ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1434 от 20.04.2016 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Романова О.А. Дело № 33-1434

20 апреля 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Аносовой Е.Н.,

судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.,

при секретаре Криницыной Е.С.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Чураковой Н.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 20 апреля 2016 года дело по апелляционным жалобам ООО «БТИ 43» и ФИО1 на решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 28 декабря 2015 года, которым постановлено об удовлетворении иска Кирово-Чепецкого городского прокурора:

признать незаконной деятельность ООО «Бюро технической инвентаризации 43» по изготовлению технических паспортов на объекты жилищного фонда;

запретить ООО «Бюро технической инвентаризации 43» осуществление деятельности по изготовлению технических паспортов на объекты жилищного фонда со дня вступления решения в законную силу;

взыскать с ООО «Бюро технической инвентаризации 43» в доход бюджета МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кирово-Чепецкий городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Бюро технической инвентаризации 43» о признании деятельности общества по изготовлению технических паспортов на объекты жилищного фонда незаконной и запрете осуществления данной деятельности. Указал, что прокуратурой проведена проверка по заявлению директора Кировского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по вопросу нарушения ООО «БТИ 43» законодательства о государственном учете жилого фонда РФ и технической инвентаризации жилого фонда РФ. Установлено, что ООО «БТИ 43» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «БТИ 43» является деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества. Учредитель и директор ООО «БТИ 43» ФИО1 имеет квалификационный аттестат кадастрового инженера . ООО «БТИ 43» на возмездной основе осуществляет деятельность по изготовлению технических паспортов на объекты жилищного фонда. Действующим законодательством технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации. Возможность осуществления указанной деятельности иными хозяйствующими субъектами нормативно-правовыми актами не предусмотрена. Результатом кадастровых работ кадастрового инженера, осуществляющего кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица, является межевой план, технический план или акт обследования. Технический паспорт в числе документов, составляемых кадастровым инженером, не указан. В связи с изложенным Кирово-Чепецкий городской прокурор просил признать незаконной деятельность ООО «БТИ 43» по изготовлению технических паспортов на объекты жилищного фонда и запретить ООО «БТИ 43» осуществление деятельности по изготовлению технических паспортов на объекты жилищного фонда со дня вступления решения в законную силу.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска.

С решением суда не согласились ООО «БТИ 43» и ФИО1, в апелляционных жалобах просят его отменить и направить дело на новое рассмотрение с привлечением к участию в деле ФИО1 Считают не соответствующими нормам материального права, обстоятельствам дела выводы суда об отождествлении деятельности юридического лица ООО «БТИ 43» и кадастрового инженера ФИО1, являющейся директором общества. Отсутствие полномочий у кадастрового инженера на составление технического паспорта не влияет на возможность реализации указанных полномочий юридическим лицом. Решением суда затронуты и разрешены непосредственные права ФИО1, которая к участию в деле не привлечена, что является безусловным основанием для отмены решения. Ссылки в решении суда на письмо УФАС по Кировской области от 16.07.2015 № 3693/05 необоснованны и незаконны, поскольку оно не является нормативным актом, его содержание судом истолковано неверно. По мнению авторов жалоб, постановление Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда РФ», которое положено в основу решения, применено целиком, в то время как действует только в части. Суд первой инстанции также необоснованно отождествил деятельность по государственному учету жилищного фонда, которой ответчик не занимается, и техническую инвентаризацию, специального разрешения на осуществление которой не требуется.

В возражениях на жалобу представитель ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Кировского филиала ФИО2 и помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора Кокорева Н.С. просят оставить решение суда без изменения.

Изучив апелляционные жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения поддержавших их ФИО1, ее представителя и представителя ООО «БТИ 43» ФИО3, а также прокурора Чураковой Н.Р. и представителя Кировского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» ФИО2, возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда.

Из материалов дела усматривается, что <дата> зарегистрировано в ЕГРЮЛ юридическое лицо ООО «Бюро технической инвентаризации 43», одним из основных видов деятельности указана деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

Учредителем и директором ООО «БТИ 43» является ФИО1, имеющая квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Собранными по делу доказательствами подтверждается, что ООО «БТИ 43» на возмездной основе оказывает услуги гражданам по изготовлению технических паспортов на объекты жилищного фонда. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Обращаясь в суд с иском, прокурор просил суд признать деятельность данного юридического лица по изготовлению технических паспортов на объекты жилищного фонда незаконной и запретить ее. Свои требования мотивировал тем, что этой деятельностью вправе заниматься специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации, к каковым ООО «БТИ 43» не относится.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора. При вынесении решения суд основывался на следующих положениях нормативно-правовых актов.

24.07.2007 принят Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (кадастровые отношения).

В ч. 8 ст. 47 данного Закона указано, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 01.01.2013.

Таким образом, с 01.01.2013 на всей территории РФ осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

Вместе с тем, ст. 19 Жилищного кодекса РФ предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в РФ, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (п. 5.2.47 Положения о Министерстве строительства и ЖКХ РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038).

Минстроем РФ порядок осуществления государственного жилищного фонда не установлен, в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ» (в ред. от 30.01.2013).

Пунктом 3 Порядка установлено, что государственный учет жилищного фонда в РФ включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

По смыслу вышеуказанных правовых норм в их совокупности, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу постановления Правительства РФ № 1301 специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда. Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда была установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37.

Следует понимать, что Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не регулирует порядок проведения технического учета и технической инвентаризации. В силу ч. 3, 4 ст. 1 данного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

Согласно ст.ст. 29, 31 Закона кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности: 1) в качестве индивидуального предпринимателя; 2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. Кадастровый инженер в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе выбирать форму организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.

В ст. 37 Закона указано, что результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в ст. 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в ст. 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Таким образом, государство в лице уполномоченных органов в переходный период ведет государственный учет жилищного фонда в соответствии со ст. 19 Жилищного фонда наряду с государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, осуществляемым в рамках Федерального закона № 221-ФЗ.

С учетом вышеизложенного верным является вывод суда первой инстанции о том, что выдачей технических паспортов на объекты жилищного фонда в рамках государственного технического учета после введения в действие Федерального закона № 221-ФЗ до окончания переходного периода вправе специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации. Иные хозяйствующие субъекты, такие как ООО «БТИ 43» такой деятельностью заниматься не вправе.

Специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации и уполномоченные на кадастровую деятельность организации не могут рассматриваться в качестве конкурирующих, так как осуществляют хозяйственную деятельность на разных товарных рынках, на что обращено внимание Верховным Судом РФ в определении от 24.07.2015 № 303-КГ15-7560.

Вышеизложенная правовая позиция нашла отражение в письмах Министерства экономического развития РФ от 22.05.2015 № Д23и-2365, от 03.07.2013 № 13551-ПК/Д23и, письме Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16.07.2015 № 3693/05, письме ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 11.06.2015 № 03/05905.

Правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, исследовав и оценив представленные доказательства, при верном применении нор материального права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что уполномоченная на кадастровую деятельность организация - юридическое лицо, в котором на основании трудового договора осуществляет деятельность кадастровый инженер, не наделена полномочиями на проведение работ по технической инвентаризации объектов жилищного фонда - выдаче технических паспортов на данные объекты.

Позиция ответчика о том, что оформлением технических паспортов на объекты жилищного фонда в настоящее время могут заниматься хозяйствующие субъекты, поскольку законодательно это не запрещено, к ним отсутствуют законодательные требования, основана на неверном толковании вышеназванных норм материального права.

Указание в жалобе на то, что оспариваемым решением запрещается деятельность ООО «БТИ 43», ограничиваются полномочия кадастрового инженера ФИО1, не соответствует содержанию решения суда. ООО «БТИ 43» и работающая в данном обществе кадастровый инженер ФИО1 вправе заниматься деятельностью, предусмотренной Федеральным законом № 221-ФЗ. В рамках настоящего дела судом рассматривался вопрос по правомерности изготовления ответчиком технических паспортов на объекты жилищного фонда. Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что принятым решением суда нарушаются ее права как кадастрового инженера, не состоятельны. Решением суда деятельность кадастрового инженера ФИО1 не оценивалась по предмету иска, она не являлась ответчиком по делу, решение о ее правах и обязанностях судом не принималось. Ответчиком по делу выступало ООО «БТИ 43».

Поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о правах и обязанностях ФИО1, суд апелляционной инстанции на основании ч. 4 ст. 1, абз. 4 ст. 222 и п. 4 ст. 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционной жалобы ФИО1 без рассмотрения по существу (п. 40 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции»).

Жалоба ООО «БТИ 43» сводится к несогласию с выводами районного суда и не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на принятое решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 28 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «БТИ 43» - без удовлетворения, апелляционную жалобу ФИО1 - оставить без рассмотрения по существу.

Председательствующий Судьи