ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14385/14 от 29.09.2014 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

     Рег. № 33-14385/14

  Судья: Реутская О.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

     председательствующего

  Бакуменко Т.Н.

   судей

  Селезневой Е.Н., Белоногого А.В.

   при секретаре

  Д.

 рассмотрела в открытом судебном заседании 29 сентября 2014 года апелляционную жалобу Г. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербургу от 18 июня 2014 года по гражданскому делу № 2-1082/2014 по заявлению Г. об оспаривании решения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об отказе в определении принадлежности к российскому гражданству и в выдаче паспорта гражданина РФ,

 Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявителя Г. – Д.., представителя заинтересованного лица – УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – К.., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Г. обратился в суд заявлением о признании незаконным отказа УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в определении принадлежности заявителя к российскому гражданству и в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что он родился в Дагестане, с 1989 года проживает в Ленинграде по разным адресам и без регистрации, поскольку паспорт гражданина СССР был утрачен. С 2009 года обращается в органы ФМС с заявлениями о документировании его паспортом гражданина Российской Федерации, в чем ему необоснованно отказывают. 10.04.2013 года Г. в очередной раз обратился с заявлением о рассмотрении вопроса о приеме его в гражданство РФ в соответствии со ст. 41.2 Федерального закона № 62-ФЗ от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации», либо об оформлении гражданства в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 12-П от 16.05.1996 года. Ответом УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10.05.2013 года заявителю было отказано в принятии заявления по указанным им основаниям. Заявитель считает данный отказ незаконным, нарушающим его праава.

 Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года в удовлетворении требований Г. - отказано

 В апелляционной жалобе Г. просит решение отменить, принять по делу новое решение.

 В заседание суда апелляционной инстанции заявитель Г. не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ. Г. извещен 01.09.2014 года лично по телефону. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. В связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

 Судом установлено, что заявитель Г.., <дата> года рождения, родился в с/х <...> Дагестанской АССР, <дата> года <...> РОВД республики Дагестан, ему был выдан паспорт гражданина СССР №....

 Согласно архивной справкой формы 9, в период с 29.09.1987 по 17.06.1988 года Г. был временно зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета 17.06.1988 года в связи с убытием в <...>.

 Из заявления Г. следует, что в 1989 году он вернулся из <...> в Санкт-Петербург, и проживает до настоящего времени в городе Санкт-Петербурге без регистрации в связи с утратой паспорта.

 В 2009 году заявитель обратился в Приморский отдел УФМС по Санкт-Петербургу, заявил об утрате паспорта гражданина СССР образца 1974 года и просил документировать его паспортом гражданина РФ. Факт принадлежности к гражданству Российской Федерации не установлен, 18.12.2009 года заявителю была выдана справка об установлении личности. В выдаче паспорта гражданина РФ было отказано, в связи с отсутствием сведений о постоянной регистрации Г. на территории РФ

 С 29.01.2010 года Г. состоит на учете в благотворительной организации «<...>» как лицо без определенного места жительства.

 Согласно справке Посольства <...> в Российской Федерации от 18.09.2012 № 578/КО Г., <дата> года рождения, не является гражданином Республики <...>.

 10.04.2013 года Г. обратился в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением с просьбой рассмотреть возможность его обращения с заявлением о приеме в гражданство в соответствии со ст. 41.2 Федерального закона № 62-ФЗ от 31.05.2002 года «О гражданстве Российской Федерации», либо об оформлении гражданства в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 12-П от 16.05.1996 года.

 10.05.2013 года, по результатам проведения проверки по заявлению Г.., сотрудниками УФМС России по Санкт-Петербургу было составлено заключение, согласно которому, в связи с тем, что при обращении с заявлением от 10.04.2013 года заявителем не было представлено документов, подтверждающих факт его постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1989 года по настоящее время, принять от Г. данное заявление о признании гражданином РФ не представляется возможным. Заявителю рекомендовано обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания на территории РФ.

 Письмом УФМС России по Санкт-Петербургу от 10.05.2013 года №... заявителю было сообщено о результатах проверки, проведенной по его заявлению.

 Оспаривая решение УФМС России по Санкт-Петербургу от 10.05.2013 года, заявитель полагал, что действиями УФМС нарушено его право на признание гражданином Российской Федерации по рождению.

 В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

 Согласно пункту 51 Положения о рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.

 В силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

 Согласно части второй статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

 Процедура оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П регламентирована пунктами 18-18.6 третьего раздела Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ, утвержденного приказом ФМС от 19.03.2008г. №64.

 Согласно п.п.18,18.2-18.4 Административного регламента заявитель согласно графику работы территориального органа представляет мотивированное заявление произвольной формы и имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

 Должностное лицо изучает указанные в нем обстоятельства, с которыми связано приобретение гражданства заявителем, и проводит проверку документов, представленных в подтверждение этих условий.

 На основании поданных заявителем заявления, документов и по результатам проверки должностное лицо докладывает руководству о факте обращения для принятия окончательного решения в виде резолюции руководителя территориального органа на заявлении.

 При наличии документов, подтверждающих совокупность всех условий Постановления, должностное лицо осуществляет регистрацию приобретения гражданства Российской Федерации по рождению путем учета данной информации, а также оформление и выдачу заявителю паспорта гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

 Пунктом 18.5 Административного регламента предусмотрено, что юридическими фактами для исполнения государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является совокупность у лица всех нижеперечисленных условий, установленных названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, и подтвержденных документально: рождение на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; состояние в гражданстве бывшего СССР; отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выезд ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; отсутствие гражданства других государств, входивших в состав бывшего СССР; возвращение впоследствии на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

 В соответствии с п. 18.6 Административного регламента для исполнения государственной функции также требуется представление заявителем в структурное подразделение территориального органа по месту жительства (пребывания либо постановки на миграционный учет по месту пребывания) документов, подтверждающих наличие вышеперечисленных условий для признания лица гражданином Российской Федерации на основании Постановления, и документа, подтверждающего снятие лица с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.

 Как установлено судом, заявитель не представил заинтересованному лицу документа, подтверждающего возвращение в Российскую Федерацию в 1989г. из Республики <...> на постоянное место жительства. Данный документ является обязательным, предусмотрен в качестве юридического факта для исполнения государственной функции для регистрации приобретения гражданства Российской Федерации по рождению.

 В суде апелляционной инстанции обозревалась представленная заявителем справка ОАО «<...>» от 04.03.2013г. № 04/03/3 о том, что Г. работал в указанном Обществе в период с 22.08.1989г. по 11.09.1989г. Однако данная справка не может свидетельствовать о том, что заявитель возвратился на территорию Российской Федерации на постоянное место жительства. Иных документов, подтверждающих данное обстоятельство заявитель не представил.

 Согласно решения Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2010г. по делу № ГКПИ10-435 « При проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П (далее - Постановление) признал его не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые: родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

 Как констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, пункт "г" статьи 18 Закона противоречит в части Конституции Российской Федерации, поскольку неопределенность содержания данной нормы и ее понимание в правоприменительной практике не исключают распространение процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц, состоявших в силу части второй статьи 13 Закона в гражданстве Российской Федерации по рождению.

 Включение в Административный регламент специальных норм, касающихся оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с Постановлением, неразрывно связано с Постановлением и имеет своей целью регламентировать порядок этого оформления.

 Сопоставление содержания Постановления и абзацев четвертого - седьмого пункта 18.5 Административного регламента позволяет прийти к однозначному выводу о том, что оспариваемые абзацы полностью согласуются с Постановлением.

 Требование заявителя по существу сводится к тому, чтобы пункт 18.5 Административного регламента предусматривал в качестве условий, необходимых для оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с Постановлением, только рождение лица на территории, входившей на момент его рождения в состав территории Российской Федерации, и состояние в гражданстве бывшего СССР.

 Однако такое положение не следует ни из Постановления, ни из Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", ни из Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, ни из какого-либо иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу».

 Таким образом, требования Административного регламента по соблюдению заявителем условия о возвращении из Республики <...> впоследствии на постоянное жительство в пределы Российской Федерации является обязательным для осуществления государственной услуги по оформлению гражданства Российской Федерации по рождению.

 Доводы жалобы о том, что заявитель является гражданином РФ, так как родился на территории, входившей на момент его рождения в состав территории Российской Федерации, и состояние в гражданстве бывшего СССР, а соответственно необходимое условие для оформления приобретения гражданства Российской Федерации им соблюдено, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку оно не является исчерпывающим и достаточным для оформления гражданства РФ.

 В силу пп. "а" п. 1 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.

 В соответствии с ч.1 ст.41.1, ст.41.3Федерального Закона РФ от 31.05.2002г. № 62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» в настоящей главе определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся: а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

 Лица, указанные в части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

 В соответствии с п. 1, п. 6 ст. 41.4 Федерального закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002г. № 62-ФЗ заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.

 Форма заявления о признании гражданином Российской Федерации и перечень прилагаемых к нему документов определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

 На основании Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 41.3 Федерального закона (приложение N 1) представляется: один из перечисленных в абзаце третьем пункта 10 настоящего Положения документов или иной документ, которые подтверждают прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 1 ноября 2002 г. для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением. При отсутствии этих документов в заявлении указываются сведения, предусмотренные абзацем третьим пункта 10 настоящего Положения.

     Согласно третьего абзаца части первой пункта 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002г. № 1325 иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона.

 При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением (приложение N 1) представляются:

 Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи. При отсутствии этих документов у лица, прибывшего в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющего вида на жительство, в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации указываются дата (даты) регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и адрес (адреса) места жительства, а в случае снятия с регистрационного учета - также дата (даты) снятия с регистрационного учета по месту жительства на территории Российской Федерации.

 Как установлено судом, заявителем не представлены документы, подтверждающие прибытие в Российскую Федерацию до 01.07.2002г., заявитель в период с 1988г. регистрации по месту жительства в Российской Федерации не имел.

 Согласно ч.ч.1,3 ст.41.4 ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.

 О принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации заявителю выдается справка на бланке установленной формы вместе с описью принятых от него документов.

     Как установлено судом, Г. с заявлением о признании гражданином Российской Федерации и с заявлением об оформлении гражданства Российской Федерации в установленном порядке не обращался, целью обращения заявителя являлось рассмотрение вопроса о возможности обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или его оформлении.

 С учетом поставленных вопросов заинтересованным лицом была проведена проверки и заявителю дан ответ по поставленному вопросу с соответствующими разъяснениями. Решение УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросу признания или оформления гражданства Г. не выносилось, в связи, с чем оспариваемый ответ не может нарушать права заявителя, который не лишен возможности подать в установленном законом порядке заявления о признании гражданином Российской Федерации или с заявлением об оформлении гражданства Российской Федерации.

 Судебная коллегия принимает во внимание, что заинтересованным лицом в ответе исходя из отсутствия у заявителя необходимых документов, разъяснена возможность преодоления данного обстоятельства, путем обращения в суд с заявлениями об установлении факта постоянного проживания по состоянию на 06.02.1992г. или 02.07.2002г.

 Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

 Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

 Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

 Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

 Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2014 года по настоящему делу – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий:           

 Судьи: