ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1427/2017 от 17.04.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Голубев В.Ю. Дело № 33-1427/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Анисимовой В.И.,

судей Глуховой И.Л., Коробейниковой Л.Н.,

при секретаре Корепановой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 17 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе Администрации города Сарапула Удмуртской Республики на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 23 ноября 2016 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора города Сарапула Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Сарапула Удмуртской Республики о понуждении к действию.

Администрация города Сарапула Удмуртской Республики обязана в срок до 01 июля 2017 года провести лесоустройство на территории муниципального образования «Город Сарапул», а именно: <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Администрация города Сарапула Удмуртской Республики обязана в срок до 01 июля 2017 года разработать лесохозяйственный регламент и обеспечить постановку земельных участков, занятых городскими лесами, на кадастровый учет.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителей Администрации города Сарапула Б, Л, поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Б, полагавшей доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Сарапула Удмуртской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Администрации города Сарапула Удмуртской Республики (далее по тексту - ответчик) о понуждении к действию, мотивируя свои требования тем, что по результатам проведенной проверки исполнения полномочий в сфере охраны, защиты, воспроизводства городских лесов установлено, что на территории города располагаются три лесных массива: <адрес> Согласно постановлению Администрации г. Сарапула от 25 ноября 2013 года № 3273 полномочия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на территории муниципального образования «Город Сарапул», с 01 января 2014 года возложены на муниципальное учреждение «Управление благоустройства». Вместе с тем, Администрация города Сарапула лесоустройство на землях, занимаемых перечисленными лесными массивами, не провела, лесохозяйственный регламент не разработала и не утвердила, постановку земельных участков, на которых расположены городские леса, на кадастровый учет не обеспечила.

Истец просил обязать Администрацию города Сарапула в срок до 01 июля 2017 года провести лесоустройство на территории муниципального образования «Город Сарапул», а именно: <адрес> обязать Администрацию города Сарапула в срок до 01 июля 2017 года разработать лесохозяйственный регламент и обеспечить постановку земельных участков, занятых городскими лесами, на кадастровый учет.

В судебном заседании прокурор Н исковые требования поддержал.

Представитель Администрации г. Сарапула – Б возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства – Г полгал иск подлежащим удовлетворению.

Суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Администрация города Сарапула просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что на территории ответчика не имеется городских лесов, что спорные земельные участки таковыми не являются, вопрос о зеленых зонах на территории города находится на рассмотрении в Правительстве УР, сведения о наличии в черте города городских лесов утратили силу и на территории города определены зоны рекреационного назначения, соответствующие изменения планируются и в Правилах землепользования и застройки г. Сарапула, при рассмотрении настоящего спора применим Приказ Госстроя России от 15 декабря 1999 года №153 об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах, а не нормы Лесного законодательства.

В возражениях прокурор выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствии неявившихся лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.

Судом установлено, что Постановлением Администрации г.Сарапула № 3273 от 25 ноября 2013 года полномочия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на территории муниципального образования «Город Сарапул», возложены на муниципальное учреждение «Управление благоустройства» с 01 января 2014 года. Этим же постановлением внесены изменения в Устав муниципального учреждения «Управление благоустройства» в части осуществления полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на территории муниципального образования «Город Сарапул».

Согласно акту проверки от 30 мая 2016 года, составленному помощником прокурора г.Сарапула с привлечением специалиста - лесничего Керкмасского участкового лесничества ГКУ «Сарапульское лесничество» Ш на территории города Сарапула располагается три лесных массива: <адрес> Перечисленные леса являются элементами географического ландшафта, состоящего из совокупности деревьев, занимающих доминирующее положение, кустарников, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Данные леса, являющиеся самовоспроизводимыми, представляют собой объективно существующую часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ.

Данные обстоятельства подтверждаются также представленными в материалы дела картографическими изображениями местности (планшеты №№ 1, 2, 5, 7), в составе которых выделены зоны, занятые лесом.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 4,6,67,68,70,84,87,98 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 12 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и пришел к выводам о наличии оснований для удовлетворения иска и возложении на Администрацию города Сарапула обязанности по проведению лесоустройства на территории муниципального образования, разработке лесохозяйственного регламента и обеспечению постановки земельных участков, занятых городскими лесами, на кадастровый учет.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и анализе законодательства, им дана правильная правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

По смыслу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами (статья 19 Лесного кодекса РФ)

В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу статьи 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Поскольку субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности провести мероприятия по лесоустройству в отношении земельных участков, покрытых лесом, расположенных в границах муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает необоснованными.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Из части 1 статьи 6 Лесного кодекса следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу статьи 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Принимая во внимание, что факт нахождения лесов на территории города Сарапула подтвержден материалами дела, а именно копиями планшетов, актом проверки, кроме того является общеизвестным и не нуждается в дополнительном доказывании, границы лесов не определены, соответствующие лесохозяйственные регламенты не приняты, лесоустройство не проведено, совершенно обоснованно суд пришел к выводу, что именно к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории городского округа и возложил обязанности по проведению лесоустроительных работ на Администрацию г. Сарапула.

Доводы о подготовке изменений в Генеральный план г. Сарапула не имеют правового значения для рассмотрения спора, а потому не влекут отмену решения.

Принятие правил землепользования и застройки города Сарапула, утверждение градостроительных регламентов с выделенными рекреационными зонами по месту расположения городских лесов не отменяет необходимость проведения лесоустроительных мероприятий, являющихся обязательными в силу положений Лесного кодекса РФ, являющегося специальным законодательством в отношении регулирования правового положения городских лесов, потому имеющего приоритет над земельным и градостроительным законодательством.

Так, в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В пункте 3 данной Лесоустроительной инструкции воспроизводятся положения статьи 68 Лесного кодекса РФ, закрепляющего понятие лесоустроительных мероприятий.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости", действовавшим в период вынесения решения суда, пунктом 2 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01.01.2017г., в государственный кадастр недвижимости наряду с иными сведениями подлежат внесению сведения о местоположении лесов.

Таким образом, утверждение градостроительных регламентов не отменяет мероприятия по формированию лесохозяйственных регламентов, постановку на кадастровый учет городских лесов, проведение проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Выделение рекреационных зон в составе градостроительных регламентов не обеспечивают охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, не закрепляет особый статус защитных лесов, что может привести к использованию лесов в нарушение требований лесного законодательства, а в целом может повлиять на состояние окружающей среды и создать угрозу надлежащему жизнеобеспечению населения города Сарапула.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Сарапула Удмуртской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий В.И. Анисимова

Судьи И.Л. Глухова

Л.Н. Коробейникова