Судья Хрущева О.В. | Дело № 33-14213/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 27.08.2019
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи | Лимоновой Л.Ф., |
судей | Ильиной О.В., |
ФИО1 |
при секретаре Ножниковой Е.В. рассмотрела в помещении суда в порядке апелляционного производства в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО2 к ФКУ «Управление экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить жилое помещение
по частной жалобе Главного управления МЧС России по Новосибирской области на определение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 01.04.2019.
Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения ФИО2, судебная коллегия
установила:
заочным решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 15.05.2015 были удовлетворены исковые требования ФИО2 Признано незаконным решение комиссии Уральского филиала ФКУ «Управление экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 19.12.2014 об исключении ФИО2 из списков лиц, состоящих на учете подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма. На ФКУ «Управление экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение в порядке, установленном действующим законодательством, в порядке очередности.
Вышеуказанное заочное решение не обжаловалось, вступило в законную силу.
Определением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 23.05.2017 была произведена замена должника по вышеуказанному гражданскому делу с Уральского филиала ФКУ «Управление экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на Жилищную комиссию по учету сотрудников МЧС России, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) Сибирского регионального центра МЧС России.
22.01.2019 ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просил произвести замену должника в исполнительном производстве № 15275/15/66062-ИП на Главное управление МЧС России по Свердловской области.
В обоснование заявления указал, что в межрайонном отделе по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Свердловской области на исполнении находится исполнительное производство № 15275/15/66062-ИП от 07.08.2015, предметом исполнения которого является возложение обязанности предоставить жилое помещение ФИО2, должником является ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Должник находится в стадии ликвидации. Судебным приставом-исполнителем был направлен запрос в МЧС России с просьбой о предоставлении сведений о правопреемнике ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». В ответе на запрос представитель ФКУ «УКС МЧС России» разъяснил, что в настоящее время в системе МЧС России рассмотрение вопросов по жилищному обеспечению делегировано не определенному уполномоченному органу, как было ранее, а возложено на жилищные комиссии, создаваемые на базе соответствующих структурных подразделений, исходя из места прохождения службы сотрудников МЧС России, подлежащих жилищному обеспечению. ФИО2 работает в ФГКУ УРПСО МЧС России, которая была подчинена Уральскому региональному центру МЧС России. На основании приказа Уральского регионального центра МЧС России от 31.05.2016 № 213 в Уральском региональном центре была создана Единая жилищная комиссия по учету сотрудников МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений. На основании приказа МЧС России от 15.12.2016 № 24-С Уральский региональный центр МЧС России ликвидирован с назначением правопреемника – Сибирского регионального центра МЧС России, следовательно, одновременно с Уральским региональным центром МЧС России ликвидирована входящая в его состав Единая жилищная комиссия по учету сотрудников МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлению им жилых помещений. На основании приказа МЧС России от 17.10.2018 № 448 Сибирский региональный центр МЧС России ликвидирован с назначением правопреемника – ГУ МЧС России по Свердловской области.
Представителем ГУ МЧС России по Свердловской области был представлен отзыв на заявление о замене стороны в исполнительном производстве, в котором указано, что в соответствии с приказом МЧС России от 17.10.2018 № 451 ДСП «О совершенствовании структуры и развития сил и средств Главного управления МЧС России по Новосибирской области» принято решение о ликвидации Сибирского регионального центра МЧС России, правопреемником назначено ГУ МЧС России по Новосибирской области. В соответствии с приказом Сибирского регионального центра МЧС России от 19.11.2018 № 521 «О передаче учетных (жилищных) дел военнослужащих, спасателей, федеральных государственных гражданских служащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Сибирском региональном центре МЧС России и участников накопительно-ипотечной системы, установлено, что в соответствии с приказом МЧС России от 17.10.2018 № 451 ДСП «О совершенствовании структуры и развития сил и средств Главного управления МЧС России по Новосибирской области» определено организовать работу по приему-передаче учетных (жилищных) дел военнослужащих, спасателей и ФГГС, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений и участников накопительно-ипотечной системы, находящихся на учете в Сибирском региональном центре МЧС России. В соответствии с пунктом 1.3 приказа, ГУ МЧС России по Свердловской области осуществляет приемку учетных дел военнослужащих, спасателей и ФГГС, проходящих службу в пределах Уральского федерального округа.
Определением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 01.04.2019 произведена замена должника по гражданскому делу по иску ФИО2 к Уральскому филиалу ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить жилое помещение – с Сибирского регионального центра МЧС России на Главное управление МЧС России по Новосибирской области.
С таким определением не согласился представитель ГУ МЧС России по Новосибирской области, им подана частная жалоба, в которой просит определение от 01.04.2019 отменить. В обоснование частной жалобы указано, что ФГКУ «УРПСО МЧС России», в которой проходит службу ФИО2, в настоящее время подчинено ГУ МЧС России по Свердловской области, соответственно, именно данный орган и обязан вести жилищный учет спасателей и обеспечивать их жилыми помещениями. Ссылки суда первой инстанции на приказы МЧС России от 12.01.2012 № 5 «Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений» и пункт 2 приказа МЧС России от 05.06.2015 № 288 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России» являются необоснованными, так как данными приказами урегулированы вопросы жилищного обеспечения в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. ФИО2 не является сотрудником ФПС ГПС, относится к категории спасателей аварийно-спасательных служб, состоит на жилищном учете, как спасатель, учет которых осуществляется в соответствии с приказом № 6.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель ФИО2 доводы и требования своего заявления о замены стороны поддержал, полагает, что надлежащим должником является ГУ МЧС России по Свердловской области.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, руководствуясь положениями части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми частные жалобы на определения суда данной категории рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу при установленной явке.
Заслушав объяснения заявителя, проверив законность и обоснованность оспариваемого определения в пределах доводов частной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого определения в силу следующего.
Суд первой инстанции, разрешая заявление ФИО2 о замене стороны в исполнительном производстве, руководствуясь статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приказом МЧС России от 25.07.2011 № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований», приказом МЧС России от 12.01.2012 № 5, приказом МЧС России от 05.06.2015 № 288 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России», Порядком учета военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат), утвержденным приказом МЧС России от 16.05.2016 № 262, приказом МЧС России от 17.10.2018 № 451 ДСП «О совершенствовании структуры и развития сил и средств Главного управления МЧС России по Новосибирской области», пришел к выводам о том, что правопреемником Сибирского регионального центра МЧС России назначено Главное управление МЧС России по Новосибирской области, в связи с чем произвел замену должника на Главное управление МЧС России по Новосибирской области.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается, а доводы частной жалобы находит обоснованными.
Так, приказом МЧС России от 12.01.2012 № 6 утвержден порядок учета в системе МЧС России спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении им жилых помещений.
Согласно пункту 2 указанного приказа, учет спасателей МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями, создаваемыми:
в Центральном региональном центре МЧС России – для учета спасателей МЧС России, работающих в учреждениях и организациях МЧС России, расположенных на территории Центрального федерального округа;
в региональных центрах МЧС России – для учета спасателей МЧС России, работающих в учреждениях и организациях, подчиненных региональным центрам МЧС России и их филиалах, расположенных на территории других федеральных округов.
То есть компетенция жилищной комиссии органа МЧС России по учету в целях обеспечения спасателя жильем определяется подчиненностью конкретному органу МЧС России учреждения, в котором работает конкретный спасатель.
Полномочия Сибирского регионального центра МЧС России (как и других региональных центров МЧС России) были определены Положением о территориальном органе МЧС России – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2004 № 458. В связи с ликвидацией региональных центров МЧС России Положение о РЦ утратило силу 23.04.2019 в соответствии с приказом МЧС России от 14.03.2019 № 142.
Согласно подпункту 9 пункта 9 Положения о РЦ Сибирский региональный центр МЧС России осуществлял постановку на учет и ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, проходящих службу в региональном центре МЧС России и подчиненных учреждениях и организациях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивает их жилыми помещениями в установленном законом порядке.
ГУ МЧС России по Новосибирской области является территориальным органом МЧС России, полномочия которого определены Положением о территориальном органе МЧС – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372.
Согласно подпункту 11 пункта 12 указанного Положения, ГУ МЧС России по Новосибирской области (как и все ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет постановку на учет и ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, проходящих службу в ГУ МЧС России и подчиненных подразделениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивает их жилыми помещениями в установленном законом порядке.
После ликвидации Сибирского регионального центра МЧС России ГУ МЧС России по Новосибирской области не приобрело полномочий, предоставленных региональному центру, то есть по-прежнему уполномочено вести жилищный учет и осуществлять обеспечение жилыми помещениями только спасателей ГУ МЧС России и подчиненных Главному управлению подразделений. При этом не вправе вести жилищный учет и осуществлять обеспечение жилыми помещениями спасателей подразделений, ранее подчинявшихся Сибирскому региональному центру МЧС России.
Подпунктом «в» пункта 7 приказа МЧС России от 17.10.2018 № 451 ДСП «О совершенствовании структуры и развития сил и средств Главного управления МЧС России по Новосибирской области» установлено, что с 29.10.2018 ФГКУ «УРПСО МЧС России» переподчинено Главному управлению МЧС России по Свердловской области, то есть ФГКУ «УРПСО МЧС России» является подчиненным подразделением ГУ МЧС России по Свердловской области.
Устав ФГКУ «УРПСО МЧС России» утвержден приказом МЧС России от 07.10.2011 № 580. В изначальной редакции устава, функции и полномочия учредителя ФГКУ «УРПСО МЧС России» осуществлялись МЧС России через Уральский региональный центр МЧС России. Управление ФГКУ «УРПСО МЧС России» осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России, приказами и распоряжениями Уральского регионального центра МЧС России и Устава.
После ликвидации Уральского регионального центра МЧС России, правопреемником которого был назначен Сибирский региональный центр МЧС России, в устав ФГКУ «УРПСО МЧС России» были внесены изменения, согласно которым функции и полномочия учредителя ФГКУ «УРПСО МЧС России» осуществлялись МЧС России через Сибирский региональный центр МЧС России.
В соответствии с приказом МЧС России от 03.12.2018 № 562 «О внесении изменений в приложения № 1, 3, 4, 5, 6, 7 и 9 к приказу МЧС России от 07.10.2011 № 580» в устав ФГКУ «УРПСО МЧС России» внесены изменения, согласно которым функции и полномочия учредителя ФГКУ «УРПСО МЧС России» на данный момент осуществляет МЧС России через Главное управление МЧС России по Свердловской области. Управление ФГКУ «УРПСО МЧС России» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России, приказами и распоряжениями ГУ МЧС России по Свердловской области и Уставом.
То есть, на данный момент ФГКУ «УРПСО МЧС России» является подчиненным ГУ МЧС России по Свердловской области подразделением. ФГКУ «УРПСО МЧС России» никогда не подчинялось ГУ МЧС России по Новосибирской области.
Таким образом, согласно подпункту 11 пункта 12 Положения о Главном управлении, вести жилищный учет и осуществлять обеспечение жилыми помещениями спасателей ФГКУ «УРПСО МЧС России», к числу которых относится и ФИО2, должно ГУ МЧС России по Свердловской области, поскольку ФГКУ «УРПСО МЧС России» является подчиненным подразделением данного Главного управления.
Учитывая изложенное, определение суда от 01.04.2019 подлежит отмене с разрешением вопроса по существу путем замены должника на ГУ МЧС России по Свердловской области (пункт 4 часть 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 329, 330, 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 01.04.2019 – отменить, заявление ФИО2 о замене должника – удовлетворить.
Заменить должника по гражданскому делу № 2-2940/2015 по иску ФИО2 к ФКУ «Управление экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить жилое помещение – с Сибирского регионального центра МЧС России на Главное управление МЧС России по Свердловской области.
Председательствующий Л.Ф. Лимонова
Судьи О.В. Ильина
ФИО1