, что в летний период времени ему не предоставляется коммунальная услуга по отоплению. Установка приборов учета потребленных коммунальных услуг как раз и направлена на экономию энергоресурсов и, как следствие, на уменьшение платы потребителей за коммунальные услуги. Полагал, что ответчик незаконно и необоснованно изменил правила расчета размера платы за потребленные истцом коммунальные услуги с целью получения наибольшей прибыли и материального обогащения. Своими неправомерными действиями ответчик причинил истцу нравственные страдания, которые квалифицировал как моральный вред.

Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. Полагает, что нормы постановления Правительства РФ №400 от 30.04.2014 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ» регулируют только предельные индексы повышения цен на коммунальные услуги, но не платежи в целом. Указывает, что финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета. Отмечает, что возмещение должно рассчитываться по каждой коммунальной услуге по отдельности и в целом по квитанции.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Как установлено ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» утверждены «Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее Основы формирования индексов) которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

Согласно п. 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) (п.4).

При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.

Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря) (п.6).

Факт превышения установленного предельного индекса, в соответствии с положениями п. 63 Основ формирования индексов, определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года (при выполнении условий, указанных в пунктах 4-7, 10 и 37 -40 настоящего документа).

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Согласно п. 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Тарифы на тепловую энергию, питьевую воду и водоотведение устанавливаются решениями правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края.

Приказом Региональной энергетической комиссии от 05.12.2016 №437-в установлены тарифы для потребителей п. Кошурниково на период с 01.01.2017 по 31.12.2018, с 01.01.2017 по 30.06.2017 на питьевую воду в размере 107,78 руб./м3, на водоотведение 218,80 руб. /м3, с 01.07.2017 по 31.12.2017 на питьевую воду в размере 112,62 руб./м3, на водоотведение 226.01 руб./м3.

Приказом Региональной энергетической комиссии от 06.12.2016 №283-п установлены тарифы для потребителей п. Кошурниково на период с 01.01.2017 по 31.12.2018, с 01.01.2017 по 30.06.2017 на тепловую энергию в размере 2817,74 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 2927,63 руб./Гкал.

Указом Губернатора Красноярского края от 30.12.2016 №286-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 01.01.2017 по 2018 год» установлен предельный индекс изменения размера вносимой гражданин платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Курагинский район в размере 6,2 %.

В силу ст.2 закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги. Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса.

Для реализации закона № 7-2835 принято постановление Правительства Красноярского края от 09.04.2015 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», устанавливающее порядки предоставления компенсации исполнителям коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, плательщиком коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: <адрес> является ФИО1

Ресурсоснабжающей организацией по горячему водоснабжению и отоплению указанной квартиры является ООО «Кошурниковские Энергосети».

Между ООО «Кошурниковские Энергосети» и ООО «Водоканал» 01.01.2017 заключен агентский договор №7 по оказанию услуг по выставлению счетов-квитанций за холодную воду и водоотведение.

В августе 2017 года истец получил от ответчика платежный документ за июль 2017 года, согласно которому за потребленные услуги: холодное водоснабжение и водоотведение в количестве 5 м3 истец должен оплатить 1693,45 руб. За июнь 2017 года за тот же набор коммунальных услуг (холодное водоснабжение и водоотведение), но за 12 м3 (с учетом возмещения в размере 3056 руб. 18 коп. ) начислено 874,80 руб.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дав оценку представленным сторонами доказательствам, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении.

При этом суд исходил из того, что при определении размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанные исходя из тарифов, необходимо принимать во внимание индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги установленный в субъекте РФ. При этом, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении каждого гражданина, исходя из размера фактической платы за все коммунальные услуги, отраженной в его платежном документе. Величина превышения рассчитывается за каждый месяц из расчета к декабрю предыдущего календарного года.

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего года не более чем на установленную величину предельного индекса, что следует из приведенных выше нормативных документов.

Из платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за июнь, июль, август, сентябрь 2017 года и декабрь 2016 года видно, что в декабре 2016 года (базовый период) ФИО1 оплатил за коммунальные услуги 5 404,86 рублей, при этом объем потребления коммунальных ресурсов, согласно показаниям прибора учета составил - за холодную воду 12 м3, за водоотведение 12 м3. В июле, августе, сентябре 2017 года объем потребления коммунальных ресурсов снизился, и составил за холодную воду 5 м3, за водоотведение 5 м3 при этом ФИО1 начислено 1 693,65 руб. за каждый месяц (без возмещения), что не больше платы декабря.

За октябрь 2017 года, согласно квитанции, истцу начислено к оплате 5739 руб. 95 коп. ( с учетом возмещения в размере 5643, 89 коп.), что не превышает плату за коммунальные услуги текущего месяца с учетом предельных индексов в размере 5739 руб. 95 коп. (5404 руб. 85 коп. (оплата за декабрь 2016 года) х 6,2 % (предельный индекс по Курагинскому району)).

Таким образом плата ФИО1 за коммунальные услуги в июле, августе, сентябре и октябре 2017 года не превысила плату за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым согласиться с решением суда первой инстанции.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: