Судья Бобылева Е.В. Гр. дело № 33-564/2022(№ 33-14350/2021) номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-5730/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 марта 2022 года г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Евдокименко А.А., судей Хаировой А.Х., Чирковой И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Усенко А.О., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Промышленного районного суда г. Самары от 03 ноября 2021 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о перерасчете пенсии, отказать». Заслушав доклад судьи Хаировой А.Х., пояснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Самарской области –ФИО2 (по доверенности), возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда установила: Истец ФИО1 обратился в Промышленный районный суд г. Самары с иском к ответчику Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области об обязании произвести перерасчет пенсии по старости, применив метод для перерасчета пенсии: любые 60 месяцев работы подряд для назначенной пенсии, с 20 марта 2021 года. В обоснование заявленных требований истец указал, что с 03 февраля 2018 года он является получателем страховой пенсии по старости. Размер его пенсии составляет7 929 рублей. Получив ответ из Министерства обороны РФ от 17 марта 2021 года, истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом справки Министерства обороны РФ об окладах по воинской должности «командир взвода», «старшина роты». Решением Промышленного районного суда г. Самары от 03 ноября 2021 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано. В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно истолковал письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 года. Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных ответчиком возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Разрешая спор, и, отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не представлены необходимые для перерасчета пенсии документы о заработной плате за заявленный им период 1980-1985 гг. Справка о заработной плате или акт об утрате первичных документов, заработке вследствие стихийных бедствий и документы о невозможности подтверждения среднемесячного заработка за другие периоды трудовой деятельности ФИО1 не представлены, а информация, содержащаяся в письме Министерства обороны РФ от 17.03.2021года № об окладах по воинским должностям, не подтверждает индивидуальный заработок истца. Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции исходя из следующего. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу части 1 статьи 57 указанного Кодекса доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Согласно пунктам 7 и 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке дел к судебному разбирательству» судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Доказательства, представленные сторонами и другими лицами, участвующими в деле, проверяются судьей на их относимость (статья 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и допустимость (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Между тем, требования указанных норм процессуального права судом не соблюдены. Согласно записям в трудовой книжке, ФИО1 на военную службу призван 19 апреля 1977 года. Служил в рядах Советской Армии по 04 мая 1979 года. 28 мая 1979 года истец принят на работу в цех № ремонтно-механического завода сварщиком 5-го разряда. Уволен с работы 26.11.1980 года в связи с уходом на действительную военную службу. С 27.11.1980 года по 16.06.1986 года служил в Советской Армии (л.д. 43). ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с 03.02.2018 года в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом заработной платы за период работы в ЗАО «<данные изъяты>» с января 1986 по июль 1988 с отношением среднемесячного заработка - 0,405 (при максимальном отношении - 1,2). 08.04.2021 года ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости за периоды до 01.01.2015 г. в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала, представив ответ на его обращение из Министерства обороны Российской Федерации № от 17.03.2021 года, в котором указаны оклады по воинскому званию «прапорщик», «командир взвода», «старшина роты» утвержденных Приказом МО СССР 1971 №0140 с 01.08.1971 года по 31.12.1985года. Решением ответчика от 09.04.2021 года № отказано в удовлетворении заявления ФИО1 о перерасчете размера страховой пенсии по старости за периоды до 01.01.2015 года в соответствии с пунктом 1 ч. 2 статьи 18 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400 –ФЗ (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала) со ссылкой на то, что 11.01.2018 года пенсионным органом был направлен запрос в военный комиссариат г. Кимры и Кимрского района Тверской области о предоставлении справки о денежном довольствии ФИО1 за период службы с 27.11.1980 года по 16.06.1986 года в качестве командира взвода в войсковой части №. 01.10.2018 года получен ответ об отсутствии сведений о заработной плате на ФИО1 за 1980-1985 г.г., в связи с отсутствием на хранении расчетных ведомостей по заработной плате. В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 года № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 при невозможности документной подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника, учетные карточки членов профсоюза, профсоюзные билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявленными к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника, если первичные документы о заработке утрачены только вследствие стихийных бедствий (наводнений, землетрясений, ураганов). Для подтверждения данного факта составляется соответствующий акт, отражающий факт произошедшего события. Поскольку справка о заработной плате или акт об утрате первичных документов, заработке вследствие стихийных бедствий и документы о невозможности подтверждения среднемесячного заработка за другие периоды трудовой деятельности ФИО1 не представлены, а информация, содержащаяся в письме Министерства обороны РФ от 17.03.2021года № об окладах по воинским должностям, не подтверждает индивидуальный заработок истца (л.д.. 18-19). Из материалов дела следует, что, начиная с 2018 года, истец неоднократно обращался в Центральный архив Министерства обороны РФ, в Министерство обороны Российской Федерации, в ГБУ Самарский области «Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Самарский областной государственный архив документов по личному составу» о выдаче справок о его денежном довольствии. Согласно письму Министерства обороны Российской Федерации от 7 марта 2021 года №, Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации первичными бухгалтерскими документами о выплаченном ФИО1 денежном довольствии не располагает. Сведения о выплаченных суммах денежного довольствия можно получить только в воинских частях, в которых ФИО1 проходил военную службу, или в архивах штабов военных округов, на территории которых дислоцировались воинские части, а также в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Также указано, что в соответствии с пунктами 6,10, 81 Наставления по архивному делу в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2005 года № 200 «Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных силах Российской Федерации», за состояние и сохранность законченных делопроизводством дел, качественную подготовку и своевременную сдачу в архивы всех документов (дел) части (организаций) несут ответственность начальники штабов соединении и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации. Одновременно сообщено, что оклад по воинскому званию «прапорщик» составлял 25 рублей в месяц (приказ Министра обороны СССР 1974 года № 050). Оклад по воинской должности «командир взвода», «Старшина роты» (9 тарифный разряд) составлял в месяц (согласно приказу Министерства обороны СССР 1971 года № 0140 с 1 августа 1971 года по 31 декабря 1985 года: по 1 году непрерывной военной службы – 130 рублей, по 2 и 3 годам – 140 рублей, по 4 и 5 годам – 150 рублей, по 6 и 7 годам – 165 рублей, по 8 и 9 годам – 175 рублей, по 10 – 14 годам – 195 рублей, по 15 году и более – 220 рублей. Процентная надбавка за выслугу лет и прибавка взамен продовольственного пайка выплачивалась только офицерскому составу (л.д. 15 – 16). Подлинник данного письма находится у ответчика в выплатном деле ФИО1, обозревался судебной коллегией в судебном заседании. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, с целью установления фактических обстоятельств по делу и оказания истцу содействия в собирании доказательств, направила запросы в адрес ГБУ Самарской области «Самарский областной государственный архив документов по личному составу», ФКУ «Российский государственный архив экономики», ФКУ «Государственный архив Российской Федерации», ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», в ФКУ «Военный комиссариат Тверской области». Согласно архивной справке ГБУ Самарской области «Самарский областной государственный архив документов по личному составу» от 25.01.2022 года №, в документах войсковой части № за 1981 г., 1986 г. значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождении и имеются следующие сведения. В «Книге алфавитного учета офицеров» за 1981 год – приказ № от 25 мая 1981 года, командир взвода; прапорщик, приказ командира в/ч №№ от 19 мая 1981 года. В «Книге алфавитного учета офицеров» за 1986 год: уволен в запас СА с 16 июня 1986 года, приказ № (дата приказа не указана); в графе «Образование» имеется запись: 5,5 мес. курсы прапорщиков при в/ч № (период курсов не указан). В лицевом счете по начислению заработной платы за 1986 год в январе – июне имеются начисления зарплаты за отработанное время. В поступивших на хранение личных карточках (ф.Т-2) работников, уволенных в 1986 году, личной карточки ФИО1 нет. Документы в/ч № на хранение в госархив не поступали (л.д. 128).Согласно данной архивной справке, ФИО1 в январе 1986 года начислена заработная плата – 216 руб. 45 коп., в феврале 1986 года – 203 руб. 60 коп.. в марта 1986 года – 218 руб. 45 коп.. в апреле 1986 года – 205 руб. 50 коп., в мае 1986 года – 206 руб. 45 коп.. в июне 1986 года – 637 руб. 73 коп. (л.д. 129). Согласно архивной справке Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Самарский областной государственный архив документов по личному составу» от 25.01.2022 года №, приказом начальника Спецстроя России от 23 мая 1996 года № войсковая часть № расформирована. Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 16 февраля 2022 года, в приказе командира войсковой части № от 29 ноября 1980 года № значится: «Нижепоименованный личный состав, прибывший на курсы по подготовке прапорщиков, зачислить в списки личного состава и все виды довольствия (срок обучения 5,5 месяцев) зачислить на котловое довольствие с обеда 18 ноября 1980 года. Из войсковой части № сержанта запаса ФИО1, призванного 27 ноября 1980 года Кировским РВК г. Куйбышев. В деле с карточками лицевых счетов на выплату денежного довольствия военнослужащим войсковой части № за 1980-1981 г.г. имеется карточка ФИО1, где начисленное ему денежное довольствие с ноября 1980 г. по май 1981 г. составляло: ноябрь 1980 года – 10 руб. 11 коп., декабрь 1980 года – 75 руб. 80 коп., январь 1981 года – 75 руб. 80 коп., февраль 1981 года - 75 руб. 80 коп., март 1981 года - 75 руб. 80 коп., апрель 1981 года - 75 руб. 80 коп., май 1980 года – 48 руб. 90 коп. Документы войсковой части №, в том числе, историческая справка и ликвидационный акт, на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали. Документы войсковой части № за 1980-1986 г.г., в том числе, историческая справка и ликвидационный акт, на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали (л.д. 133). Согласно справке, выданной военным комиссариатом города Кимры и Кимрского района Тверской области, ФИО1 действительно служил в период с 27 ноября 1980 года по 16 июня 1986 года в Российской Армии по контракту на должности старшина в/ч №; №. Основание выдачи справки – учетная карточка к военному билету (л.д. 131). Согласно письму ФКУ «Государственный архив Российской Федерации» от 02.04.2022 года на запрос судебной коллегии, №-С, документы в/ч № и в/ч № в Государственный архив Российской Федерации не поступали. Согласно письму ФКУ «Российский государственный архив экономики» от 04.03.2022 года №-с, №, на запрос судебной коллегии, в изученных документах по личному составу войсковой части № Главспецстроя СССР за 1980-1986 г.г. сведений о ФИО1 не имеется. Документы в/ч № Главспецстроя СССР на хранение в РГАЭ не поступали. Из пояснений ФИО1 в судебном заседании следует, что он в спорный период служил в войсковой части №. Согласно архивной справке ГБУ Самарской области «Самарский областной государственный архив документов по личному составу» от 25.01.2022 года №, в период с 05 ноября 1963 года по 03 августа 1989 года организация имела наименование – войсковая часть №. С 03 августа 1989 года – 23 мая 1996 года – войсковая часть № войсковой части № ( Управления строительства № Главспецстроя РСФСР, а с 07 декабря 1994 года – Государственное предприятие «Управление строительства № Спецстроя России. Данные документы исследованы судебной коллегией, приобщены к материалам дела в качестве новых доказательств, оценены в совокупности с другими материалами дела. Спорным периодом по данному делу является ноябрь 1980 года – июнь 1986 года, в данный период, организация имела наименование войсковая часть №. Приказом начальника Спецстроя России от 23.05.1996 года № войсковая часть № расформирована. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что достоверно установлен факт службы истца в период с 27 ноября 1980 года по июнь 1986 года в должности старшины роты, в рядах Вооруженных сил СССР. 19 мая 1980 года истцу присвоено звание «прапорщик». Согласно статье 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (ч. 1). Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года (п. 1 ч. 2). В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. На основании ч. 4 указанной статьи заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного предоставления им необходимых для такого перерасчета документов. Согласно п. 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании пп. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному на основании Приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С учетом указанных документов исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 статьи 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 1 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии. Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г., если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Согласно письму Министерства обороны Российской Федерации от 7 марта 2021 года №, Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации первичными бухгалтерскими документами о выплаченном ФИО1 денежном довольствии не располагает. Сведения о выплаченных суммах денежного довольствия можно получить только в воинских частях, в которых ФИО1 проходил военную службу, или в архивах штабов военных округов, на территории которых дислоцировались воинские части, а также в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с пунктами 6,10, 81 Наставления по архивному делу в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2005 года № 200 «Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных силах Российской Федерации» за состояние и сохранность законченных делопроизводством дел, качественную подготовку и своевременную сдачу в архивы всех документов (дел) части (организаций) несут ответственность начальники штабов соединении и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации. Одновременно сообщено, что оклад по воинскому званию «прапорщик» составлял 25 рублей в месяц (приказ Министра обороны СССР 1974 года № 050). Оклад по воинской должности «командир взвода», «Старшина роты» (9 тарифный разряд) составлял в месяц (согласно приказу Министерства обороны СССР 1971 года № 0140 с 1 августа 1971 года по 31 декабря 1985 года: по 1 году непрерывной военной службы – 130 рублей, по 2 и 3 годам – 140 рублей, по 4 и 5 годам – 150 рублей, по 6 и 7 годам – 165 рублей, по 8 и 9 годам – 175 рублей, по 10 – 14 годам – 195 рублей, по 15 году и более – 220 рублей. Процентная надбавка за выслугу лет и прибавка взамен продовольственного пайка выплачивалась только офицерскому составу (л.д. 15 – 16). Таким образом, отсутствие лицевых счетов, ведомостей по начислению заработной платы, справок о ее размере в спорный период (за исключением периода с 28 ноября 1980 года по май 1981 года и за период с января 1986 года по июнь 1986 года), которые подтверждаются архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 16 февраля 2022 года и архивной справкой Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Самарский областной государственный архив документов по личному составу» от 25.01.2022 года №, по причинам, независящим от истца ФИО1, не могут лишить его права на перерасчет пенсии в соответствии с заработной платой, которую он получал в период службы в Вооруженных Силах СССР. Представленный ФИО1 ответ Министерства обороны Российской Федерации от 7 марта 2021 года №, согласно которому оклад по воинскому званию «прапорщик» составлял 25 рублей в месяц (приказ Министра обороны СССР 1974 года № 050); оклад по воинской должности «командир взвода», «старшина роты» (9 тарифный разряд) составлял в месяц (согласно приказу Министерства обороны СССР 1971 года № 0140 с 1 августа 1971 года по 31 декабря 1985 года: по 1 году непрерывной военной службы – 130 рублей, по 2 и 3 годам – 140 рублей, по 4 и 5 годам – 150 рублей, по 6 и 7 годам – 165 рублей, по 8 и 9 годам – 175 рублей, по 10 – 14 годам – 195 рублей, по 15 году и более – 220 рублей. Процентная надбавка за выслугу лет и прибавка взамен продовольственного пайка выплачивалась только офицерскому составу является документом, косвенно подтверждающим его фактический заработок в указанный спорный период, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка. При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика не имелось оснований для отказа ФИО1 в принятии для оценки пенсионных прав сведений о заработной плате по указанному выше письму МО РФ. Судебная коллегия также отмечает, что ответчик мог самостоятельно запросить сведения о заработной плате истца, либо разъяснить истцу, в какие учреждения он мог обратиться с запросами. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Между тем, ответчик не оказал никакого содействия истцу в сборе документов, не разъяснил ему необходимость обращения в государственные учреждения. Так, из материалов дела следует, что, возражая против удовлетворения исковых требований ФИО1, представитель пенсионного органа ссылается на непоступление в пенсионный орган из архивов документов, однако запросы в архивные учреждения направлены ответчиком только в период рассмотрения дела судебной коллегией. Принимая во внимание, что истец ФИО1 из-за отсутствия первичных документов о заработной плате, не может реализовать право на перерасчет размера пенсии из наиболее выгодного для него варианта, а материалы дела подтверждают фактический заработок в спорный период, судебная коллегия считает, что отказ ответчика в перерасчете пенсии по заявлению истца от 08 апреля 2021 года является неправильным. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Поскольку обращение ФИО1 с заявлением о перерасчете страховой пенсии последовало 08 апреля 2021 года, то в силу вышеприведенной нормы, право на перерасчет страховой пенсии у него возникло с 01 мая 2021 года. Другие требования истца изложены некорректно, но фактически они повторяют его требование об обязании ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии ФИО1 по старости за периоды до 01.01.2015 года в соответствии с пунктом 1 ч. 2 статьи 18 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400 –ФЗ (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала) по целесообразному для ФИО1 любых 60 месяцев работы подряд, исходя из факта получения ФИО1 заработной платы в период его службы в ВС СССР в период с 27 ноября 1980 года по июнь 1986 года. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда определила: Решение Промышленного районного суда г. Самары от 03 ноября 2021 года отменить и постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области произвести с 1 мая 2021 года перерасчет размера страховой пенсии ФИО1 по старости за периоды до 01.01.2015 года в соответствии с пунктом 1 ч. 2 статьи 18 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400 –ФЗ (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала) по целесообразному для ФИО1 любых 60 месяцев работы подряд, исходя из факта получения ФИО1 заработной платы: - за период с ноября 1980 года по май 1981 года согласно справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 16 февраля 2022 года о том, что начисленное ФИО1 денежное довольствие с ноября 1980 г. по май 1981 г. составляло: ноябрь 1980 года – 10 руб. 11 коп., декабрь 1980 года – 75 руб. 80 коп., январь 1981 года – 75 руб. 80 коп., февраль 1981 года - 75 руб. 80 коп., март 1981 года - 75 руб. 80 коп., апрель 1981 года - 75 руб. 80 коп., май 1980 года – 48 руб. 90 коп; - за период с июня 1981 года по 31.12.1985 года согласно письма Министерства обороны Российской Федерации от 7 марта 2021 года № (подлинник письма находится в выплатном деле пенсионера ФИО1), - за период с января 1986 года по июнь 1986 года – по архивной справке Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Самарский областной государственный архив документов по личному составу» от 25.01.2022 года №, согласно которой ФИО1 в январе 1986 года начислена заработная плата – 216 руб. 45 коп., в феврале 1986 года – 203 руб. 60 коп., в марте 1986 года – 218 руб. 45 коп., в апреле 1986 года – 205 руб. 50 коп., в мае 1986 года – 206 руб. 45 коп., в июне 1986 года – 637 руб. 73 коп. Взыскать с Государственноеучреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей. В остальной части иска – отказать. Апелляционную жалобу ФИО1 –удовлетворить частично. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи |