Судья Коляда В.А. дело №33-14273/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Савоскиной И.И.,
и судей Гордиенко Е.С., Медзельца Д.В.,
с участием прокурора Коханка К.В.,
при секретаре Лазаревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «23» июля 2014 года апелляционные жалобы (ответчика) МУП «РКЦ-ЖКХ», (ответчика) Администрации города Серпухова,
на решение Серпуховского городского суда Московской области от 15 апреля 2014 года,
по гражданскому делу по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «РКЦ ЖКХ», администрации города Серпухова о признании незаконными действий
заслушав доклад судьи Гордиенко Е.С.,
объяснения Главы Серпухов – ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском к МУП «РКЦ ЖКХ», Администрации г.Серпухова, просит признать незаконными действия МУП «РКЦ ЖКХ», Администрации города Серпухова по утверждению, согласованию и взиманию платы при оказании услуг согласно: прейскуранту стоимости услуг по оформлению документов (копии ордера из архива, выписки из домовой книги из архива, справки по месту регистрации из архива), введённому в действие с 01.06.2011 года; прейскуранту стоимости услуг по оформлению документов (выписок из домовой книги, выписок из лицевого счёта, справки), введённому в действие с 01.06.2011 года; прейскуранту стоимости услуг по оформлению документов по приватизации жилого помещения, введённому в действие с 06.05.2013 года.
В обоснование заявленного указано, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению заместителя Министра строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области ФИО2 и заявлениям ФИО3 и ФИО4 о нарушении федерального законодательства при взимании платы за выписку из домовой книги и финансово-лицевого счета, а также по другим вопросам.
Установлено, что на территории г. Серпухова осуществляется предоставление муниципальных услуг в соответствии с реестром муниципальных услуг (функций) муниципального образования «Город Серпухов Московской области», утвержденным Постановлением Главы г.Серпухова от 15.08.2011г. №1196 (с изменением от 11.01.2013г. №18).
По информации администрации г.Серпухова и МУП «РКЦ ЖКХ» функции по выдаче копий лицевого счета, выписок из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства закреплена за МУП «РКЦ ЖКХ», в связи с чем в реестре муниципальных услуг г.Серпухова эта услуга отсутствует.
МУП «РКЦ ЖКХ» названная услуга оказывается бесплатно, за исключением случаев, когда заявитель является выгодоприобретателем и оказание услуги осуществляется на платной основе, согласно прейскуранту стоимости услуг по оформлению документов, согласованному с администрацией г. Серпухова.
В настоящее время на территории г. Серпухова действуют и МУП «РКЦ ЖКХ» применяются в отношениях с заявителями следующие прейскуранты:
- прейскурант стоимости услуг по оформлению документов (копии ордера, выписки из домовой книги, справки по месту регистрации), утвержденный директором МУП «РКЦ ЖКХ» ФИО5 и согласованный 26.05.2011 первым заместителем администрации г. Серпухова ФИО6, введенный в действие с 01.06.2011 и предусматривающий стоимость одного документа в размере 400 руб.;
- прейскурант стоимости услуг по оформлению документов (выписок из домовой книги, выписок из лицевого счета, справок для оформления нотариальных сделок, с недвижимостью и наследства, справок юридическим лицам для хозяйственной деятельности), утвержденный директором МУП «РКЦ ЖКХ» ФИО5 и согласованный 26.06.2011 первым заместителем администрации г. Серпухова ФИО6, введенный в действие с 01.06.2011 и предусматривающий стоимость одного документа - 300 руб.;
- прейскурант стоимости услуг по оформлению документов по приватизации, утвержденный директором МУП «РКЦ ЖКХ» ФИО7 и согласованный первым заместителем администрации г. Серпухова ФИО8, введенный в действие с 06.05.2013 и предусматривающий стоимость оформления документов (оказания услуг) от 200 руб. до 13000 руб.
Прокурор указывает, что в частях 1, 2 Федерального закона от 27.07.2010 N210-03 " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Действие закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона, государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Согласно ч. ч. 1, 6 ст. 11 Закона, государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для
предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Исходя из п. 74 Перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), подлежащих включению в реестры муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р, к муниципальной услуге относится выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения. В п. 50 Приложения №1 «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р указано, что к муниципальным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными учреждениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) и установлен заключительный 4-ый этап первоочередного предоставления данной услуги в электронном виде до 01.01.2012. В нарушение вышеуказанных норм закона в Реестр муниципальных услуг г. Серпухова до настоящего времени муниципальная услуга по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующих муниципальных учреждений не включена и административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт данной муниципальной услуги отсутствует. Оказание вышеуказанных услуг МУП «РКЦ ЖКХ» является неправомерным, поскольку выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения, относится к муниципальным услугам и подлежит включению в Реестр муниципальных услуг г. Серпухова. Кроме того, изначально данные прейскуранты стоимости услуг были необоснованно утверждены руководителем МУП «РКЦ ЖКХ» и согласованы администрацией г.Серпухова, поскольку в соответствии с п.6 ч.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.98 Устава муниципального образования «г. Серпухов Московской области», принятого Советом депутатов г. Серпухова установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, учреждениями относится к полномочию Совета депутатов г. Серпухова. Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц, ввиду того, что со стороны должностных лиц администрации г. Серпухова и руководства МУП «РКЦ ЖКХ» допускаются незаконные действия по необоснованному утверждению платы на услуги, оказываемые МУП «РКЦ ЖКХ» по выдаче копий финансово-лицевого счета, выписок из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и, кроме того не соответствует закону сам порядок предоставления перечисленных услуг, ввиду отсутствия разработанного административного регламента и не включения данных услуг в реестры муниципальных услуг. По выявленным нарушениям закона городской прокуратурой 22.11.2013 в адрес Главы г.Серпухова было внесено представление с требованием об их устранении. Однако, согласно ответу Администрации г.Серпухова от 13.12.2013 в удовлетворении представления отказано.
В судебном заседании представитель Серпуховского городского прокурора Кобозева О.А. заявленные требования в суде первой инстанции поддержала и просила удовлетворить.
Представители ответчика МУП «РКЦ ЖКХ» - ФИО9, ФИО10 в судебном заседании возражали против заявленных требований и пояснили, что МУП «Расчетно-кассовый центр ЖКХ» согласно п.1.6. Устава, является коммерческой организацией.
Представитель ответчика Администрации г. Серпухова - ФИО11 в судебном заседании возражала против иска.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 15 апреля 2014 года исковые требования Серпуховского городского прокурора удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, апелляционные жалобы (ответчика) МУП «РКЦ-ЖКХ», (ответчика) Администрации города Серпухова, подали апелляционные жалобы, просят решение суда отменить, отказать в иске в полном объеме.
В силу ст. 167, 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не представивших сведения об уважительных причинах неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. В связи с вышеизложенным, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п. 2).
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как закреплено статьей 330 ГПК РФ, в которой определены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, однако такого рода нарушений права при рассмотрении данного дела по доводам апелляционной жалобы допущено не было.
Судом установлено, что на территории г.Серпухова действуют и МУП «РКЦ ЖКХ» применялись следующие прейскуранты:
прейскурант стоимости услуг по оформлению документов (копии ордера, выписки из домовой книги, справки по месту регистрации), утвержденный директором МУП «РКЦ ЖКХ» ФИО5 и согласованный 26.05.2011 первым заместителем администрации г.Серпухова ФИО6, введенный в действие с 01.06.2011 и предусматривающий стоимость одного документа в размере 400 руб.;
прейскурант стоимости услуг по оформлению документов (выписок из домовой книги, выписок из лицевого счета, справок для оформления нотариальных сделок, с недвижимостью и наследства, справок юридическим лицам для хозяйственной деятельности), утвержденный директором МУП«РКЦ ЖКХ» ФИО5 и согласованный 26.06.2011 первым заместителем администрации г. Серпухова ФИО6, введенный в действие с 01.06.2011 и предусматривающий стоимость одного документа - 300 руб.;
- прейскурант стоимости услуг по оформлению документов по приватизации, утвержденный директором МУП «РКЦ ЖКХ» ФИО7 и согласованный первым заместителем администрации г.Серпухова ФИО8, введенный в действие с 06.05.2013 и предусматривающий стоимость оформления документов (оказания услуг) от 200 руб. до 13000 руб.
Приказом от 11 апреля 2014 года № 01-04/68 с 14 апреля 2014 года признаны утратившими силу вышеназванные прейскуранты.
В Реестр муниципальных услуг г.Серпухова муниципальная услуга по выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующих муниципальных учреждений не включена и административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт данной муниципальной услуги отсутствует. Выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выдача которых относится к полномочиям соответствующего муниципального учреждения, относится к муниципальным услугам и подлежит включению в Реестр муниципальных услуг г.Серпухова. Однако, данные прейскуранты стоимости услуг были необоснованно согласованы руководителем МУП «РКЦ ЖКХ» с администрацией г.Серпухова, поскольку в соответствии с п.6 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч.2 ст.98 Устава муниципального образования «г.Серпухов Московской области», принятого Советом депутатов г.Серпухова установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, учреждениями относится к полномочию Совета депутатов г.Серпухова. Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц, ввиду того, что со стороны должностных лиц администрации г.Серпухова и руководства МУП «РКЦ ЖКХ» допускаются незаконные действия по необоснованному утверждению платы на услуги, оказываемые МУП «РКЦ ЖКХ» по выдаче копий финансово-лицевого счета, выписок из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и, кроме того не соответствует закону сам порядок предоставления перечисленных услуг, ввиду отсутствия разработанного административного регламента и не включения данных услуг в реестры муниципальных услуг.
В частях 1, 2 Федерального закона от 27.07.2010 N210-03 " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Действие указанного Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона, государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Разрешая заявленные требования прокурора по существу, суд первой инстанции счет доказанным то обстоятельство, что в нарушение приведенных норм действующего законодательства, согласно которого муниципальные услуги необходимо оказывать на безвозмездной основе, что является в настоящем деле основным принципом, в соответствии с проверкой прокурора установлено наличие прейскуранта подтверждающего платность оказываемых населению услуг, таким образом, судебная коллегия с выводами изложенными в решении суда соглашается.
Согласно ч.ч.1, 6 ст.11 Закона, государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Доводы жалобы МУП «РКЦ-ЖКХ», а также Администрации города Серпухова направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Московского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 15 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МУП «РКЦ-ЖКХ», Администрации города Серпухова - без удовлетворений.
Председательствующий:
Судьи: