ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14288/2014 от 28.10.2014 Ростовского областного суда (Ростовская область)

 Судья Цуканова Е.А.          Дело № 33-14288/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 28 октября 2014 г.                     г. Ростов-на-Дону

 Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н.

 судей Корецкого А.Д., Вялых О.Г.

 при секретаре Бижко Е.О.

 с участием прокурора Кустовой М.Д.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волгодонского района в интересах А.Т.В. к администрации Волгодонского района Ростовской области, отделу образования администрации Волгодонского района Ростовской области, Правительству Ростовской области о признании незаконным бездействия, обязании поставить на учёт на получение жилья, обеспечить жилым помещением по апелляционной жалобе А.Т.В. на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 9 июля 2014 г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия

 установила:

 Прокурор Волгодонского района Ростовской области в интересах А.Т.В. обратился в суд с иском к администрации Волгодонского района Ростовской области, отделу образования администрации Волгодонского района Ростовской области о признании бездействия незаконным, об обязании поставить на учёт, обеспечить жилым помещением, ссылаясь на то, что на основании постановления главы Волгодонского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03 августа 2000г. над А.Т.В. была установлена опека. Мать А.Т.В. умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, отец осужден 17.05.2000 к 18 годам лишения свободы. Какое-либо жилое помещение за А.Т.В. не закреплялось. В собственности матери А.Т.В. имелось жилое помещение, находящееся по адресу: (обезличен), которое до настоящего времени зарегистрировано за ней, наследственные права на указанное домовладение А.Т.В. не оформлялись. На основании акта обследования домовладения по (адрес обезличен) от 19 февраля 2014г. жилое помещение признано непригодным для проживания. Жилым помещением А.Т.В. не обеспечен, на учет для получения жилья не поставлен. В результате бездействия органа опеки и попечительства Волгодонского района Ростовской области в лице отдела образования администрации Волгодонского района Ростовской области были нарушены права А.Т.В., поскольку жилое помещение по адресу: (обезличен) не было закреплено за А.Т.В., не приняты меры к его сохранению, что привело к его непригодности для проживания. На основании изложенного с учетом уточненных исковых требований прокурор Волгодонского района Ростовской области просил признать незаконным бездействие отдела образования администрации Волгодонского района, выразившееся в непринятии следующих мер: по оформлению права собственности А.Т.В. на жилое помещение по адресу: (обезличен), по закреплению за А.Т.В. жилого помещения по адресу: (обезличен), по сохранению жилого помещения по указанному адресу, по постановке А.Т.В. на учет на получение жилья, обязать администрацию Волгодонского района Ростовской области поставить А.Т.В. на учет для получения жилья и обеспечить А.Т.В. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

 Определениями суда от 21 апреля 2014г., от 22 мая 2014г., от 16 июня 2014г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Ростовской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, в качестве ответчика - отдел образования администрации Волгодонского района Ростовской области.

 Решением суда от 9 июля 2014г. в удовлетворении исковых требований прокурора Волгодонского района Ростовской области в интересах А.Т.В. отказано.

 Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным Законом Ростовской области №499-ЗС от 22.06.2006 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из того, что А.Т.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением главы администрации Волгодонского района Ростовской области от 03.08.2000 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН над несовершеннолетним А.Т.В. была установлена опека, назначен опекун – А., орган опеки и попечительства осуществлял контроль за подопечным и его опекуном по месту их проживания: (адрес обезличен), при этом каких-либо заявлений от опекуна о невозможности проживания в данном жилом доме не поступало, фактически дом был признан непригодным для проживания только 04.07.2014.

 Дав оценку представленным доказательствам, суд пришёл к выводу о том, что у отдела образования администрации Волгодонского района Ростовской области отсутствовали полномочия, в силу которых он самостоятельно (не учитывая мнение опекуна, иных наследников) мог оформить право собственности на жилой дом, оставшийся после смерти А. на А.Т.В., кроме того, А.Т.В. до настоящего времени не лишен права оформить в установленном порядке свои права на указанное имущество.

 Суд установил, что А.Т.В. не имел гражданства РФ, только 22.02.2013, т.е. через 6 лет после достижения совершеннолетия, А.Т.В. оформил вид на жительство без гражданства РФ, при этом доказательств существования объективных причин, по которым данный вопрос не мог быть решен до достижения А.Т.В. 23-летнего возраста, суду представлено не было. В свою очередь, отсутствие у А.Т.В. гражданства РФ препятствовало органу опеки и попечительства поставить его на учёт нуждающихся в получении жилья.

 При изложенных обстоятельствах суд пришёл к выводу об отсутствии со стороны отдела образования администрации Волгодонского района Ростовской области незаконного бездействия, нарушившего права А.Т.В.

 Установив отсутствие уважительных причин, по которым А.Т.В. до достижения 23-летнего возраста не заявил о постановке его на учёт нуждающихся в предоставлении жилья, суд отказал в удовлетворении исковых требований прокурора Волгодонского района Ростовской области об обязании администрации Волгодонского района Ростовской области поставить А.Т.В. на учёт нуждающихся в предоставлении жилья, об обязании администрации Волгодонского района Ростовской области предоставить А.Т.В. жилое помещение, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 А.Т.В. не согласился с вынесенным судебным постановлением, подав апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

 По мнению А.Т.В., акты контрольного обследования условий его жизни и воспитания за 2003-2004 годы, которые проводились в домовладении, расположенном по адресу: (обезличен), не могут свидетельствовать об осуществлении органом опеки и попечительства контроля за реализацией опекуном А. своих полномочий, поскольку отражают сведения, не соответствующие действительности, что подтверждается пояснениями опекуна А., а также А.Т.В. и А., согласно которым они по указанном адресу не проживали.

 А.Т.В. считает несостоятельным вывод суда о том, что у отдела образовании администрации Волгодонского района Ростовской области отсутствуют полномочия, в силу которых он самостоятельно (не учитывая мнение опекуна, иных наследников) мог оформить на истца право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (обезличен), поскольку в нарушение ч.3 ст.39 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ), ч.1 ст. 145 СК РФ (в редакции Федерального закона от 03.06.2006 №71-ФЗ) отдел образования администрации Волгодонского района Ростовской области ограничился только назначением опекуна, иные полномочия органом опеки и попечительства не реализованы, включая защиту имущественных интересов несовершеннолетних и сохранение жилого помещения, осуществление контроля за исполнением опекунами своих обязанностей.

 На апелляционную жалобу А.Т.В. администрацией Волгодонского района Ростовской области и отделом образования администрации Волгодонского района Ростовской области поданы письменные возражения, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просила решение суда отменить, удовлетворить исковые требования, предъявленные в интересах А.Т.В.

 Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.67 ГПК РФ в отсутствие истца А.Т.В., представителей ответчиков: администрации Волгодонского района Ростовской области, отдела образования администрации Волгодонского района Ростовской области, третьих лиц, которые надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

 Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и возражения на неё, выслушав прокурора, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.

 В соответствии со ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

 По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

 На территории Ростовской области действует постановление Правительства Ростовской области от 25 июня 2012г. №539 (в ред. постановления Правительства Ростовской области от 07.03.2013 № 125) " Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым утверждено Положение «0 порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее-Положение).

 Согласно пункту 1 Положения определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 В силу п.3 Положения основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Порядком является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования.

 Исходя из содержания и смысла приведенных норм законодательства, правом на предоставление жилого помещения имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, признанные нуждающимися в жилье, обратившиеся с соответствующим заявлением и поставленные на учёт до достижения ими 23-летнего возраста, при этом правовой характер статуса этих лиц сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

 Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

 Как следует из материалов дела, А.Т.В., (год рождения обезличен), в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его мать А. умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, отец – А. приговором суда от 17.05.2000 был осужден к 18 годам лишения свободы (л.д.9-13).

 Постановлением главы администрации Волгодонского района Ростовской области от 03.08.2000 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН над несовершеннолетним А.Т.В. была учреждена опека, его опекуном назначена А. (л.д.8).

 Из материалов дела также усматривается, что мать А.Т.В. – А. являлась собственником жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 2 157 кв.м по адресу: (обезличен) (л.д.14-17).

 Как следует из материалов дела, на момент смерти матери А.Т.В. проживал с ней в указанном доме, после смерти матери он проживал там с опекуном, доказательств того, что проживание в этом доме было невозможным, в материалах дела не имеется, в установленном законом порядке дом признан не пригодным для проживания только в 2014 году.

 А.Т.В. достиг совершеннолетия в 2006 году, 23-летнего возраста, с которым законом связывается ограничение права на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в 2011 году.

 Из материалов дела следует, что за период с 2000 по 2011 г.г. ни опекун, ни сам А.Т.В. после достижения совершеннолетия в органы местного самоуправления по вопросу постановки на учёт нуждающихся в жилье и обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ, не обращались, никаких уважительных причин своего бездействия А.Т.В. не представил.

 При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Волгодонского района Ростовской области об обязании администрации Волгодонского района Ростовской области поставить А.Т.В. на учёт для получения жилья и об обязании предоставить ему жилое помещение в порядке ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ не имеется.

 Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу А.Т.В., поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

 Из материалов дела следует, что требования о признании незаконным бездействия органа опеки и попечительства, а именно: отдела образования администрации Волгодонского района Ростовской области, были заявлены прокурором Волгодонского района Ростовской области в целях подтвердить наличие уважительных причин, в силу которых А.Т.В. до достижения им 18-летнего возраста не был поставлен на учет для получения жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и не был обеспечен в установленном законом порядке жилым помещением.

 В соответствии со ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

 Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

 В силу ст.35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

 Согласно ст.36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

 Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

 Исходя из приведенных выше норм права, после назначения опекуна именно на нём лежит обязанность по защите прав и интересов подопечных, орган опеки и попечительства только осуществляет надзор за деятельностью опекуна.

 Из материалов дела усматривается, что администрацией Волгодонского района Ростовской области в установленные законом сроки был назначен опекун несовершеннолетнему А.Т.В., в дальнейшем отдел образования администрации Волгодонского района Ростовской области осуществлял надзор за деятельностью опекуна А., которая должна была защищать права и интересы опекаемого, в том числе по оформлению наследства, оставшегося после смерти его матери, поддержания в надлежащем состоянии принадлежащего опекаемому имущества.

 В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.

 Из материалов дела усматривается, что А.Т.В. не представил в суд доказательства, подтверждающие то, что со стороны ответчика – отдела образования администрации Волгодонского района Ростовской области имело место бездействие, повлекшее нарушение его жилищных прав, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 При изложенных обстоятельствах судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы А.Т.В., как необоснованные.

 Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание и учитывает то, что после достижения в 2006 году совершеннолетия А.Т.В. имел возможность до 23 лет самостоятельно защищать и реализовать свои права на получение гражданства РФ, на обеспечение жилым помещением, однако никаких действий к этому не предпринимал.

 Судебная коллегия также учитывает то, что А.Т.В. является наследником умершей матери, после её смерти проживал в доме по (адрес обезличен), принадлежащем ей на праве собственности, до настоящего времени он имеет возможность реализовать своё право наследования после смерти матери, этот дом только в 2014 году признан не пригодным для проживания.

 На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы А.Т.В. нет.

 Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 9 июля 2014г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.Т.В. - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи