ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1431/20 от 26.06.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Малыгин П.А. 33-1431/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июня 2020 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Душнюк Н.В., Ивановой Н.Е.

при секретаре Чесноковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 января 2020 года по иску С.И.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия о взыскании денежного содержания.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С.И.А. обратилась с иском по тем основаниям, что в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ замещала должность судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по работе с физическими лицами (.....) Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия. В 2018 - 2019 годах помимо оклада и ежемесячных надбавок ей производились единовременные выплаты. В период с ХХ.ХХ.ХХ она находилась в очередном оплачиваемом отпуске, при расчете отпускных указанные единовременные выплаты не учитывались. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, С.И.А. просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с ХХ.ХХ.ХХ, взыскать в её пользу (...), а также компенсацию морального вреда в размере (...)

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

Суд взыскал с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия в пользу С.И.А.(...)., том числе: (...). – задолженность по денежному содержанию, (...) - компенсацию морального вреда.

В остальной части заявленных требований отказано.

С решением суда не согласно УФССП России по Республике Карелия, в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующий по доверенности Л.А.А., просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что судом при разрешении спора нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что получаемые истцом ежемесячные выплаты в виде дополнительного материального стимулирования (транш) в период до 01 июня 2019 года должны включаться в расчет среднего заработка при начислении оплачиваемого отпуска, при этом отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе локального характера, устанавливающие ограничение на включение таких выплат в расчет среднего заработка в период до 01 июня 2019 года. Однако судом не принято во внимание, что согласно письму ФССП России от 03 декабря 2018 года № 00080/18/135027-ИС гражданским служащим до июня 2019 года единовременная выплата в размере оклада (транш) выплачивалась в полном объеме, в связи с чем не учитывалась при исчислении денежного содержания. С.И.А. за апрель 2019 года, в том числе за период нахождения ее в ежегодном отпуске с ХХ.ХХ.ХХ получила единовременную выплату в размере двух окладов (транш) — (...) В соответствии с Письмом ФССП России от 14 июня 2019 года № 00080/19/142232-ДА с 01 июня 2019 года внесены изменения в порядок расчета денежного содержания, в соответствии с которыми единовременные выплаты начисляются за фактически отработанное время и учитываются при исчислении денежного содержания. При исчислении С.И.А. денежного содержания по приказам Управления о предоставлении отпуска С.И.А. с ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ единовременная выплата в размере оклада (транш) дополнительно учитывается в размере 1/12. В связи с отсутствием нарушений при исчислении денежного содержания причины и основания для произведения пересчета истцу отсутствуют. Истцом не представлено доказательств причинения ей морального вреда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФССП России по Республике Карелия, действующий по доверенности Н.С.А., доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель истца, действующий по доверенности Ш.Г.С., в доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

С.И.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон о государственной гражданской службе) предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1) Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2). К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть10).

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Судом первой инстанции установлено, что С.И.А. проходила государственную гражданскую службу в УФССП России по Республике Карелия в должности судебного пристава-исполнителя отдела по работе с физическими лицами (.....).

В соответствии с приказом от ХХ.ХХ.ХХ истице в период с ХХ.ХХ.ХХ был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. При начислении денежного содержания на период отпуска в расчет не были включены ежемесячные стимулирующие выплаты, произведенные истцу за период с апреля 2018 года по март 2019 года.

ХХ.ХХ.ХХС.И.А. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по работе с физическими лицами (.....) и (.....) УФССП России по Республике Карелия в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

К юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных С.И.А. исковых требований о взыскании недоначисленного денежного содержания на период отпуска относится определение правовой природы произведенных ей в течение 12 месяцев перед отпуском (а именно с апреля 2018 года по март 2019 года) выплат в виде материального стимулирования за счет средств материального стимулирования.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно пункту 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В силу части 1 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона о государственной гражданской службе, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно представленному в материалы дела письму ФССП от 3 декабря 2018 года № 00080/18/135027-ИС в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в ходе исполнения бюджета 2019 года будут доверены дополнительные объемы бюджетных ассигнований на стимулирующие выплаты государственным гражданским служащим территориальных органов ФССП России.

В судебном заседании стороной ответчика не были опровергнуты доводы истца о том, что выплаченное материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим Указом в 2018 и 2019 годах постановлений Правительства Российской Федерации, которыми предусматривались в эти годы объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Учитывая изложенное, удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу, что при исчислении денежного содержания на период нахождения государственного гражданского служащего в отпуске, следует учитывать выплаты материального стимулирования, произведенные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не являются основанием для отмены судебного решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции суду для обозрения были представлены приказы ФССП России о единовременных выплатах федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной службы судебных приставов: от ХХ.ХХ.ХХХХ.ХХ.ХХ - о выплатах за январь- март; от ХХ.ХХ.ХХ - о выплатах за апрель-июнь; от ХХ.ХХ.ХХ - выплатах за июль-сентябрь; от ХХ.ХХ.ХХ - о выплатах за октябрь 2018 года; от ХХ.ХХ.ХХ о выплатах за ноябрь 2018 года; от ХХ.ХХ.ХХ – выплатах за декабрь 2019 года; от ХХ.ХХ.ХХ - выплатах за январь – сентябрь 2019 года. На основании этих приказов ФССП России и в соответствии с приказами Управления ФССП России по Республике Карелия федеральным государственным гражданским служащим Управления были произведены эти выплаты.

Таким образом, приведенные С.И.А. в обоснование исковых требований доводы относительно правовой природы полученных ею выплат в виде материального стимулирования были подтверждены.

Выплаты в виде материального стимулирования обоснованно отнесены к категории других выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих.

Из материалов дела следует, что с учетом произведенных выплат стимулирования за период с апреля 2018 года по март 2019 года истице на период отпуска подлежало выплате денежное содержание в размере (...)., выплачено фактически - (...)., в связи с чем судом взыскана денежная сумма в размере (...)

При этом судом обоснованно было учтено разъяснение, содержащееся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, согласно которому для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года.

Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Выводы суда о том, что средства материального стимулирования входят в состав денежного содержания гражданских служащих и их следует учитывать при расчете отпускных, соответствуют положениям Закона о государственной гражданской службе, Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562.

Также отклоняются доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 3000 руб., учитывая, что невыплатой денежного содержания на период отпуска ответчиком были нарушены права истца. Размер данной компенсации определен судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.

С учетом изложенного, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 января 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи