ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1435/2018 от 19.04.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Доника О.М. Дело № 33-1435/2018

19 апреля 2018 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Шерстенниковой Е.Н., Катаевой Е.В.,

при секретаре Карташовой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Подосиновского районного суда Кировской области от 24 января 2018 года по иску ФИО1 к Подосиновской районной Думе Кировской области о возложении обязанности доначислить и выплатить ежемесячное денежное поощрение, ежемесячную надбавку за особые условия муниципальной службы и компенсации морального вреда, которым в удовлетворении исковых требований отказано;

заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Подосиновской районной Думе Кировской области и просил обязать ответчика произвести доначисление и выплатить ему ежемесячное денежное поощрение за февраль и март 2017 в размере 75% от должностного оклада, за апрель – май 2017 в размере 150% от должностного оклада, за июнь - июль 2017 в размере 100% от должностного оклада; ежемесячную надбавку за особые условия муниципальной службы за февраль и март 2017 в размере 75% от должностного оклада, за апрель 2017 в размере 150% от должностного оклада, за июнь - июль 2017 в размере 50% от должностного оклада по замещаемой им муниципальной должности, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Подосиновским районным судом Кировской области 24 января 2018 года постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

С решением суда ФИО1 не согласился, в апелляционной жалобе привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, в частности указал, что ни нормами материального права, ни условиями трудового договора, заключенного сторонами, не предусмотрено полное лишение муниципального служащего составной части заработной платы. Следовательно, в связи с наложением дисциплинарного взыскания работодатель был вправе снизить размер выплат, но не лишить их. Тот факт, что соглашением между сторонами не установлен нижний предел ЕДП, надбавки за особые условия службы, не освобождает работодателя от выплаты заработной платы в объеме, гарантированном федеральным законодательством и трудовым договором, а напротив, возлагает на него необходимость произведения указанных выплат в размере, не противоречащем условиям договора. Между тем, в нарушение ч. 1 ст. 23 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», п. 9.2 и 9.3 трудового договора от 01.01.2017 г. работодатель лишил истца гарантированной части заработной платы в виде ежемесячного денежного поощрения и надбавки за особые условия службы, как части денежного содержания муниципального служащего, что является проявлением дискриминации в сфере оплаты труда. Данный факт не нашел отражения в решении суда. Дополнительные выплаты, надбавки к окладу муниципального служащего должны начисляться в зависимости от занимаемой должности, классного чина, а не от личности муниципального служащего и не зависимо от органа местного самоуправления, в котором он служит. Кроме того, не должно быть существенной разницы в оплате труда среди муниципальных служащих, занимающих высшие должности муниципальной службы. Просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Подосиновской районной Думы ФИО2 указал на необоснованность изложенных в ней доводов, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, на судебном заседании отсутствовали. От ФИО1 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО1 с 01 января 2017 года замещает муниципальную должность <данные изъяты> муниципального образования Подосиновский муниципальный район Кировской области.

В соответствии с пунктом 9 трудового договора истцу установлены ежемесячные надбавки к должностному окладу: ежемесячная надбавка за выслугу лет, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы – до 200%, ежемесячное денежное поощрение – до 200% должностного оклада, материальная помощь и другие выплаты. Нижние пределы надбавок не определены.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 гю. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса РФ, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 22 Закона Кировской области от 08.10.2007 N 171-ЗО "О муниципальной службе в Кировской области", оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 22 данного Закона).

Статьей 22 Закона Кировской области от 08.10.2007 г. N 171-ЗО "О муниципальной службе в Кировской области" установлены виды ежемесячных и иных дополнительных выплат. К ежемесячным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная надбавка за классный чин. К иным дополнительным выплатам относятся: премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер и условия ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством Кировской области (ч.2 ст.22 Закона Кировской области от 08.10.2007 N 171-ЗО).

Решением Подосиновской районной Думы от 09.12.2016 г. № 06/36 утверждены Положение о расходах на оплату труда главы Подосиновского района, муниципальных служащих Администрации Подосиновского района и контрольно-счетной комиссии, работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Подосиновского района, рабочих отдельных профессий и младшего обслуживающего персонала, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Подосиновского района, и Положение о размере и порядке осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим контрольно-счетной комиссии муниципального образования Подосиновский муниципальный район Кировской области.

Согласно разделу 2 Положения о размере и порядке осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим контрольно-счетной комиссии муниципального образования Подосиновский муниципальный район Кировской области (далее Положение) выплата ежемесячного денежного поощрения производится в пределах установленного фонда оплаты труда, предусмотренного сметой расходов на соответствующий год, в размере до 200% от должностного оклада по результатам работы за месяц, если при этом обеспечено, в том числе профессиональное, компетентное исполнение своих должностных обязанностей, выполнение федерального законодательства, нормативных правовых актов Кировской области, муниципальных правовых актов района, их реализация в повседневной деятельности, соблюдение исполнительской дисциплины и пр. Пункт 2.4 Положения предусматривает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, несоблюдение служебной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка являются основаниями для установления ежемесячного денежного поощрения в пониженном размере. Конкретный размер ежемесячного денежного поощрения определяется в соответствии с личным вкладом муниципального служащего в общие результаты работы органов местного самоуправления Подосиновского района за фактически отработанное время и устанавливается распоряжением председателя Подосиновской районной Думы (п.2.6 Положения).

В силу п.4.2 указанного Положения ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы устанавливается по высшим должностям до 200% должностного оклада. При несоблюдении установленных ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, требований к служебному поведению или нарушении муниципальным служащим трудовой (служебной) дисциплины или нарушения муниципальным служащим трудовой (служебной) дисциплины, Кодекса этики муниципального служащего ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы может быть снижена по распоряжению председателя Подосиновской районной Думы.

Материалами дела подтверждается, что распоряжениями председателя Подосиновской районной Думы Кировской области ФИО1 устанавливались различные размеры ежемесячных доплат и надбавок с момента начала работы.

Распоряжением председателя Подосиновской районной Думы от <дата> в связи с отсутствием на рабочем месте на ФИО1 было наложено дисциплинарное взыскание в виде <данные изъяты>, которое снято 24.07.2017 года.

Ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы за апрель 2017 года и ежемесячное денежное поощрение за май 2017 истцу были установлены в размере 0% должностного оклада.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что трудовой договор и муниципальные правовые акты, действующие в спорный период, не устанавливали нижний предел ежемесячных выплат к должностному окладу ФИО1, предусматривая лишь возможность их установления в максимальных размерах до 200%, а также учел факт привлечения истца к дисциплинарной ответственности, которая является основанием для снижения выплат, и право определения представителем работодателя конкретных размеров ежемесячных выплат с учетом результативности труда и личного вклада муниципального служащего, оценка которых входит в компетенцию работодателя.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отмечает, что распоряжения об установлении ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы и ежемесячного денежного поощрения соответствуют пунктам 2.4, 2.3, 2.6, 4.2 Положения о размере и порядке осуществления выплат муниципальным служащим аппарата Подосиновской районной Думы, утвержденного решением Подосиновской районной Думы от 09.12.2016 г. № 06/36, и не свидетельствуют об ущемлении прав истца на справедливую оплату труда.

Поскольку в ходе судебного разбирательства факта нарушения трудовых прав истца не установлено, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении производного от основного требования о компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ежемесячное денежное поощрение и ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы по своему характеру относятся не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к обязательному платежу, предоставляемому за работу на муниципальной службе, следовательно, работодатель не имел права лишать истца данных выплат в связи с наложением дисциплинарного взыскания, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные. Поскольку снижение данных выплат предусмотрено Положением о размере и порядке осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим <данные изъяты><данные изъяты>. Таким образом, учитывая, что ни трудовой договор, ни муниципальные правовые акты, действующие в спорный период, не устанавливали нижний предел ежемесячных выплат к должностному окладу ФИО1, предусматривая лишь возможность их установления в максимальных размерах, работодатель имел право снизить их размер до 0%.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Подосиновского районного суда Кировской области от 24 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: