Судья – Козырева Н.А. Дело № 33-14274/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Бендюк А.К.
судей Гордейчук Е.Б., Пшеничниковой С.В.
по докладу судьи Бендюк А.К.
при секретаре Покусаевой А.Ю.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 22 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация г. Сочи обратилась в суд с иском к ФИО1 о сносе самовольной постройки.
Исковые требования мотивированным тем, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля отделом земельного контроля по < адрес обезличен > г. < Ф.И.О. >1 управления муниципального земельного контроля администрации г. < Ф.И.О. >1 произведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. < Ф.И.О. >1, < адрес обезличен >, в результате которого установлено, что на указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: хозблок, назначение: нежилое, общей площадью 239 кв.м, литер «Б, п/Б, Б1», этажность: 3, к указанному хозблоку осуществлена двухэтажная капитальная пристройка размером в плане 15м х 6м. (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, разрешение на строительство, реконструкцию не предоставлены); магазин < номер обезличен >, назначение: нежилое, литер «А,А1» общей площадью 84,9 кв.м, этажность: 1, объекты недвижимости вспомогательного назначения. Решением суда от < дата обезличена > за ФИО1 признано право собственности на хозблок литер «Б» с цокольным этажом литер «под Б» и мансардой «над Б» общей площадью 106,9 кв.м, пристройкой литер «Б1» и мансардой «над Б1» общей площадью 132,1 кв.м, пристройку литер «А1» площадью 43,1 кв.м, навес литер «Г1», уборную литер «Г2». Истец просил обязать ответчика снести за свой счет самовольно возведенный объект недвижимости - двухэтажную капитальную пристройку размерами в плане 15м х 6м., расположенную по адресу: г. < Ф.И.О. >1, < адрес обезличен >.
ФИО1 предъявила встречные требования, просила признать за ней право собственности на объект вспомогательного назначения - пристройка к хозблоку размерами 17,18м.х 5,24м, общей площадью 93,1 кв.м., расположенную по адресу: г. < Ф.И.О. >1, < адрес обезличен >.
В судебном заседании представитель администрации г. Сочи исковые требования поддержал. Встречный иск не признал.
Представитель ФИО1 исковые требования администрации г. Сочи не признал, встречный иск поддержал.
Обжалуемым решением суда исковые требования администрации г. Сочи удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просит отменить решение суда. Указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, судом неверно определены имеющие значение для дела обстоятельства.
В судебное заседание апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда стороны не явились о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к неверному выводу об обоснованности исковых требований администрации г. Сочи.
Из материалов дела усматривается, что наличие на земельном участке ФИО1 пристройки, возведенной без получения разрешения на строительство, установлено в ходе осуществления муниципального земельного контроля.
На основании ч. 1,2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Разделом 6 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Сочи, утвержденным Решением Городского Собрания Сочи от 29.09.2009 № 130 установлен порядок осуществления муниципального земельного контроля.
Согласно данному Положению проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля. В распоряжении руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля указываются:
- наименование органа, проводящего проверку;
- фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, гражданина, проверка которых проводится, местонахождение юридических лиц (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуального предпринимателя, гражданина и места фактического осуществления ими деятельности;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- перечень административных регламентов по осуществлению муниципального контроля;
- перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- дата начала и окончания проверки.
Копия распоряжения о проведении проверки предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, руководителю юридического лица или замещающему его лицу, гражданину, индивидуальному предпринимателю.
Муниципальный земельный контроль осуществляется при участии собственника, владельца, пользователя проверяемого земельного участка либо его представителя.
Перед началом проверки руководителю юридического лица, гражданину, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводится проверка, или их представителям по доверенности разъясняются их права и обязанности, определенные действующим законодательством, о чем делается соответствующая запись в акте обследования земельного участка.
По результатам проверки должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт обследования земельного участка. Копия акта вручается руководителю юридического лица, гражданину, индивидуальному предпринимателю или их представителям по доверенности под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.
Акт в отношении лица, не являющегося юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, должен содержать следующие данные:
- дата, время, номер и место составления акта;
- наименование уполномоченного органа муниципального земельного контроля;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, составившего акт;
- дата и номер распоряжения о проведении проверки;
- фамилии, инициалы и должности лиц, принимавших участие или присутствующих при проведении проверки;
- наименование проверяемого юридического лица (с указанием адреса, банковских реквизитов, телефона, факса), фамилия, инициалы руководителя юридического лица или заменяющего его лица, присутствовавшего при проведении проверки, фамилия, инициалы индивидуального предпринимателя (с указанием адреса, банковских реквизитов, телефона), фамилия, инициалы гражданина (с указанием места жительства, паспортных данных, телефона);
- данные об иных лицах, присутствовавших при осмотре земельного участка и составлении акта;
- данные о других лицах, участвовавших в проведении проверки;
- сведения о земельном участке, на котором проводится проверка;
- сведения о расположенных в пределах земельного участка зданиях, строениях, сооружениях, объектах, строительство которых не завершено;
- сведения о лице, использующем проверяемый земельный участок;
- объяснения лица, использующего проверяемый земельный участок;
- подписи всех лиц, участвовавших при проведении проверки соблюдения земельного законодательства;
- сведения о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях и о лицах, допустивших нарушения, с указанием времени, места и площади земельного участка, на котором допущено нарушение.
Акт подписывается должностным лицом, проводившим проверку, руководителем юридического лица, гражданином, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводилась проверка, или их представителями, а также при необходимости иными лицами, принимавшими участие или присутствующими при проведении проверки. В случае отказа указанных лиц от подписания акта либо их отсутствия в нем делается соответствующая запись.
В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, к акту прилагаются:
- фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка;
- схема расположения обследуемого земельного участка;
- обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства;
- копии документов о правах на землю, копии муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, объяснения заинтересованных лиц, показания свидетелей и другие документы или их копии, связанные с результатом проверки.
При выявлении нарушений должностным лицом, проводившим проверку, совершившему или допустившему нарушение лицу выдается предписание об устранении земельного правонарушения в месячный срок.
Предписание составляется в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю юридического лица или его заместителю, гражданину, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.
Однако судом первой инстанции не принято во внимание, что составлении акта обследования земельного участка ФИО1 от < дата обезличена > (л.д. 9-10), указанные требования выполнены не были.
Так, обследование земельного участка производилось в отсутствие землепользователя, права и обязанности собственнику земельного участка не разъяснены, копия акта не вручена и по почте не направлена, предписание об устранении нарушений не выдавалось.
Таким образом, акт обследования земельного участка от < дата обезличена > не может быть признан допустимым доказательством при разрешении данного спора.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Кроме того, нормами ст. ст. 263 ГК РФ, ст. 40 ЗК РФ предусмотрено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
На основании ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
П. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
В материалы дела представлено экспертное заключение ООО «СтройНадзор» < номер обезличен > от < дата обезличена >, согласно которому спорное строение соответствует требованиям СП, СНиП, СНКК, угрозу жизни и здоровью граждан не создает. Заключением эксперта также установлено, что возведенная пристройка является сооружением вспомогательного использования, кроме того, снос пристройки невозможен без причинения ущерба хозблоку литер Б, п/б, Б1 и проходящим инженерным коммуникациям.
Заключение выполнено экспертом, имеющим специальное образование, сертификаты, с применением нормативных актов, регулирующих данный вид деятельности, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Однако судом первой инстанции не дана объективная оценка указанному заключению эксперта, неправильно определены юридически значимые при разрешении данного спора обстоятельства, что привело к нарушению прав ФИО1 как собственника земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований администрации города Сочи к ФИО1 о сносе самовольной постройки, встречные исковые требования ФИО1 к администрации города Сочи о признании права собственности на объект вспомогательного назначения - пристройку к хозблоку удовлетворить.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 22 апреля 2013 года.
Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований администрации города < Ф.И.О. >1 к < Ф.И.О. >2 о сносе самовольно возведенного строения: двухэтажной капитальной пристройки размерами в плане 15м х 6м., расположенной по адресу: г. < Ф.И.О. >1, < адрес обезличен >.
Удовлетворить встречные исковые требования < Ф.И.О. >2 к администрации г. < Ф.И.О. >1 о признании права собственности на пристройку к хозблоку.
Признать за < Ф.И.О. >2 право собственности на капитальную пристройку размерами в плане 15м х 6м., расположенную по адресу: г. < Ф.И.О. >1, < адрес обезличен > на земельном участке площадью 840 кв.м. в кадастровом квартале < номер обезличен >.
Решение является основанием для регистрации права собственности в Сочинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Председательствующий:
Судьи: