УИД 58RS0018-01-2021-006938-47
Судья Турчак А.А. № 33-1428/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2022 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе
председательствующего Бурдюговского О.В.,
судей Жуковой Е.Г., Мисюра Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бариновой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-2822/2021 по иску общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда о защите прав неопределенного круга потребителей по апелляционной жалобе общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 ноября 2021 г., которым с учетом определения того же суда об исправлении описки от 9 марта 2022 г. постановлено:
исковые требования общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «Центр Плюс» по ОЖФ о защите прав неопределенного круга потребителей оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мисюра Е.В., судебная коллегия
установила:
общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда (далее – ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда, общество) о защите прав неопределенного круга потребителей.
В обоснование иска указало, что в ходе проведения общественного контроля по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ установлены нарушения ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
Так, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства отсутствует следующая информация: об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома; о классе энергетической эффективности; об использовании общего имущества; о капитальном ремонте в многоквартирном доме; о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме; о конструктивных элементах многоквартирного дома.
22 сентября 2021 г. на электронную почту общества направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 31 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обществу установлен 3-дневный срок для удовлетворения заявленных требований.
Однако до настоящего времени ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда выявленные нарушения не устранило, информацию, предусмотренную действующим законодательством, в ГИС ЖКХ не разместило, чем нарушило права потребителей на свободный доступ к получению информации по своему МКД.
Просило обязать ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в установленный судом срок разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную статьями 6, 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязать ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда до сведения потребителей, взыскать с ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда в пользу общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» понесенные по данному делу судебные издержки в размере 20 000 руб.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» поставлен вопрос об отмене решения суда, вынесении нового решения об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что суд необоснованно усомнился в порядке соблюдения стороной истца правил проведения проверки сайта ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда.
Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» при проведении общественного контроля руководствовалось статьями 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми при проведении общественного контроля обращение потребителя не требуется. Нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не регулируют порядок проведения общественного контроля и деятельность общественной организации. При этом общественным организациям предоставлено право выбора, куда в дальнейшем направлять материалы соответствующих проверок.
Суд не дал должной оценки представленным стороной истца доказательствам. Полагает, что сторона истца доказала факты нарушений, которые допустил ответчик, снимками экранов, которые, по мнению апеллянта, являются надлежащими доказательствами по смыслу требований статей 55, 71 ГПК РФ.
Кроме того, ссылается на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14 сентября 2020 г. №1-11/11-4985, согласно которому УО, ТСЖ, ЖСК обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, за неразмещение которой предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ.
От ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда на апелляционную жалобу поступили письменные возражения.
Участники процесса, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции, не явились. Ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие, доказательств уважительных причин неявки, не представили.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) определено, что государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В соответствии с частью 18 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства установлены приказом Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. (зарегистрирован в Минюсте России 30 мая 2016 г. № 42350).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>
22 сентября 2021 г. общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» была проведена общественная проверка по вопросу размещения ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ.
По результатам общественного контроля в отношении ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда составлен акт № 190, содержащий вывод о несоблюдении обществом требований жилищного законодательства по размещению информации в ГИС ЖКХ, согласно которому в отношении многоквартирного дома <адрес> отсутствовала информация в системе ГИС ЖКХ: об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома; о классе энергетической эффективности; об использовании общего имущества; о капитальном ремонте в многоквартирном доме; о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме; о конструктивных элементах многоквартирного дома.
22 сентября 2021 г. на электронный адрес ООО «Центр Плюс» по обслуживанию жилого фонда истцом направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения.
22 сентября 2021 г. экспертом ФИО1, который являлся одновременно и общественным инспектором, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 22 сентября 2021 г. № 190, содержащая выводы о нарушении ответчиком требований пунктов 14, 21, 24, 25, 42 части 1 статьи 6, части 18 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ, статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, истцом был нарушен порядок проведения общественной проверки и общественной экспертизы.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно части 19 статьи 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля.
Согласно пункту 7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
В соответствии с пунктом 3 Правил к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе некоммерческие организации.
Пунктом 4 Правил установлено, что решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля.
Согласно пункту 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.
В соответствии с пунктом 6 Правил решение о поведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пунктов 19, 20 Правил по результатам проведения проверки оформляется итоговый документ. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещений в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Суд, проанализировав вышеприведенные нормы и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии проведенной проверки требованиям, предъявляемым к ней, нарушении порядка ее проведения, а доводы апеллянта об обратном судебной коллегией признаются несостоятельными.
Суд обоснованно при рассмотрении спора учел, что факт неразмещения информации об официальном сайте организации ответчика, а также о капитальном ремонте многоквартирного дома был выявлен истцом не в ходе проверки, а путем осмотра сайта ГИС ЖКХ.
Ссылка апеллянта на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14 сентября 2020 г. № 1-11/11-4985, а также на предусмотренную КоАП РФ административную ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ правового значения не имеет, на законность и обоснованность принятого судом решения не влияет. Сведения о привлечении ответчика к административной ответственности за указанное правонарушение в материалах дела отсутствуют.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, отвечающее нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 ноября 2021 г. (с учетом определения того же суда об исправлении описки от 9 марта 2022 г.) оставить без изменения, апелляционную жалобу общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 мая 2022 г.
Председательствующий
Судьи