ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1432/2012 от 11.02.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Яловка С.Г. Дело № 33-1432/2012

А – 54

11 февраля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего Емельянова В.А.

судей: Соснина Ю.А., Тихоновой Т.В.

с участием прокурора Назаркина В.П.

при секретаре Барановской Н.В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В.

гражданское дело по иску прокурора Березовского района Красноярского края в интересах ФИО1 к открытому акционерному обществу «Енисейское речное пароходство» о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги

по апелляционному представлению прокурора Березовского района Красноярского края Морозова Ю.А.

на решение Березовского районного суда Красноярского края от 29 октября 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска прокурора Березовского района Красноярского края в защиту ФИО1 к открытому акционерному обществу «Енисейское речное пароходство» о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги отказать в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с иском (с учетом уточнений) в интересах ФИО1 к ОАО «Енисейское речное пароходство» (далее ОАО «ЕРП») о взыскании с ответчика излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги в размере 53 611,49 руб.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Березовского района Красноярского края проверки установлено, что ФИО1 является педагогом-пенсионером, проработавшим в сельской местности более 10 лет. По состоянию на октябрь 2008 года между ФИО1 и ОАО «ЕРП» в лице филиала - Ермолаевская РЭБ флота сложились отношения по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Вместе с тем, с октября 2008 года по июнь 2010 года ФИО1 льгот по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в соответствие с Законом РФ «Об образовании» не предоставлялось.

Согласно информации ОАО «ЕРП» от 02 ноября 2011 года и квитанциям об оплате жилищно-коммунальных услуг с октября 2008 года по июнь 2010 года включительно истицей уплачено за коммунальные услуги 61 284,9 руб., в том числе: за отопление - 42 719,19 руб.; за горячую воду - 3 358,35 руб.; за вывоз твердых бытовых отходов - 1 641,99 руб.; за капитальный ремонт - 1 527,06 руб.; на содержание жилого помещения - 12 036,96 руб.

В соответствии с информацией МУ СЗН Березовского района за период с октября 2008 года по июнь 2010 года включительно ФИО1 в соответствие с Законом Красноярского края от 10.12.2004 года № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» и в силу ст.2 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате коммунальных услуг» перечислена субсидия в размере 7 682, 6 руб.

По сведениям МП «ЖКУ» Есаульского сельсовета от 05 декабря 2011 года квартира, в которой проживает ФИО1, не подключена к централизованной системе подачи горячей воды, коммунальная услуга горячего водоснабжения не предоставляется. Вместе с тем ФИО1 в спорный период предъявлена к оплате стоимость услуги горячего водоснабжения в размере 3 358,35 руб., данную сумму истица полностью оплатила.

Таким образом, в результате непредставления ФИО1 льгот, предусмотренных ст.55 Закона РФ «Об образовании», а также в результате неосновательного обогащения в результате получения ответчиком денежных средств за услугу, которая истице не предоставлялась, за период с октября 2008 года по июнь 2010 года ФИО1 причинен ущерб в размере 53 611, 49 руб., который прокурор просил взыскать с ответчика.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Березовского района Красноярского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Указывает на неисследованность судом того обстоятельства, что МУ СЗН Березовского района было отказано ФИО1 в предоставлении денежной выплаты как педагогическому работнику, поскольку она не является работающим педагогом; право на получение меры социальной поддержки как педагогу-пенсионеру и порядок ее получения ФИО1 не разъяснялись. Является необоснованной ссылка суда на ст.12 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», поскольку положение указанной статьи к мерам социальной поддержки, предоставляемым педагогическим работникам, не применяется. Отказывая в удовлетворении требований о взыскании неосновательного обогащения, суд неправомерно руководствовался решением Есаульского сельского Совета депутатов от 27 июня 2007 года №9-5, поскольку его действие не распространяется на п.Ермолаевский Затон, в котором проживает ФИО1

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Назаркина В.П., частично поддержавшего апелляционное представление, представителей ОАО «Енисейское речное пароходство» ФИО2 и ФИО3, просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 04.05.1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно абз.3 п.5 ст.55 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г.) Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 «Об образовании», педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ст.6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», действовавшим до 01 июля 2010 года, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100 % стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Законом Красноярского края от 07.02.2008 года № 4-1256, вступившим в законную силу 09.03.2008 года, а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 года №318-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. N 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008 года педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме в виде бесплатной услуги.

Законом Красноярского края от 10.06.2010 года №10-4691, вступившим в законную силу 01.07.2010 года, отменен закон Красноярского края от 07.02.2008 года №4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.

В силу ст.7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29.12.2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Вместе с тем, в силу ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 г. №439-ФЗ, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в связи с чем на педагогов – пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является ветераном труда, отработавшим до выхода на пенсию в сельской местности более 10 лет в качестве педагогического работника образовательного учреждения. Зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> затон, <адрес>, следовательно, имеет право на бесплатное жилое помещением с отоплением и освещением.

С октября 2008 года по июнь 2010 года ОАО «ЕРП» - Ермолаевская РЭБ флота предоставляло ФИО1 коммунальные услуги и производило начисление коммунальных платежей.

Отказывая прокурору Березовского района Красноярского края в удовлетворении исковых требований о взыскании с ОАО «Енисейское речное пароходство» в пользу ФИО1 излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги с октября 2008 года по июнь 2010 года, суд первой инстанции исходил из того ФИО1, имея право на получение льгот по двум различным основаниям: как ветеран труда и как вышедший на пенсию педагогический работник общеобразовательной школы, имеющий общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, в добровольном порядке выбрала в качестве основания меры социальной поддержки статус ветерана труда, а действующим законодательством не предусмотрено предоставление меры социальной поддержки по двум основаниям одновременно

С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может ввиду его несоответствия фактическим обстоятельствам дела.

Так, из материалов дела усматривается, что ФИО1, имея право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением как проживающий в сельской местности педагог-пенсионер, проработавший в муниципальных образовательных учреждениях сельской местности более 10 лет, была вынуждена избрать для себя основанием мер социальной поддержки статус ветерана труда, поскольку иного ей не предлагалось и не предоставлялось, в том числе, по мотиву отсутствия механизма правового регулирования предоставления льгот и отсутствия права на их получение у педагогов-пенсионеров. Кроме того, в 2011 году ФИО1 обращалась в МУ СЗН Березовского района с заявлением о предоставлении ей денежной выплаты как педагогическому работнику, в чем ей было отказано ввиду того, что истица не является работающим педагогом.

При изложенных обстоятельствах, учитывая что, с 9 марта 2008 года по 1 июля 2010 года действовал Закон Красноярского края «О размере условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) от 7 февраля 2008 года №4-1256, в соответствие с которым возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам производилось юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Березовского районного суда Красноярского края в интересах ФИО1 к ОАО «Енисейское речное пароходство» о возмещении расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.

Учитывая, что в спорный период ОАО «Енисейское речное пароходство» ФИО1 как ветерану труда перечислена субсидия на отопление в размере 5 668,41 руб., а всего ей оплачено за отопление 42 719,19 руб., то подлежащая взысканию с ответчика недополученная компенсация по оплате отопления за период с октября 2008 года по июнь 2010 года включительно составляет 37 050,78 руб. (42 719,19 руб. - 5 668,41 руб.)

Кроме того, как следует из материалов дела, в спорный период истицей было оплачено за горячее водоснабжение 3 358, 35 руб. При этом согласно письму МП «ЖКУ» Есаульского сельсовета от 5 декабря 2011 года квартира по адресу: <адрес> не подключена к центральной системе горячего водоснабжения, по указанному адресу коммунальная услуга «горячее водоснабжение» не предоставляется.

Таким образом, стоимость оплаченной ФИО1 услуги за горячее водоснабжение в размере 3 358, 35 руб. подлежит взысканию с ответчика как необоснованно предъявленная к оплате.

При этом вывод суда первой инстанции о том, что в период с октября 2008 года по июнь 2010 года включительно плата за горячее водоснабжение с истицы не взималась, наличие в расшифровках ежемесячных начислений за 2008-2010 годы строки «горячая вода», с указанием в 2009 году и 2010 году в данной строке «бойлер» свидетельствует о том, что с ФИО1 в соответствие с решением Есаульского сельского Совета депутатов от 27 июня 2007 года №9-5 помимо платы за холодное водоснабжение с ванной, взималась плата за холодное водоснабжение с водонагревателем – бойлером, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку решение Есаульского сельского Совета депутатов от 27 июня 2007 года №9-5 распространяет свое действие только на с.Есаулово и с.Ермолаево и не подлежит применению к другим населенным пунктам Есаульского сельсовета, в том числе, и к тому, в котором проживает ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Березовского районного суда Красноярского края от 29 октября 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Березовского района Красноярского края в интересах ФИО1 к открытому акционерному обществу «Енисейское речное пароходство» о взыскании компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с октября 2008 года по июнь 2010 года включительно в размере 37 050,78 руб., стоимости оплаченной за период с октября 2008 года по июнь 2010 года услуги за горячее водоснабжение в размере 3 358, 35 руб.

Принять в этой части новое решение, которым исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах ФИО1 к открытому акционерному обществу «Енисейское речное пароходство» удовлетворить частично.

Взыскать с открытого акционерного общества «Енисейское речное пароходство» в пользу ФИО1 компенсацию расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с октября 2008 года по июнь 2010 года включительно в размере 37 050,78 руб., стоимость оплаченной за период с октября 2008 года по июнь 2010 года услуги за горячее водоснабжение в размере 3 358, 35 руб., а всего взыскать 40 409,13 руб.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Березовского района Красноярского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: