Судья Едиджи С.Х. Дело № 33-1419 2014 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 декабря 2014 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
Председательствующего Бзегежевой Н.Ш.
судей Панеш Ж.К. и Шишева Б.А.
при секретаре Никитиной А.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Тахтамукайского районного суда от 26.08.2014 года, которым постановлено:
- признать право собственности Республики Адыгея на объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог – на 365 осветительных приборов /светильники/, на автомобильных дорогах регионального значения, расположенных <адрес> <адрес> – 83 шт., <адрес> – 35 шт., <адрес> – 17 шт., <адрес> - 7 шт., <адрес> - 25 шт., <адрес> – 72 шт., <адрес> – 20 шт., <адрес> – 15 шт.; <адрес>: <адрес> – 14 шт., <адрес> – 20 шт.; <адрес> <адрес> – 57 шт. и на фазный провод уличного освещения.
Признать право оперативного управления ГУ «Управление автомобильных дорог РА «Адыгеяавтодор» на 365 осветительных приборов /светильники/, на автомобильных дорогах регионального значения, расположенных на территории <адрес>, а именно в <адрес>: <адрес> - 83 шт., <адрес> – 35 шт., <адрес> - 17 шт., <адрес>-7 шт., <адрес>-25 шт., <адрес> – 72 шт., <адрес> – 20 шт., <адрес> – 15 шт.; <адрес>: <адрес> – 14 шт., <адрес> – 20 шт.; <адрес>: <адрес> – 57 шт., а также на фазный провод для уличного освещения.
Обязать Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям и Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея зарегистрировать право собственности на 365 осветительных приборов /светильники/, на автомобильных дорогах регионального значения, расположенных в <адрес>: <адрес> – 83 шт., <адрес> – 35 шт., <адрес> – 17 шт., <адрес> – 7 шт., <адрес> – 25 шт., <адрес> – 72 шт., <адрес> – 20 шт., <адрес> – 15 шт.; <адрес>: <адрес> – 14 шт., <адрес> – 20 шт.; <адрес>: <адрес> – 57 шт. и на фазный провод для их уличного освещения.
Обязать управление ГКУ «УАД РА «Адыгеяавтодор» оформить право оперативного управления на 365 осветительных приборов /светильники/ на автомобильных дорогах регионального значения, расположенных в <адрес>: <адрес> – 83 шт., <адрес> – 35 шт., <адрес> – 17 шт., <адрес> – 7 шт., <адрес> – 25 шт., <адрес> – 72 шт., <адрес> – 20 шт., <адрес> – 15 шт.; <адрес>: <адрес> – 14 шт., <адрес> – 20 шт.; <адрес>: <адрес> – 57 шт.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Тахтамукайского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, к Государственному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор», к администрации МО «Тахтамукайское сельское поселение» о признании объектов недвижимости бесхозяйными, о признании права собственности на них и права оперативного управления этим имуществом.
В обоснование иска указал, что в результате проверки информации главы администрации МО «Тахтамукайское сельское поселение» о ненадлежащем функционировании линий электроосвещения, на автомобильных дорогах расположенных в <адрес>; в <адрес> по: <адрес>; в <адрес> и отсутствия их балансодержателя, установлено, что согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея и информационному письму Министерства строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, автомобильные дороги, расположенные в вышеуказанных населенных пунктах и улицах находятся в собственности Республики Адыгея и состоят в оперативном управлении ГКУ «УАД РА «Адыгеяавтодор». Объекты уличного освещения, расположенные вдоль вышеуказанных автомобильных дорог в республиканской собственности не состоят.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.08.2009г. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, которым создано ГУ «УАД РА «Адыгеяавтодор», осуществляющее ремонт и содержание автомобильных дорог республиканского или межмуниципального значения, расположенных на территории Республики Адыгея.
Ремонт и содержание линий электроосвещения, на вышеуказанных участках дорог не осуществляется, собственник указанных объектов недвижимости неизвестен, так как не принимает никаких мер по их содержанию.
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея вышеуказанные объекты недвижимости в собственность и владение не принимают тогда, как линии электроосвещения являются частью дороги. Непринятие Министерством мер к ремонту и содержанию линий электроосвещения, расположенных по вышеуказанным адресам, и признании на них права собственности и оперативного управления, а также непринятие мер к финансированию данных мероприятий создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.
Просил признать объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог – линии электроосвещения, на автомобильных дорогах регионального значения, расположенные на территории Тахтамукайского района РА в указанных выше населенных пунктах бесхозяйными вещами; признать право собственности Республики Адыгея на эти объекты; признать право оперативного управления ГУ «УАД РА «Адыгеяавтодор» данными объектами и обязать принять их на баланс в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу; обязать Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям и Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея зарегистрировать право собственности на спорные объекты, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу; обязать управление ГКУ «УАД РА «Адыгеяавтодор» оформить право оперативного управления этими объектами в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Нигоев З.О. уточнил исковое заявление, отказавшись от заявленных требований в части признания спорных объектов бесхозяйными. В остальной части поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Судом принято обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям просит решение суда отметить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении искового заявления прокурора Комитет был лишен возможности заблаговременно ознакомиться с уточненными исковыми требованиями, в которых одновременно были изменены основания и предмет искового заявления. Кроме того, поскольку спорное имущество в установленном законом порядке не было признано бесхозяйным (в этой части прокурор отказался от исковых требований), суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (действительного собственника спорного имущества). Оспариваемое решение лишило собственника имущества, возможности принятия решения о закреплении имущества за надлежащим учреждением по своему собственному усмотрению, что по смыслу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием отмены решения суда первой инстанции.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора района Н.О. Нигоев просит решение суда оставить без изменения.
В возражении на апелляционную жалобу глава МО «Тахтамукайское сельское поселение» М.Х. Миш просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием к отмене судебного постановления суда первой инстанции.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Как следует из материалов дела, при разрешении требований прокурора судом не установлен прежний собственник спорного имущества, равно как и не было установлено, что объекты изначально находились в собственности Республики Адыгея. При этом в установленном законом порядке указанные в исковом заявлении прокурора объекты бесхозяйными не признавались. А судом первой инстанции разрешены требования о передаче в собственность этих объектов без извещения органа, на который возложена обязанность по оформлению права собственности согласно заявленным требованиям.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям, установленным п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции, в суд апелляционной инстанции поступило уточненное исковое заявление прокурора Тахтамукайского района, в котором прокурор ранее заявленные требования дополнил требованием о признании спорных объектов бесхозяйными.
Письменных возражений относительно исковых требований прокурора не поступило.
Рассмотрев настоящее гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года (далее - Закон), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В силу п. 5 настоящей статьи объекты, предназначенные для освещения автомобильных, являются элементами обустройства автомобильных дорог. Из этого следует, что объекты освещения автомобильных дорог входят в понятие автомобильной дороги и являются ее частью.
Согласно п. 6 ст. 12 Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу п. 6 ст. 3 Закона, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог.
Из постановления Кабинета министров Республики Адыгея № 208 от 25.12.2008 года и информационного письма Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея № 06-1622 от 03.07.2014 года, автомобильные дороги, расположенные в <адрес> по <адрес>; в <адрес>; в <адрес> по <адрес>, МО «Тахтамукайское сельское поселение», находятся в собственности Республики Адыгея и состоят в оперативном управлении ГКУ «УАД РА «Адыгеяавтодор». Объекты уличного освещения и столбы, на которых они установлены, расположенные вдоль вышеуказанных дорог в республиканской собственности не состоят. При этом ремонт и содержание линий электроосвещения на указанных выше автомобильных дорогах фактически не осуществляется, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
Из представленных в судебное заседание материалов установлено, что собственник линий электроосвещения на указанных автомобильных дорогах в настоящее время неизвестен, следовательно, данные объекты являются бесхозяйными.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает иск прокурора Тахтамукайского района в части признания спорных объектов электроосвещения бесхозяйными подлежащим удовлетворению, в остальной части требования прокурора удовлетворению не подлежат ввиду преждевременности и несоответствия требованиям ст. 225 ГК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тахтамукайского районного суда от 26 августа 2014 года отменить.
Исковое заявление прокурора Тахтамукайского района удовлетворить частично.
Признать бесхозяйными объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог – 365 осветительных приборов (светильников) и столбов, на которых они установлены, на автомобильных дорогах регионального значения, расположенных в <адрес>: <адрес>-83 шт., <адрес>-35 шт., <адрес>-17 шт., <адрес>-7 шт., <адрес>-25 шт., <адрес>-72 шт., <адрес>-20 шт., <адрес>-15 шт.; <адрес>: <адрес>-14 шт., <адрес>-20 шт.; <адрес>: <адрес>-57 шт.
В удовлетворении остальных исковых требований - отказать за необоснованностью.
Председательствующий Н.Ш. Бзегежева
Судьи Ж.К. Панеш
ФИО1