Судья Шмидт Е.А. Дело ***
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2016 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Бредихиной С.Г., Чубукова С.К.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика – Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и третьего лица – Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску Никитиной Ю. М. социального обслуживания «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» о возложении обязанности начисления заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда без включения в нее районного коэффициента, установлении районного коэффициента в размере 1,25, перерасчете заработной платы.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Никитина Ю.М. обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее – КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей») о возложении обязанности установить ей с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в нее районного коэффициента, установить ей с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 1,25, произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнении норм труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
В обоснование требований указано, что она работает в КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, в нарушение действующего трудового законодательства районный коэффициент в размере 20% вместо 25%, который стал применяться с ДД.ММ.ГГ, начисляется не на минимальный размер оплаты труда, а на оклад по должности.
Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации Алтайского края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате до 1,25, в том числе для <адрес> Алтайского края, расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГ установлен в размере <данные изъяты>. в месяц.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Региональным соглашением между <адрес>вым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы», заключенным ДД.ММ.ГГ и вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, установлен размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики в Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** «О минимальном размере оплаты труда», то есть не менее <данные изъяты>. (п.3.1.1.).
Из изложенного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в указанных районах или местностях.
<данные изъяты>
<данные изъяты> Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, исковые требования Никитиной Ю.М. удовлетворены.
На КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» возложена обязанность начислять заработную плату Никитиной Ю.М. с ДД.ММ.ГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 1,25, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений, и произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ с учетом не ниже установленного минимального размера оплаты труда, с последующим начислением районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.
Не согласившись с решением суда, ответчиком КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и третьим лицом Главным Управлением Алтайского края по труду и социальной защите поданы апелляционные жалобы, в которых они просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Текст жалоб является идентичным и повторяет доводы возражений на исковое заявление.
В обоснование жалоб указано, что судом при вынесении решения неверно истолкованы нормы права.
Полагают, что не менее минимального размера оплаты труда должна составлять оплата труда с учетом выплат компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях.
Считают, что вывод суда о том, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент, противоречит нормам трудового законодательства, поскольку <адрес> к таким районам и местностям не относится.
Указывают на то, что судом принято решение о начислении заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 1,25 на начисленную заработную плату, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений, при этом судом не определено, до каких изменений в трудовое законодательство применяется данный порядок начисления.
Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалоб, проверив материалы дела в пределах доводов жалоб, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.Из толкования норм ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Эти нормы конкретизированы в ст.ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Системный анализ положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
<адрес>ов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. Нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, в силу положений ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГ*** утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.
Распоряжением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГ***-р размер районного коэффициента повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для <адрес>.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** минимальном размере оплаты труда» (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГ установлен в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», расположенное в <адрес> Алтайского края, является юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе.
Истец ФИО1 состоит в трудовых отношениях с КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в должности санитарки с ДД.ММ.ГГ по настоящее время, с окладом согласно штатному расписанию, Положению об оплате труда КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», трудовому договору, дополнительным соглашениям к нему.
Согласно табелям учета рабочего времени, расчетным листкам, расчетно-платежным ведомостям за июнь, июль, август 2015 года, заработная плата истцу начисляется исходя из оклада в размере 2078 руб. при норме 147,8 часов, к должностному окладу установлены выплаты за специфику учреждения, за качество работы в виде доплаты до минимального размера оплаты труда, премии и районный коэффициент в размере 1,25 с ДД.ММ.ГГ, который начисляется на оклад и указанные выплаты, таким образом, размер заработной платы истца с учетом всех указанных надбавок, в том числе и районного коэффициента, без учета премий, при полностью отработанной ею норме рабочего времени составляет <данные изъяты> руб., при этом, при начислении выплаты за качество работы до минимального размера оплаты труда на указанный размер районный коэффициент в размере 1,25 не начисляется, что подтверждается расчетными листками по заработной плате, пояснениями представителя истца. При этом, денежные средства, выплачиваемые работнику в виде премиальных, согласно постановлению администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, при начислении заработной платы не включаются в минимальный размер оплаты труда.
Приказом директора КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» *** от ДД.ММ.ГГ установлено при начислении заработной платы применение районного коэффициента в размере 1,25 с ДД.ММ.ГГ и перерасчет заработной платы за июнь 2015 года.
Поскольку при разрешении спора установлено, что при начислении заработной платы с ДД.ММ.ГГ применяется районный коэффициент в размере 1,25, но при полностью отработанной за этот период норме рабочего времени начисление районного коэффициента производится не на минимальный размер оплаты труда, а на начисленную заработную плату работника, то есть размер заработной платы истца без, учета выплаченных премий, с начислением районного коэффициента 1,25 составляет менее <данные изъяты> руб., то суд первой инстанции пришел к выводу, что начисление заработной платы истцу происходит с нарушением действующего законодательства, и нарушенное право подлежит восстановлению.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела, с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Доводы апелляционных жалоб о включении надбавки в общий размер заработной платы, который не может быть ниже минимального размера, определенного законом, являются несостоятельными, как основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из вышеизложенного допускается в размере менее минимального размера оплаты труда установление только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (Определение Верховного Суда Российской Федерации ***-КГПР13-2 от ДД.ММ.ГГ).
Довод жалоб о том, что гл. 50 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяется на данные правоотношения, так как <адрес> не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, является не состоятельным, поскольку законодательство Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации, не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями.
Кроме того ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями подлежит оплате в повышенном размере.
На территории Российской Федерации в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов бывшего СССР и принятых в их развитие правовых актов Российской Федерации, устанавливающих повышенную оплату труда лиц, работающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с особыми климатическими условиями. <адрес>ов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному Кодексу.
Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы.
Довод о том, что при принятии решения судом не определено до каких изменений в трудовое законодательство применяется порядок начисления заработной платы, указанный в резолютивной части решения основанием для отмены решения быть не может.
Поскольку решение суда вынесено на будущее время, судом учтена возможность внесения изменений в трудовое законодательство касающихся как размера, так и принцип применения повышающих коэффициентов.
Доводы апелляционных жалоб выводов судебного решения не опровергают, свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права и основанием для отмены решения суда не являются.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поскольку суд первой инстанции проверил доводы сторон и фактические обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства определил правильно. Установленные обстоятельства, подтверждаются доказательствами, которым дана оценка согласно положениям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобы ответчика – Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и третьего лица – Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: