ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1433 от 20.06.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья Замыслов Ю.А. 20 июня 2018г. Дело № 33–1433

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Великий Новгород

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего: Колокольцева Ю.А.,

судей: Сергейчика И.М. и Хухры Н.В.,

при секретаре: Ивановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июня 2018г. частную жалобу ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» Министерства обороны Российской Федерации на определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 23 апреля 2018г., которым оставлено без движения исковое заявление ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» Министерства обороны Российской Федерации к Коршунову А.В. о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Новгородского областного суда Колокольцева Ю.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФГВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось в суд с указанным выше иском, в котором просило взыскать с Коршунова А.В. в пользу Российской Федерации в лице Учреждения средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку ответчика в размере 299285 руб.

В обоснование иска Учреждение ссылалось на то, что 01 августа 2014г. ответчик поступил в Учреждение, приказом от 31 июля 2014г. номер зачислен на 1 курс на должность курсанта, а приказом по личному составу начальника Учреждения отчислен «по нежеланию учиться». Согласно подпункту «а» пункта 7 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007г. № 402, ответчик обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку.

Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 23 апреля 2018г. исковое заявление Учреждения оставлено без движения, предложено в срок до 23 мая 2018г. устранить следующие недостатки:

оплатить государственную пошлину в сумме 6193 руб. и представить в суд документ, подтверждающий произведенную оплату.

В случае не устранения недостатков к указанному сроку, заявление со всеми приложенными к нему материалами вернуть заявителю.

Не соглашаясь с определением судьи, Учреждение в частной жалобе просит его отменить и принять исковое заявление к производству суда, поскольку оснований для оставления без движения искового заявления не имелось.

В силу статьи 333 ГПК РФ, данная частная жалоба рассматривается без извещения и участия Учреждения.

Проверив исковой материал и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков.

В случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд (часть 2 статьи 136 ГПК РФ).

Оставляя заявление без движения, судья исходил из того, что исковое заявление не соответствует требованиям абзаца 3 статьи 132 ГПК РФ, поскольку к заявлению не приложен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Такой вывод судьи является необоснованным, поскольку не соответствует требованиям закона и не основан на исковом материале.

Согласно статье 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие по этим делам в качестве истцов или ответчиков.

Указом Президента РФ от 21 мая 2012г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

Законодательством Российской Федерации установлено, что федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004г. № 1082 (далее – Положение), Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ.

В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

В силу Положения, Минобороны РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления (пункт 5); устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении Минобороны России (пункт 33.3).

В силу пунктов 4 и 7 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ «Об обороне», Вооруженные Силы РФ создаются в целях обороны Российской Федерации, выполняют задачи в области обороны.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (пункт 1 статья 10 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

На основании статьи 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил РФ могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что, разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.

К органам военного управления относятся Министерство обороны РФ, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014г. № 8).

Из приведенных правовых норм следует, что если полномочиями федерального органа исполнительной власти как органа государственной власти также наделяются и государственное учреждение, и воинские части, то они освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ.

Согласно Уставу ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» Минобороны РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 25 декабря 2015г. № 840 (далее - Устав), учредителем ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» Минобороны РФ является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Академии осуществляет Минобороны РФ (пункт 4). Полномочия собственника имущества Академии осуществляет Министерство обороны РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5). Академия находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ.

Предметом и видом деятельности военной академии, кроме образовательной и научной деятельности, является также выполнение мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, по организации гарнизонной и караульной служб, проведения мероприятий по мобилизационной подготовке, антитеррористической деятельности, организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности и безопасности страны, совершенствование военного образования, проведение фундаментальных и (или) прикладных научно-исследовательских и опытно-исследовательских работ, военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа в интересах Вооруженных сил РФ (пункт 19).

Учитывая подведомственность Учреждения, цели создания и выполнение Учреждением функций в области обороны России в рамках компетенции и функций государственного органа - Минобороны РФ, а также наличие полномочий на подачу иска о взыскании бюджетных средств в пользу РФ, следует признать, что на Учреждение распространяются положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36. НК РФ. То есть в данном конкретном случае следует признать, что Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подачи настоящего иска.

При таких обстоятельствах и в силу приведенных правовых норм у судьи отсутствовали основания для оставления искового заявления без движения со ссылкой на необходимость истцу оплатить государственную пошлину и представить соответствующий документ.

Таким образом, определение судьи о возвращении искового заявления на основании абзаца 3 статьи 132 ГПК РФ не соответствует требованиям закона, а потому определение подлежит отмене с направлением искового материала в тот же суд со стадии принятия заявления к производству суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 333–335 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 23 апреля 2018г. отменить, исковое заявление ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» Министерства обороны Российской Федерации к Коршунову А.В. о взыскании денежных средств направить в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия к производству суда.

Председательствующий: Ю.А. Колокольцев

Судьи: И.М. Сергейчик

Н.В. Хухра