ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14357/2021 от 08.12.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Кызласова Т.В. Дело № 33-14357/2021

УИД 24RS0016-01-2021-002649-96

А-2.069г

08 декабря 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Ашихминой Е.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Куклинского Алексея Алексеевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске о включении в трудовой стаж периода обучения, возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии

по апелляционной жалобе Куклинского А.А.

на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 07 сентября 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Куклинского Алексея Александровича – отказать.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Куклинский А.А. обратился в суд с требованиями к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Железногорске о включении в трудовой стаж периода обучения в Норильском профессионально-техническом училище № 17 с 01.09.1977 по 15.07.1980, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом включения в стаж периода обучения.

Требования мотивировал тем, что он является получателем трудовой пенсии по старости с 07.06.2016 в размере 21866,97 руб. по месту проживания в г. Норильске Красноярского края. После изменения места жительства в марте 2021 года с г. Норильска на г. Сосновоборск Красноярского края размер пенсии уменьшился до 17031,39 руб. Обратившись в пенсионный орган за разъяснениями, им был получен ответ от 11.06.2021, в котором указано, что при изменении его места жительства был произведен перерасчет размера пенсии в связи с недостаточностью необходимого стажа для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости – требуемый стаж 25 лет.

Истец полагает, что ответчиком при осуществлении перерасчета размера общего трудового стажа был необоснованно исключен период обучения в училище с 01.09.1977 по 15.07.1980, в связи с чем, общий трудовой стаж уменьшился до 22 лет 11 месяцев 28 дней.

На основании изложенного, истец просил обязать ответчика включить период обучения в трудовой стаж и произвести перерасчет размера пенсии.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Куклинский А.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, заслушав Куклинского А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя пенсионного органа – Королеву А.С., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

С 01.01.2015 основание возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Как видно из дела, Куклинский А.А. с 1981 года по 2017 год работал в районах Крайнего Севера, является получателем пенсии с 07.06.2016 года. Пенсия назначена досрочно по Списку №1 в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ.

Расчет размера страховой пенсии истцу производился в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением норм статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

К страховой пенсии по старости истцу назначена фиксированная выплата (которая в 2021 г. составляет 6044,48 руб.), но для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, размер этой выплаты увеличен на соответствующий районный коэффициент (ч.4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ), а также она была повышена истцу с учетом выхода на пенсию на год позднее.

В марте 2021 года истец переехал из г.Норильска на постоянное место жительства в г.Сосновоборск. В связи с переводом личного дела в пенсионный фонд по месту жительства, его размер пенсии стал меньше.

Считая действия пенсионного органа по уменьшению его размера пенсии незаконными, Куклинский А.А. обратился с иском в суд.

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Куклинского А.А. о признании незаконными действий пенсионного органа по уменьшению размера его пенсии.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем не вызывают сомнения у судебной коллегии.

Как следует из дела, размер пенсии истцу определен с учетом страхового стажа на дату назначения пенсии (07.06.2016) - 22 года 11 месяцев 28 дней календарно (28 лет 03 мес. 29 дней в льготном исчислении), в том числе учтен стаж работы в районах Крайнего Севера 19 лет 11 мес. 28 дней.

На дату постановки на учет в клиентской службе г. Сосновоборска на 01.05.2021 с учетом работы по 09.03.2017 страховой стаж истца составил календарно 22 года 11 мес. 28 дней (в льготном исчислении 29 лет 03 мес. 24 дня), в том числе стаж в районах Крайнего Севера – 20 лет 11 мес. 06 дней.

С учетом положений статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется из пенсионного капитала, исчисленного за периоды работы до 01 января 2002 года исходя из заработка и общего трудового стажа, учтенных по 31 декабря 2001 года включительно, и из суммы страховых взносов, начисленных работодателем для уплаты в Пенсионный фонд РФ за периоды работы после 01 января 2002г. При этом, величина пенсионного капитала, исчисленного по данной статье, подлежит валоризации, сумма которой составляет 10 процентов указанной величины пенсионного капитала, и, сверх того, 1 процент величины пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа за период до 01 января 1991 года.

Таким образом, до 01.01.2002 на размер страховой пенсии влияет длительность общего трудового стажа и отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране не более 1,2; с 01.01.2002 по 31.12.2014 - сумма начисленных работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а с 01.01.2015 - величина индивидуального пенсионного коэффициента (количество пенсионных баллов).

Оценка пенсионных прав истца по состоянию на 01.01.2002 года была произведена в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

Не оспаривая расчет пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, которым предусмотрено, что в общий трудовой стаж, кроме периодов работы включаются период обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, истец не согласен с указанным ответчиком общим стажем его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а, соответственно, со снижением размера пенсии в связи с переездом, считая, что ответчиком неправомерно не учтен в стаж период обучения с 01.09.1977 по 15.07.1980.

Не соглашаясь с данной позицией истца, судебная коллегия считает, что суд правомерно исходил из нижеследующего.

Так, истец, указывая, что ответчиком необоснованно при переезде уменьшен размер пенсии, исходит из того, что в его общий трудовой стаж работы на Севере не был включен период обучения в училище с 01.09.1977 по 15.07.1980 годы.

Судебная коллегия считает, что данная позиция истца основана на неверном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующих назначение пенсии.

Так, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ….», общий трудовой стаж, влияющий на размер страховой пенсии, учитывается до 01.01.2002 года, а не по 2017 год, как считает истец. Поскольку истцу размер пенсии определен по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ (то есть с включением спорного периода обучения), то позиция истца в части не включения вышеуказанного периода обучения в общий трудовой стаж, судом правомерно не принята во внимание.

Доводы истца, изложенные в суде апелляционной инстанции, что пенсионным органом применен неверный алгоритм расчета, что при переезде не учтен стаж истца в районах Крайнего Севера, который составляет более 25 лет, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права. Доказательств, что у истца имеется трудовой стаж в районах Крайнего Севера более 25 лет (в том числе с учетом спорного периода обучения), в материалы дела не представлено, а установленный пенсионным органом страховой стаж, который составляет с учетом льготного исчисления более 28 лет на дату назначения пенсии (более 29 лет с учетом работы в 2017 году), не влияет на размер пенсии, установленный Куклинскому А.А.

Проверяя обоснованность снижения суммы пенсии, судом правильно установлено, что она произошла не потому, что ответчиком не был включен в стаж период обучения, в связи с чем уменьшился стаж работы, на чем настаивает истец, а это связано с его переездом.

Судебная коллегия считает, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение довод истца, что при проживании в г. Норильске истец получал пенсию в размере 21866,97 коп., а при переезде в г. Сосновоборск стал получать 17031,39. Как следует из представленных в суд апелляционной инстанции справок из пенсионного органа, при переезде на новое место жительства Куклинского А.А. ему установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 16 ФЗ № 400 в размере 6262,08 руб.(с повышенным коэффициентом), а на территории Крайнего Севера составляла 11097,66 руб. (с учетом районного коэффициента 1,8).

Правильность данного расчета не вызывает сомнения у судебной коллегии.

Таким образом, при переезде Куклинскому А.А. размер пенсии не снижался, а была снижена фиксированная выплата к пенсии в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства.

Так, в соответствии с ч. 12 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица.

Такое повышение истцу Куклинскому А.А. было установлено при назначении пенсии, что следует из справки пенсионного органа.

Не принимая во внимание доводы истца, что ему необоснованно снижен размер фиксированной выплаты к пенсии, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 10 ст. 17 ФЗ № 400-ФЗ при переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1 - 3, 8 и 14 настоящей статьи.

Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 ст. 17 ФЗ № 400, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 17 ФЗ № 400).

Согласно ч. 8 ст. 18 ФЗ № 400, в случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В соответствии с ч. 11 ст. 17 ФЗ № 400 Правительством РФ принято постановление от 18.03.2015 № 249 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Указанные Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Лицам, проживающим на Крайнем Севере, повышение фиксированной выплаты устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 и частью 8 статьи 17 Федерального закона, на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания (далее - районный коэффициент), на весь период проживания указанных лиц на Крайнем Севере (пункт 2 данных Правил).

Лицам, проживающим на Крайнем Севере, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 17 Федерального закона, подлежат дополнительному увеличению на соответствующий районный коэффициент на весь период их проживания на Крайнем Севере (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 4 данных Правил, при определении размера районного коэффициента для установления повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты применяется постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями».

В соответствии с пунктом 7 данных Правил, при переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен иной районный коэффициент, повышение фиксированной выплаты и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты устанавливаются с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания).

На основании пункта 9 данных Правил, в случае переезда гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо выезда за пределы Крайнего Севера перерасчет повышения фиксированной выплаты в сторону уменьшения с учетом наступивших указанных обстоятельств производится в срок, предусмотренный п.1 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 400 (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения).

Обстоятельствами, влекущими перерасчет, предусмотренный пунктом 9 настоящих Правил, согласно пункту 10 Правил являются: а) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства на Крайнем Севере; б) истечение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания на Крайнем Севере; в) постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера; г) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера; д) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о переезде на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера; е) несоблюдение пенсионером установленного ч. 19 ст. 21 ФЗ № 400 требования о ежегодном подтверждении факта его регистрации по месту получения страховой пенсии на Крайнем Севере; ж) несоблюдение пенсионером требования ежегодного подтверждения места фактического проживания на Крайнем Севере, предусмотренного абз. 4 пункта 5 Правил.

С учетом изложенного, а также установив, что истец Куклинский А.А. переехал из г. Норильска и с марта 2021 года проживает в г. Сосновоборске, который согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР №1029 от 10.11.1967, к районам Крайнего Севера не относится, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что истцу Куклинскому А.А. в соответствии с требованиями закона снижен размер пенсии.

Судебная коллегия соглашается с позицией ответчика, что снижение размера пенсии произошло в связи с переездом, так как был уменьшен размер фиксированной выплаты с учетом положений ч. 4 ст. 17 ФЗ №400-ФЗ, а не в связи с тем, что ответчиком не принят в расчет стажа период обучения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда, что не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении в его трудовой стаж периода обучения в Норильском профессионально-техническом училище № 17 с 01.09.1977 по 15.07.1980, а также возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом данного периода обучения.

Доводы апелляционной жалобы истца о незаконности решения судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с положениями ст. 200 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым устранить описку в отчестве истца, допущенную судом в решении суда, указав «Алексеевич» вместо «Александрович».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 07 сентября 2021 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куклинского А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Ашихмина Е.Ю.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.12.2021 года.