ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1437/2013 от 19.06.2013 Курского областного суда (Курская область)

Судья Аверинова А.Д. Дело № 33-1437-2013 г.

<адрес> ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес>

19 июня 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда в составе:

председательствующего Переверзевой И.Н.,

судей Ермакова М.И., Букреевой Е.В.,

при секретаре Захарове И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения начальника УФМС России по <адрес> об отказе в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> (далее – УФМС России по <адрес>) на решение Ленинского районного суда <адрес> от 16 апреля 2013 года, которым постановлено:

исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать решение начальника УФМС России по <адрес> от 30.01.2013 года об отказе ФИО1 в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом незаконным.

Признать ФИО1 участником Государственной программы […] и обязать УФМС России по <адрес> выдать ФИО1 свидетельство участника Государственной программы […].

Заслушав доклад судьи Ермакова М.И., выслушав представителя УФМС России по <адрес> по доверенности ФИО2, в поддержание доводов апелляционной жалобы, и представителя ФИО1 по доверенности ФИО3, возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

30 января 2013 года УФМС России по <адрес> принято заключение о результатах рассмотрения анкеты от 12.11.2012 года: свидетельство участника Государственнойпрограммы ФИО1 не оформлять и не выдавать в связи с окончанием сроков действия программы <адрес>.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель по доверенности УФМС России по <адрес> ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное. В жалобе указывает на неправильное применение судом положений законодательства регламентирующего выдачу свидетельства участника Государственнойпрограммы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999г. №99-ФЗ соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства.

В соответствии со статьей 13.1 указанного Закона органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселениюсоотечественников в Российскую Федерацию.

Указом Президента РФ от 22.06.2006г. №637 (в редакции, действовавшей до 30.12.2012г.) утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом с целью стимулирования и организации процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсации естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (далее – Государственнаяпрограмма).

Указом Президента РФ от 14.09.2012г. №1289 Государственная программа, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006г. №637 изложена в новой редакции (редакция, действующая с 31.12.2012г.).

В соответствии с главой V Государственнойпрограммы (как в прежней, так и в новой редакции) решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации. Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления.

Согласно главе VIII Государственной программы (как в прежней, так и в новой редакции) субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программыпереселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.

Во исполнение Указа Президента РФ от 22.06.2006г. №637 постановлением администрации <адрес> от 15.01.2009г. утверждена Программа <адрес> по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008-2012 годы.

Приказом ФМС России от 14.05.2012г. №166 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Административный регламент), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур, требования к порядку их выполнения при осуществлении государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы представительствами и представителями ФМС России за рубежом и территориальными органами ФМС России.

Согласно пункту 19 Административного регламента государственная услуга - оформление, выдача и замена свидетельства участника Государственной программы предоставляется, в том числе, территориальными органами, участвующими в предоставлении государственнойуслуги, в отношении соотечественников, проживающих в Российской Федерации.

В силу пункта 22 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: направление соотечественнику информации о несоответствии кандидатуры соотечественника условиям региональной программы переселения; выдача свидетельства участника Государственной программы; замена свидетельства участника Государственнойпрограммы.

В соответствии с пунктом 67 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя такую административную процедуру, как подготовка регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы (прием и согласование анкеты).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12 ноября 2012 года ФИО1, гражданка Республики Кыргызстан, обратилась в УФМС России по <адрес> с анкетой для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008-2012 годы (далее - Государственная программа), приложив все документы, необходимые для рассмотрения ее кандидатуры в качестве участника программы.

Кандидатура заявителя одобрена для участия в Государственнойпрограмме УМВД (согласование получено УФМС 06.12.2012г.), УФСБ России по <адрес> (согласование получено УФМС 11.12.2012г.), а также Комитетом по труду и занятости населения <адрес> (согласование получено УФМС 12.12.2012г.) в результате проверочных мероприятий, проведенных в соответствии с пунктом 76 Административного регламента. Общий срок согласования анкеты и проведение по ней проверок составил 22 рабочих дня, что на два рабочих дня больше, чем установлено пунктом 76 Административного регламента.

28 декабря 2012 года миграционной службой ФИО1 было направлено уведомление о необходимости явиться в ОТМСБиВП УФМС по <адрес> с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

22 января 2013 года ФИО1 подала заявление на получение свидетельства участника Государственной программы.

Согласно пункту 77 Административного регламента при получении в установленном порядке результатов проверок по учетам МВД России, ФСБ России, ФМС России, а также информации уполномоченного органа субъекта Российской Федерации о соответствии либо несоответствии кандидатуры соотечественника условиям региональной программы переселения соотечественнику в течение 2 рабочих дней направляется соответствующее уведомление.

В случае согласования кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселенияему направляется уведомление (по форме, предусмотренной приложением №5 к Административному регламенту) и соотечественникприглашается для подачи заявления о выдаче свидетельства участника Государственной программы.

В соответствии с пунктом 23 Административного регламента направление соотечественнику уведомления об отказе уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в согласовании или о согласовании кандидатуры соотечественника для участия в региональной программепереселения осуществляется в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня подачи анкеты в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги.

28.12.2012г. ФИО1 простым письмом было направлено уведомление о необходимости явиться в ОТМСБиВП УМС по <адрес> с заявлением о выдаче свидетельства участника Государственной программы, без установления срока.

В то же время, пунктом 48 Административного регламента предусмотрены только два основания отказа в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы, в случае:

получения от уполномоченного органа субъекта Российской Федерации информации о несоответствии кандидатуры соотечественника условиям региональной программыпереселения;

получения по результатам проверок по учетам МВД России, ФСБ России и ФМС России информации об обстоятельствах, препятствующих участию соотечественника в Государственнойпрограмме, в том числе въезду соотечественника(и/или члена его семьи) на территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.08.1996г. №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", либо о наличии оснований аннулирования разрешения на временное проживание и вида на жительство, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, исходя из того, что кандидатура ФИО1 прошла все необходимые согласования для участия в Государственной программе, и при этом соответствующая административная процедура была завершения в 2012 году, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ УФМС по <адрес> выдать заявителю свидетельство участника Государственнойпрограммы незаконен, поскольку не соответствует закону и нарушает права заявителя на ряд государственных гарантий и мер социальной поддержки, предусмотренных указанной программой.

Таким образом, рассмотрев заявление ФИО1, суд первой инстанции оценил заслуживающие внимания обстоятельства, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и потому судебная коллегия считает возможным согласиться с принятым районным судом решением.

Выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Доводы заинтересованного лица о том, что свидетельство участника Государственнойпрограммы ФИО1 не могло быть выдано, поскольку на день обращения в УФМС по <адрес><адрес> с заявлением о его выдаче истек срок действия ФИО4 территории <адрес>, утвержденный постановлением администрации <адрес> от 15.01.2009г. , обоснованно отклонены районным судом, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего дела.

Так в силу положений Указа Президента РФ от 14.09.2012г. №1289 Государственнаяпрограмма, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006г. №637 изложенная в новой редакции (редакция, действующая с 31.12.2012г.) временных ограничений действия программы не содержит.

Программа <адрес> по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением администрации <адрес> от 15.01.2009г. , принятая и реализуемая в настоящее время, в соответствии с пунктом 26 Приложения к Программесоциально - экономического развития <адрес> в 2011-2015 годах, утвержденной Законом <адрес> от 26.02.2011г. , входит в перечень целевых программ, реализуемых в <адрес> в 2011-2015 годах.

Следовательно, само по себе истечение срока действия Государственной программы на территории <адрес>, утвержденной постановлением администрации <адрес> от 15.01.2009г. , не приостанавливает и не прекращает ее реализацию в <адрес> в 2013 году.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что обращение ФИО1 в УФМС по <адрес> с заявлением о выдаче свидетельства участника программы после 31.12.2012г. не может свидетельствовать о том, что заявитель была обязана и имела возможность обратиться в УФМС до указанной даты.

Каких-либо иных убедительных доказательств того, что УФМС предприняло все зависящие от него меры к соблюдению права ФИО1 обратиться с соответствующим заявлением до истечения 2012 года, суду, в том числе в апелляционной инстанции, представлено не было. Напротив, из вышеуказанного следует, что в ходе предоставления государственной услуги сроки ее оказания нарушались, ФИО1 не была уведомлена о каких-либо временных ограничениях подачи заявления.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьями 12, 56, 67 и 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам <адрес> областного суда

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда <адрес> от 16 апреля 2013 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес><адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи