Судья Кравченко Н.Н. Дело № <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2015 года апелляционную жалобу ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года по делу по заявлению ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» об оспаривании нормативного правового акта администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» - ФИО1, представителя администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области – ФИО2,
заключение прокурора Козловой О.А.,
установила:
ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействующими и несоответствующими ст. 51 Градостроительного кодекса РФ пункты 1.1, 1.2, 3.4 «Положения о порядке производства земляных работ на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области», утвержденного постановлением главы администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 14.02.2014 № 55.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что оспариваемые нормы Положения предусматривают обязательное получение ордера на право производства земляных работ при осуществлении строительства объектов капитального строительства после выдачи разрешения на строительство.
По мнению заявителя, разрешение на строительство, полученное застройщиком в установленном порядке, является основанием для производства всего комплекса работ, связанных со строительством, в том числе с возведением фундамента, и вследствие этого земляных работ. Положения законодательства не предоставляют органам местного самоуправления полномочий требовать разрешение (ордер) на земляные работы после получения разрешения на строительство.
В судебном заседании представитель ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» - ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области - ФИО2 просила в удовлетворении заявления отказать.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года в удовлетворении заявления ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 14.02.2014 № 55 утверждено «Положение о порядке производства земляных работ на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области» (л.д. 24-36), которое опубликовано в газете Солнечногорского муниципального района «Сенеж», выпуск № 34 (12387) от 07.05.2014 (л.д. 66).
Положение определяет единый и обязательный к исполнению порядок оформления и выдачи ордеров на право производства земляных работ на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, а также порядок производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте зданий, сооружений, подземных инженерных сетей и коммуникаций, дорог, тротуаров, проведении инженерно-геологических изысканий, проведении работ по обустройству территории городского поселения Андреевка.
Заявитель оспаривает пункты 1.1, 1.2 статьи 1, пункт 3.4 статьи 3 Положения, поскольку полагает, что они противоречат Градостроительному кодексу РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят и утвержден главой администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, права заявителя не нарушает.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» является собственником земельного участка, площадью 27000 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для многоэтажного жилого и общественно-делового строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 37).
20.06.2013 учредители ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» приняли решение о начале проектирования и строительства на указанном земельном участке жилого комплекса, состоящего из трех жилых домов, и ДОУ на 60 мест (л.д. 38).
Заявителем был разработан проект планировки территории, утвержденный постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 23.05.2012 № 406 (л.д. 39), получен градостроительный план земельного участка № <данные изъяты><данные изъяты> (л.д. 40-46) и положительное заключение негосударственной экспертизы (л.д. 47).
24.09.2014 ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» обратилось в администрацию городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство (л.д. 49-50), но не получило его в установленный срок, в связи с чем подало в арбитражный суд Московской области иск к администрации городского поселения Андреевка о возложении обязанности выдать разрешение на строительство. Решением арбитражного суда Московской области от 03.12.2014 по делу № <данные изъяты> заявление ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» удовлетворено. Решение суда вступило в законную силу (л.д. 67-74).
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений;…
10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;…
13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);…
16) застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта…
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношение в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Так, раздел 4 «Конструктивное и объемно-планировочное решение» должен содержать в текстовой части описания конструктивных и технических решений подземной части объекта капитального строительства; перечень мероприятий по защите строительных конструкций и фундаментов от разрушения; в графической части - план и сечение фундаментов.
В разделе 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» должны содержаться решения по сбору и отводу дренажных вод; перечень мероприятий по защите трубопроводов от агрессивного воздействия грунтов и грунтовых вод.
Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать обоснование решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).
Согласно частям 1, 7, 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, к которому прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (часть 6 статьи 52).
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, разрешение на строительство, полученное в установленном законом порядке, является основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1.1 «Положения о порядке производства земляных работ на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области», если иное не предусмотрено настоящим Положением, производство земляных работ, выполняемых как механизированно, так и вручную, должно производиться только после получения Ордера на право производства земляных работ (далее по тексту - Ордер) по форме, указанной в Приложении 1 к настоящему Положению.
В силу пункта 1.2 Положения запрещается производство земляных работ без Ордера, по Ордеру, срок действия которого истек, а также производство плановых работ под видом аварийных.
Пунктом 3.4 Положения регламентирован порядок оформления Ордера на производство земляных работ, работ при строительстве, реконструкции и ремонте объектов капитального строительства, а также подземных инженерных сетей и коммуникаций.
Так, согласно пункту 3.4.1. для получения Ордера Заявитель обязан представить в администрацию городского поселения Андреевка следующие документы: заявление; правоустанавливающие документы на земельный участок; копию разрешения на строительство; свидетельство саморегулируемой организации (далее СРО); копию приказа о назначении ответственного за производство работ; согласованный с заказчиком график производства работ с указанием даты начала и окончания каждого этапа в пределах запрашиваемого срока действия Ордера; топографическую съемку места производства работ с нанесением существующих коммуникаций в масштабе 1:500 (при капитальном строительстве представляется стройгенплан и сводный план инженерных коммуникаций с указанием места производства работ) с согласованиями от организаций и служб, эксплуатирующих коммуникации (перечень определяется отделом градостроительства и землепользования); копии договоров с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения восстановительных работ (работ по восстановлению дорожного полотна, тротуаров, газонов) с указанием графика работ в пределах запрашиваемого срока.
Таким образом, из содержания оспариваемых норм указанного Положения следует, что любая организация, осуществляющая строительство на территории городского поселения Андреевка, для производства любых земляных работ (вскрытие грунта на глубину более 30 см) обязана после получения разрешения на строительство получить Ордер на право проведения земляных работ.
Между тем, как было указано ранее, разрешение на строительство является основанием для производства всего комплекса работ, связанных со строительством, в том числе для производства земляных работ. Получение дополнительных разрешений, разрешений на отдельные виды работ (в том числе земляных) Градостроительный кодекс РФ не предусматривает.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что «Положение о порядке производства земляных работ на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области», утвержденное постановлением главы администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 14.02.2014 № 55, в оспариваемой части противоречит Градостроительному кодексу РФ.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз».
Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 13 февраля 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания «Межрегиональный финансовый союз» удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения пункты 1.1, 1.2 статьи 1, пункт 3.4 статьи 3 «Положения о порядке производства земляных работ на территории муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области», утвержденного постановлением главы администрации городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 14.02.2014 № 55, в части, предусматривающей обязанность получения ордера на право производства земляных работ при строительстве объектов капитального строительства, для которого действующим законодательством предусмотрена необходимость получения разрешения на строительство.
Председательствующий:
Судьи: