АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 марта 2024 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Галкиной Н.Б., Евтодеевой А.В.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)7 Татьяны Аркадьевны к КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» о разрешении социального спора,
по апелляционной жалобе (ФИО)8 Татьяны Аркадьевны на решение Сургутского городского суда от 16.08.2023, которым отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
(ФИО)9 Т.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным бездействия КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат», в связи с невыплатой ей с апреля 2020 года по январь 2021 года ежемесячного пособия предусмотренного п. 4 ст. 13 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре»; выплат предусмотренных распоряжениями Правительства ХМАО – Югры от 31.03.2020 № 150-рп, от 27.11.2020 № 693-рп. Требования мотивированы тем, что истец является неработающим пенсионером. В период с 2020 по 2021 годы ответчик не выплачивал ей вышеуказанные меры социальной поддержки, в связи с тем, что она является директором и участником ООО «Малахит». Между тем, сведения о ее работе в ООО «Малахит» являются недостоверными, поэтому ответчик неправомерно не выплачивал ей соответствующие меры социальной поддержки.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)10 Т.А. оспаривает законность и обоснованность решения. Полагает, что уд незаконно рассмотрел дело в ее отсутствие 16.08.2023, без извещения о времени и месте судебного заседания.
На основании определения от 27.02.2024 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с ненадлежащим извещением апеллянта о времени и месте судебного заседания 16.08.2022.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
(ФИО)11 Т.А. ((дата) г.р.) является пенсионером с 24.09.2014, проживает в (адрес) ХМАО – Югры.
Законом ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО-Югре» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории ХМАО – Югры, в том числе:
- неработающим гражданам (женщинам старше 50 лет, мужчинам старше 55 лет) 1966 года рождения и старше, не имеющим права на получение ежемесячных мер социальной поддержки в денежном выражении в соответствии с федеральным законодательством и законодательством ХМАО – Югры, постоянно проживающим на территории ХМАО – Югры, имеющим стаж работы на его территории не менее 20 лет (п. 3 ст. 3 Закона);
- неработающим пенсионерам из числа граждан, являющихся получателями пенсий в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 7 ст. 3 Закона).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз неработающим гражданам, указанным в п. 3 ст. 3 настоящего Закона, выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере 819 рублей при стаже работы на территории ХМАО – Югры от 20 до 25 лет, 936 рублей - при стаже работы 25 и более лет, назначаемое при соблюдении следующих условий:
1) отсутствие трудовых отношений по трудовым договорам, договорных отношений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг на возмездной основе, а также отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие права на получение дополнительных пенсий, пенсии за выслугу лет и иных выплат к пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и ХМАО – Югры, а также дополнительных негосударственных пенсий за счет средств предприятий, учреждений и организаций по месту прежней работы.
Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 24.10.2013 № 444-п «Об индексации размеров отдельных видов мер социальной поддержки, помощи и иных выплат» с 01.01.2014 проиндексированы размеры отдельных видов мер социальной поддержки, помощи и иных выплат на коэффициент, соответствующий прогнозному уровню инфляции, 4,8%.
Согласно п. 10.1 ст. 13 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз гражданам, указанным в п. 7 и 7.1 ст. 3 настоящего Закона, могут предоставляться единовременные денежные выплаты в соответствии со ст. 15.1 настоящего Закона.
Таким образом, Законом ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз для неработающих граждан и неработающих пенсионеров установлены разные виды мер социальной поддержки.
Понятия «неработающий гражданин» и «неработающий пенсионер» являются пересекающимися, их объемы совпадают только частично. До 31.12.2018 в п. 3 ч. 3 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз были указаны неработающие пенсионеры.
Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 27.12.2010 № 388-п утвержден «Порядок назначения и выплаты социальных пособий», которым установлены правила назначения и выплаты социальных пособий отдельным категориям граждан из числа неработающих пенсионеров и инвалидов с детства, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 3 Закона ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Согласно п. 3 Порядка (в редакции от (дата)) социальное пособие назначается и выплачивается неработающим пенсионерам на основании следующих документов и сведений:
- заявления о назначении социального пособия, с указанием индивидуального номера налогоплательщика, страхового номера индивидуального лицевого счета, номера счета, открытого в кредитном учреждении либо организации федеральной почтовой связи;
- документа, удостоверяющего личность и содержащего указание на гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- трудовой книжки, иных документов, выданных в установленном порядке, подтверждающих стаж работы на территории ХМАО – Югры;
- справки с прежнего места работы об отсутствии права на получение дополнительной негосударственной пенсии за счет средств предприятия, учреждения, организации;
- свидетельства о заключении (расторжении) брака, свидетельства о перемене имени (в случае изменения фамилии, имени, отчества);
- сведений, удостоверяющих факт получения пенсии на территории ХМАО – Югры, представляемых Центру социальных выплат территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведений, удостоверяющих факт отсутствия права на получение дополнительной пенсии, предоставляемых Центру социальных выплат Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом по месту жительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведений, удостоверяющих факт отсутствия получения пенсии за выслугу лет и иных выплат к пенсии, предоставляемых Центру социальных выплат территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО – Югры, Департаментом социального развития ХМАО – Югры в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведений, удостоверяющих факт отсутствия государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляемых Центру социальных выплат Управлением Федеральной налоговой службы по ХМАО – Югре в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из-за особенностей юридической техники оформления документов в п. 4 ст. 13 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз указаны «неработающие граждане», а в п. 3 Порядка от 27.12.2010 № 388-п – «неработающие пенсионеры».
При конкуренции указанных норм применяются положения Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз, поэтому при оценке права истца на получение ежемесячного социального пособия необходимо установить является ли она неработающим гражданином.
Законодательство не раскрывает значение понятий «неработающий гражданин» и «неработающий пенсионер», однако содержит определения работающих граждан и работающих пенсионеров. Соответственно, неработающими гражданами или пенсионерами являются те, кто не подпадает под категорию работающих.
В Преамбуле Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятыми считаются, в том числе, граждане являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности (абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу положений ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работающими признаются пенсионеры, осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно письмам Пенсионного фонда РФ от 13.07.2015 № ЛЧ-08-26/9856 и Минтруда РФ от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587 трудоустроенными признаются граждане, которые являются единственными учредителями, членами или собственниками имущества коммерческой организации (ООО и пр.).
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что неработающими гражданами и пенсионерами являются те, кто не осуществляет работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и не являются единственными учредителями, членами или собственниками имущества коммерческой организации (ООО и пр.).
28.04.2020 (ФИО)12 Т.А. обратилась в КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в г. Сургуте с заявлением о назначении ежемесячного пособия в порядке п. 4 ст. 13 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз.
К заявлению истец приложила справку ОАО «Сургутнефтегаз» о работе в данной организации с 10.10.1984 по 10.04.2002 (17 лет 6 месяцев 1 день) и об отсутствии права на получение дополнительной негосударственной пенсии за счет средств предприятия, учреждения, организации.
29.04.2020 КУ «Центр социальных выплат Югры» (филиал в г. Сургуте) вынесено решение об отказе в установлении истцу ежемесячного социального пособия, в связи с предоставлением истцом неполного пакета документов (отсутствует справка с последнего места работы, трудовая книжка, является директором и учредителем юридического лица).
Справка государственного учреждения – УПФР в г. Сургуте ХМАО – Югры от 09.12.2019 подтверждает факт получения (ФИО)13 Т.А. страховой пенсии по старости и наличие у нее стажа в МПКС 20 лет 1 месяц 29 дней.
Материалами дела подтверждено отсутствие у (ФИО)14 Т.А. права на получение дополнительной негосударственной пенсии за счет средств предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ от 21.02.2024 (ФИО)15 Т.А. с 30.06.2015 является директором и участником ООО «Малахит». 06.03.2020 она подала заявление о недостоверности сведений о ней в качестве директора организации. 30.06.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о директоре. 15.01.2021 ООО «Малахит» исключено из ЕГРЮЛ, в связи с наличием сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
На момент рассмотрения ответчиком заявления истца о назначении ежемесячного пособия в ЕГРЮЛ содержались сведения о ее работе директором ООО «Малахит». Кроме того, истцом не был представлен документ, подтверждающий работу в ХМАО – Югре менее 20 лет, поэтому ответчик правомерно принял решение от 29.04.2020 об отказе в установлении истцу ежемесячного социального пособия, в связи с непредоставлением необходимых документов.
Между тем, из материалов дела следует, что между сторонами возник спор о праве истца на получение вышеуказанного ежемесячного пособия, который может быть разрешен судом, независимо от результата оспаривания законности действий и решений КУ «Центр социальных выплат Югры».
Протокол общего собрания участников ООО «Малахит» от 24.06.2015 подтверждает избрание (ФИО)16 Т.А. директором на 5 лет.
Согласно протоколу общего собрания участников ООО «Малахит» от 30.06.2015 (ФИО)17 Т.С. уволена с должности директора по своей инициативе.
Полномочия (ФИО)18 Т.А. в качестве директора ООО «Малахит» прекратились с момента составления вышеуказанного протокола от 30.06.2015, поэтому изменить соответствующие регистрационные сведения в ЕГРЮЛ был обязан новый директор. По смыслу закона, продолжительность трудовых отношений между директором и Обществом не зависит от регистрации в ЕГРЮЛ.
Истец является не единственным участником ООО «Малахит», поэтому не считается трудоустроенной.
С учетом изложенного, (ФИО)19 Т.А. была неработающим гражданином на момент обращения к ответчику с заявлением 28.04.2020, поэтому имеет право на получение социального пособия, предусмотренного п. 4 ст. 13 Закона ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз.
На основании распоряжения Правительства ХМАО – Югры от 31.03.2020 № 150-рп «О предоставлении единовременной денежной выплаты гражданам, в том числе неработающим пенсионерам» в целях поддержания уровня доходов граждан в условиях введенного в ХМАО – Югре режима повышенной готовности предписано предоставить в апреле 2020 года планируемую на основании постановления Правительства ХМАО – Югры от 05.10.2018 № 339-п «О государственной программе ХМАО – Югры «Социальное и демографическое развитие» к выплате в ноябре 2020 года единовременную денежную выплату неработающим пенсионерам из числа граждан, являющихся получателями пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 3 000 руб.
В соответствии с распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 27.11.2020 № 693-рп «О предоставлении единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в ХМАО – Югре» предписано предоставить в декабре 2020 года единовременную денежную выплату гражданам и семьям, состоящим на 01.12.2020 на учете в казенном учреждении ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» в размере 1 000 руб. - неработающим пенсионерам, являющимся получателями пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», из числа неработающих по состоянию на 01.01.2020, получивших единовременную денежную выплату в соответствии с п. 3 распоряжения Правительства ХМАО – Югры от 31.03.2020 № 150-рп «О предоставлении единовременной денежной выплаты гражданам, в том числе неработающим пенсионерам».
Ответчик не произвел выплату денежных средств, предусмотренных распоряжениями Правительства ХМАО – Югры от 31.03.2020 № 150-рп, от 27.11.2020 № 693-рп, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о работе истца директором ООО «Малахит», поэтому действия ответчика нельзя признать незаконными.
Между тем, дополнительно представленные истцом документы подтверждают наличие у заявителя права на получение выплат, предусмотренных распоряжениями Правительства ХМАО – Югры от 31.03.2020 № 150-рп, от 27.11.2020 № 693-рп, поскольку она фактически была неработающим пенсионером, поэтому соответствующие исковые требования полежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
отменить решение Сургутского городского суда от 16.08.2023. Принять новое решение.
Отказать (ФИО)20 Татьяне Аркадьевне (номер) в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» (номер) в связи с невыплатой с апреля 2020 года по январь 2021 года ежемесячного пособия в порядке п. 4 ст. 13 Законом ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре», выплат предусмотренных распоряжениями Правительства ХМАО – Югры от 31.03.2020 № 150-рп, от 27.11.2020 № 693-рп.
Признать за (ФИО)21 Татьяной Аркадьевной право на получение и обязать КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» установить ей:
- ежемесячное пособие с апреля 2020 года по январь 2021 года в порядке п. 4 ст. 13 Законом ХМАО – Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре»;
- выплату, предусмотренную распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 31.03.2020 № 150-рп «О предоставлении единовременной денежной выплаты гражданам, в том числе неработающим пенсионерам»;
- выплату, предусмотренную распоряжением Правительства ХМАО – Югры от 27.11.2020 № 693-рп «О предоставлении единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в ХМАО – Югре».
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий | Ишимов А.А. |
Судьи | Галкина Н.Б. |
Евтодеева А.В. |