ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14283/18 от 25.10.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Жолобова М.А. № 33-14283/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2018 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

Председательствующего Ванюхина Н.Н.,

судей: Грымзиной Е.В., Марчукова А.В.,

при секретаре Пахотиной Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий по исключению из списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», возложении обязанности включить в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,

по апелляционной жалобе комитета сельского хозяйства Волгоградской области

на решение Кумылженского районного суда Волгоградской области от
2 марта 2018 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО1 – удовлетворить;

признать незаконными действия комитета сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области по исключению ФИО1 из списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;

обязать комитет сельского хозяйства Волгоградской области включить ФИО1 в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», согласно очередности, предусмотренной Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., представителя комитета сельского хозяйства Волгоградской области по доверенности Н.О.., поддержавшую доводы жалобы, ФИО2, возражавшего в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

установила:

ФИО2 обратился в суд с иском к комитету сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий по исключению из списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», возложении обязанности включить в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

В обоснование исковых требований указал, что в 2013 году истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем стал участником федеральной программы на покупку жилья для молодой семьи. По достижении им возраста 35 лет, в 2014 году администрацией Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области он был переведен из вышеуказанной программы в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», для чего он написал заявление и приложил все необходимые документы для участия в указанной программе. Членами его семьи на дату подачи заявления являлись его супруга Ф.Н.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, а так же дочери супруги: Ф.А.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Ф.Е.., ДД.ММ.ГГГГ рождения. 13 октября 2017 года из администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области им получено сообщение об исключении истца из списка участников указанной федеральной целевой программы на 2018 год. Причина исключения истца из списков разъяснена ему в ответе администрации Кумылженского муниципального района от 31 октября 2017 года № 3724, где в качестве оснований указано отсутствие совместного проживания его с супругой.

С исключением из списков участников программы истец не согласен, полагает, что законных оснований к тому у ответчиков не имелось. Его семья полностью соответствовала требованиям, предъявляемым для получения социальной выплаты. С 2001 года он совместно с семьей проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> по договору найма. Все документы, предоставленные в администрацию Кумылженского сельского поселения Волгоградской области при составлении заявления в 2013 году, были проверены специалистами администрации, занимающимися формированием пакетов документов, для постановки на учет с целью получения субсидий на строительство и каких - либо дополнительных требований по сбору документов ему не предъявлялось. В связи с данными обстоятельствами, считает исключение его из списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на 2018 год незаконным и нарушающим его права и права членов его семьи.

Уточнив требования, просил суд признать незаконными действия комитета сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области по исключению ФИО1 из списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», обязать комитет сельского хозяйства Волгоградской области включить истца в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» согласно очередности, предусмотренной Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Кумылженским районным судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе комитет сельского хозяйства Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствие со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа).

Реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения ряда целей, в том числе создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.

Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.

Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем: предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности; софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала; увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствие с Типовым положением, предусмотренным приложением № 4 к названной федеральной целевой программе.

В соответствии с пунктом 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности; работа в сельской местности в течение не менее 1 года на дату подачи заявления на получение выплаты; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением документов, указанных в пункте 19 Типового положения.

Согласно указанного Типового положения, органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

В свою очередь, орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки (пункт 22 Типового положения).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области № 75 от 3 мая 2012 года ФИО2 составом семьи: жена Ф.Н.., дети Ф.Н.. - Ф.Е.. и Ф.А.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как следует из учетного дела участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ФИО1 и не оспаривалось сторонами, истец с 2013 года является участником федеральных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

На основании заявления ФИО1 от 9 января 2014 года, истец является участником федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Из пояснений сторон следует, что 27 июня 2017 года администрация Кумылженского муниципального района представила в комитет сельского хозяйства Волгоградской области список участников мероприятий в рамках указанной выше программы по Кумылженскому району с учетными делами, в числе которых был и ФИО2 Ввиду того, что ФИО2 и его супруга Ф.Н.. зарегистрированы по разным адресам, комитетом сельского хозяйства обращено внимание администрации Кумылженского муниципального района на указанное обстоятельство и списки участников возвращены администрации для устранения указанных Комитетом замечаний.

29 июня 2017 года администрация Кумылженского муниципального района вновь представила в комитет сельского хозяйства Волгоградской области списки участников мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в которой ФИО2 указан не был, в связи с чем, он не был включен и в сводный список, утверждаемый комитетом сельского хозяйства до 1 ноября текущего финансового года на очередной финансовый год.

Разрешая требования ФИО1 и удовлетворяя их, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований для исключения истца из списков участников мероприятий – получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках указанной выше федеральной целевой программы.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.

Процедура формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и порядок выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Волгоградской области установлена Порядком формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи им свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Волгоградской области, утвержденном постановлением Правительства Волгоградской области от 18 июня 2014 года № 302-п.

Так, в соответствии с п. 2.5 указанного Порядка, (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) основаниями для отказа во включении в состав участников федеральной программы являются:

1) для граждан:

представление документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, не в полном объеме;

несоответствие условиям, предусмотренным пунктом 4 Типового положения;

наличие недостоверных сведений в представленных документах;

ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

Перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано во включении в состав участников федеральной программы исчерпывающий. При этом такого основания как отсутствие регистрации по одному адресу членов семьи законом не предусмотрено.

Пунктом 7 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года № 598, на который ссылается комитет сельского хозяйства как на обоснование невозможности включения ФИО1 в списки участников мероприятий – получателей социальной выплаты, установлено, что к членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг). При этом требований о необходимости членам семьи иметь регистрацию по одному адресу Типовое положение не содержит.

Более того, в соответствии с положениями части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 619-О-П, постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства является одним из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства, пребывания, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, необязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Из материалов учетного дела ФИО1 следует, что истец и члены его семьи проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на основании договора найма от 1 января 2012 года, доказательства обратного в учетном деле отсутствуют. Учетное дело ФИО1 было предоставлено в распоряжение комитета сельского хозяйства при направлении администрацией муниципального района соответствующих списков в июне 2017 года, следовательно, основания для возврата указанных списков в администрацию и последующего исключения из них истца у ответчиков отсутствовали.

Учитывая изложенное, доводы жалобы комитета сельского хозяйства об отсутствии у ФИО1 и его супруги Ф.Н.. регистрации по одному адресу отмены решения суда не влекут.

Доводы комитета о невозможности включить истца в сводный список на 2018 год ввиду его утверждения до 1 ноября 2017 года отмены решения суда не влекут, поскольку нарушенное право подлежит восстановлению, в том числе, путем приведения сторон в первоначальное положение, социальная выплата гарантирована государством, произвольный отказ государства от принятых на себя обязательств, является недопустимым.

Не влекут отмены решения суда и доводы жалобы ответчика о том, что комитет сельского хозяйства не исключал истца из списков участников мероприятий – получателей социальной выплаты, поскольку именно по инициативе Комитета, вернувшего списки администрации муниципального района, ФИО2 был исключен из указанных списков.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судебной коллегией по настоящему делу не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кумылженского районного суда Волгоградской области от
2 марта 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к комитету сельского хозяйства Волгоградской области, администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании незаконными действий по исключению из списка участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», возложении обязанности включить в сводный список участников мероприятий - получателей социальной выплаты на 2018 год в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета сельского хозяйства Волгоградской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: