Судья Новикова О.Б. Дело № 33-14380/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 октября 2016 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Ванюхина Н.Н.
судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступацкой Т. В., Ступацкого И. М. к комитету социальной поддержки населения администрации Волгограда, департаменту финансов администрации Волгограда, администрации Волгограда, администрации Волгоградской области, комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, комитету финансов Волгоградской области об установлении факта проживания, признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понуждении к внесению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, понуждению к выплате материальной помощи, к включению в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, к выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества,
по апелляционной жалобе комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12 августа 2016 года, которым исковые требования Ступацкой Т. В., Ступацкого И. М. – удовлетворены частично;
установлен факт проживания Ступацкой Т. В., Ступацкого И. М. по адресу: <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации - 20 декабря 2015 года;
на комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда возложена обязанность включить Ступацкую Т. В., Ступацкого И. М. в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате последствий взрыва многоквартирного жилого дома по <адрес> и выплатить Ступацкой Т. В., Ступацкому И. М. единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому, а также финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества в размере по 50 000 руб. каждому;
В остальной части исковых требований Ступацкой Т. В., Ступацкого И. М. к комитету социальной поддержки населения администрации Волгограда, департаменту финансов администрации Волгограда, администрации Волгограда, администрации Волгоградской области, комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, комитету финансов Волгоградской области об установлении факта проживания, признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понуждении к внесению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, понуждению к выплате материальной помощи, к включению в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, к выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, обращении решения к немедленному исполнению – отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
установила:
Супацкая Т.В., Ступацкий И.М. обратились в суд с иском к комитету социальной поддержки населения администрации Волгограда, департаменту финансов администрации Волгограда, администрации Волгограда, администрации Волгоградской области, комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, комитету финансов Волгоградской области об установлении факта проживания, признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понуждении к внесению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, понуждению к выплате материальной помощи, к включению в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, к выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они проживали в квартире <адрес>, в которой они зарегистрированы не были. ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме произошел взрыв, в результате которого и последующего горения, были повреждены конструктивные элементы жилого дома, после чего была повреждена указанная квартира и частично их имущество в квартире. Местом регистрации Ступацкой Т.В. является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Ступацкого И.М. – <адрес>. Впоследствии многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 21 декабря 2015 года № 1122 был утвержден Порядок осуществления единовременной денежной выплаты гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера на теории городского округа город-герой Волгоград. Данным порядком гарантировано предоставление единовременной материальной помощи 10 000 руб. на человека, а также финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества размере по 50 000 руб. на каждого пострадавшего.
Для получения единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и оказании финансовой помощи истцы обратились с заявлением в комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда, однако ДД.ММ.ГГГГ письмом № <...>, а также письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> им было отказано по тем основаниям, что данная единовременная и финансовая помощь выплачивается на основании списка граждан, в который подлежат включению граждане, имеющие регистрацию по месту жительства: <адрес>.
Истцы проживали в указанной квартире, являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации и имеют право на получение материальной и финансовой помощи. Факт проживания истцов по адресу: <адрес> подтверждается справками о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, № <...>, постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 и ФИО2 потерпевшими по уголовному делу № <...>, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ СУ СК России по Волгоградской области по факту взрыва дома, платежными документами на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире № <...>, договором на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ на имя С. Т.В., договором купли-продажи № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, с учетом уточнения заявленных требований, истцы просили суд установить факт проживания ФИО1, ФИО2 по адресу: <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации - ДД.ММ.ГГГГ; признать истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ; обязать комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда включить истцов в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате последствий взрыва многоквартирного жилого дома по <адрес>; обязать департамент финансов администрации Волгограда выплатить истцам единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому, а также оказать финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества в размере по 50 000 руб. каждому; обратить решение к немедленному исполнению. А также просили суд удовлетворить исковые требования ко всем соответчикам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части возложения на комитет обязанности по включению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на человека и в оказании материальной помощи в связи с частичной утратой имущества в размере 50000 руб. на человека и произведении этих выплат, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит его в указанной части изменить и принять по делу новое решение, которым признать комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда – ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, ФИО1, ФИО2, представителя комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области – ФИО4, представителя комитета финансов Волгоградской области – ФИО5, возражавших относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
На основании Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2 проживали в квартире <адрес> без регистрации.
Местом регистрации ФИО1 является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, ФИО2 – <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 50 мин. произошел взрыв в жилом многоквартирном доме <адрес>, в результате которого возник пожар и обрушение квартир второго подъезда.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования квартиры № <...> по адресу: <адрес> было установлено, что в квартире имущество уничтожено полностью.
Для получения единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. истцы обратились с заявлением в комитет социальной поддержки населения Волгограда.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № <...> им было отказано в выплате единовременной материальной помощи по тем основаниям, что она выплачивается на основании списка граждан, в который подлежат включению граждане, имеющие регистрацию по месту жительства: <адрес>.
Аналогичный письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № <...> истцы получили на заявление об оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в размере 50000 руб.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, руководствуясь правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П), положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, на основании объяснений сторон, анализа представленных по делу доказательств, показаний допрошенных по делу свидетелей, исходил из того, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, который является административным актом, и сама по себе (регистрация) не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, а тот факт, что отсутствие регистрации истцов в доме <адрес>, где произошел взрыв, и в результате которого возник пожар и обрушение квартир второго подъезда, не может являться безусловным основанием к отказу в иске, пришел к обоснованному выводу об установлении факта постоянного проживания истцов по адресу: <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно изложены в решении с соблюдением требований ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Возлагая на комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда обязанность включить ФИО1, ФИО2 в списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате последствий взрыва многоквартирного жилого дома по <адрес> и выплатить единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому, оказать финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества в размере по 50 000 руб. каждому, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Так, постановлением администрации Волгограда от 20 декабря 2015 года № 1778 в целях ликвидации последствий взрыва ДД.ММ.ГГГГ в жилом многоквартирном доме <адрес>, для органов управления городского округа город-герой Волгоград с 14 часов ДД.ММ.ГГГГ был введен режим чрезвычайной ситуации муниципального уровня и установлен муниципальный уровень реагирования.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 20 декабря 2015 года № 1121 в связи с взрывом и пожаром многоквартирного жилого дома <адрес> на территории Волгоградской области с 17 часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Постановлением администрации Волгограда от 30 декабря 2015 года № 1864 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 21 декабря 2015 года № 1122 установлено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110.
Единовременная материальная помощь указанным гражданам оказывается по спискам граждан, подписанным главой администрации Дзержинского района Волгограда, председателем комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда, начальником отдела Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области в Дзержинском районе г. Волгограда и утвержденным председателем комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области.
Приказом комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 15 декабря 2014 года № 300 утверждены Перечень документов и Порядок их подготовки органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, обосновывающих размер и необходимость выделения средств из резервного фонда администрации Волгоградской области для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Постановлением администрации Волгограда от 28 декабря 2015 года № 1826 «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда определен органом, уполномоченным на предоставление единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, и оказание финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Единовременная материальная помощь в размере 10000 руб. на человека выплачивается на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории городского округа город-герой Волгоград (далее - списки). В списки подлежат включению граждане, имеющие регистрацию по месту жительства или месту пребывания по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Волгограда от 26 января 2016 года № 81 утвержден Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости в результате взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Поскольку судом установлен факт проживания истцов в жилом доме <адрес>, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что они подлежат включению в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи, и имеют право на выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб., возложив указанную обязанность и выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества на комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда, поскольку именно он постановлением администрации Волгограда от 28 декабря 2015 года № 1826 определен органом, уполномоченным на предоставление единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, и оказание финансовой помощи, в связи с утратой имущества, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Волгоград <адрес>.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, финансирование для выплаты материальной и финансовой помощи осуществлялось на основании межбюджетных трансфертов из бюджета Волгоградской области, то обязанность по выплате такой помощи должна быть возложена на администрацию Волгоградской области, как и ссылка в них на отсутствие межбюджетных трансфертов и невозможность вследствие этого осуществить истцу выплаты, не влекут отмену решения, поскольку нормативными актами администрации Волгограда обязанность по осуществлению выплат гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, прямо была возложена на комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда.
Кроме того, между администрацией Волгограда и комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области было заключено соглашение № ДК-1 от 28 декабря 2015 года о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета, источником финансирования которого являются средства резервного фонда администрации Волгоградской области, бюджету муниципального образования в целях оказания муниципальным образованием материальной помощи гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме <адрес>. Доказательств того, что межбюджетных трансфертов, предоставленных в рамках соглашения № ДК-1 от 28 декабря 2015 года, не хватило для выделения средств ФИО1 и ФИО2, суду не представлено.
Отказ комитета социальной поддержки администрации Волгограда в предоставлении истцам единовременной материальной выплаты и оказания финансовой помощи не обуславливался недостатком предоставленных в виде межбюджетных трансфертов денежных средств.
Поскольку нормативно-правовыми актами на иных ответчиков не возложена обязанность по включению истцов в списки пострадавших и по выплате помощи, то суд первой инстанции также правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований к ним.
Иных доводов, имеющих правовое значение для разрешения спора, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленные сторонами доказательства оценены судом в строгом соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, исковые требования разрешены в соответствии с нормами материального права, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом решения.
При рассмотрении данного дела нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ влекут отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 12 августа 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2 к комитету социальной поддержки населения администрации Волгограда, департаменту финансов администрации Волгограда, администрации Волгограда, администрации Волгоградской области, комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области, комитету финансов Волгоградской области об установлении факта проживания, признании пострадавшими от чрезвычайной ситуации, понуждении к внесению в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, понуждению к выплате материальной помощи, к включению в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, к выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: