ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14385/18 от 24.09.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Музалевская Н.В. Дело № 33-14385/2018

А-209Г

24 сентября 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Тихоновой Ю.Б.

судей Кучеровой С.М., Потехиной О.Б.

при секретаре Солодовниковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кучеровой С.М.,

гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ПромЛесСтрой» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности и запрете передавать права и обязанности до устранения нарушений,

по апелляционной жалобе представителя ООО «ПромЛесСтрой» Москаленко Л.Л. на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 26 июля 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «ПромЛесСтрой» удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ПромЛесСтрой» в течение 1 мес. со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем: радиостанции носимые, возимые УКВ и КВ диапазона -2 шт., пожарная мотопомпа 100-800 л/мин. - 1 шт., трактор с плугом или иным почвообрабатывающим орудием - 1 шт., средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дежурная спецодежда (плащи из огнеупорной ткани) по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения пожаров.

Приостановить деятельность ООО «ПромЛесСтрой» до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Запретить ООО «ПромЛесСтрой» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 17.10.2012 №637-з до выполнения мероприятий по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Взыскать с ООО «ПромЛесСтрой» в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «ПромЛесСтрой» об устранении нарушений лесного законодательства, возложении обязанности в течение 1 мес. со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием инвентарем: радиостанции носимые, возимые УКВ и КВ диапазона -2 шт., пожарная мотопомпа 100-800 л/мин. - 1 шт., трактор с плугом или иным почвообрабатывающим орудием - 1 шт., средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дежурная спецодежда (плащи из огнеупорной ткани) по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения пожаров; о приостановлении деятельности ответчика до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, о запрещении ответчику передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 17.10.2012 №637-з до выполнения мероприятий по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды лесного участка от 17.10.2012г. №637-з для заготовки древесины ОАО «ВостсибНИИгипрозем» арендовало участок площадью 14998,8 га, в КГБУ «Ермаковское лесничество, Ермаковское участковое лесничество, в кварталах №№46-57,59 (за искл. выделов №№2,3,8,10), 63,64,65 (за искл. выделов №№ 1-6,11,13,14), 68-100,115,116. Дополнительным соглашением № 3 от 27.08.2013 г. арендатор передал ответчику все свои права и обязанности по договору аренды. Пожароопасный сезон на территории Красноярского края открыт 01.04.2018 г., меры противопожарного обустройства на лесном участке ответчиком не предприняты, Правила пожарной безопасности не соблюдаются, в случае пожара может быть затруднен процесс ликвидации пожара и увеличена вероятность повышения класса опасности, неготовность ответчика к тушению пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ООО «ПромЛесСтрой» Москаленко Л.Л. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование ссылается на то, что все требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края выполнены 06 июня 2018 г., вместе с тем, судом данное обстоятельство при вынесении решения учтено не было, в связи с чем, полагает, что решение суда подлежит отмене.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, и полагая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, Судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности № 637-з от 17 октября 2012 г. между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ОАО «ВостсибНИИгипрозем» (арендатор) последний обязался принять на срок 49 лет лесные участки из состава земель лесного фонда, общей площадью 149998,8 га, местоположение: Красноярский край, Ермаковский район, Ермаковское лесничество, Ермаковское участковое лесничество, кварталы №№ 46-57,59 (за иск.выделов №№ 2,3,8.10), 63,64,65 (за искл.выделов №№1-6,11,13,14), 68-100,115,116 (п.1,2 договора), границы лесных участков определены на кадастровой карте лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора или на схеме расположения лесного участка согласно Приложению №1 (п.3 договора). К обязанностям арендатора, в т.ч. договором отнесено осуществление мер противопожарного обустройства лесов на основании проекта лесов (подп.е п.12 договора), обеспечение наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (подп.ж п.12 договора).

Дополнительным соглашением №3 от 27 августа 2013 г. арендатор с согласия арендодателя уступил свои права и обязанности по договору аренды земельного участка в пользу ООО «ПромЛесСтрой».

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, поименованы в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014г. № 161, в т.ч. радиостанции носимые, возимые УКВ и КВ диапазона -2 шт., пожарная мотопомпа 100-800 л/мин. - 1 шт., трактор с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – от 1 до 3 в зависимости от площади и характера насаждений, средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дежурная спецодежда (плащи из огнеупорной ткани) по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения пожаров.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016г. № 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения.В соответствии с п.п. 3.33, 3.35 Положения о Министерстве, последний осуществляет, в том числе лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах на землях государственного лесного фонда.

В соответствии с п.п. «а», «б» п. 2 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2011 №343) меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ.

Согласно представленным лесничим Ермаковского участкового лесничества Зайкиным П.В. сведениям от 05 февраля 2018 г., ООО «ПромЛесСтрой» обладает противопожарным оборудованием и инвентарем, однако не в полном соответствии с нормативами, пожарная мотопомпа 100-800 л/мин. - 1 шт., тогда как требуется 2 шт., трактор с плугом или иным почвообрабатывающим орудием - 1 шт. вместо требуемых 2 шт., отсутствуют средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дежурная спецодежда (плащи из огнеупорной ткани) по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения пожаров.

Кроме того, радиостанции носимые, возимые УКВ и КВ диапазона - 2 шт. прямо предусмотрены в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 г. № 161.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст. 51, 52, 53 Лесного кодекса РФ, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2011 г. № 343, а также проанализировав материалы дела и установив наличие факта отсутствия у ответчика средств оборудования, необходимых для тушения пожаров, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Кроме того, доказательств, подтверждающих соблюдение ответчиком в полном объеме требований лесного законодательства в части выполнения мероприятий по противопожарному обустройству, материалы дела не содержат.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, находит их законным и обоснованными.

Кроме того, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о приостановлении деятельности ООО «ПромЛесСтрой» до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. №21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п.2 ст.1065 ГК РФ).

Таким образом, приостановление деятельности ответчика по договору аренды лесного участка должно обеспечить не наступление вредных последствий, связанных с деятельностью, осуществляемой с нарушением лесного законодательства.

Обоснованным судебная коллегия считает вывод суда о запрете ООО «ПромЛесСтрой» в передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 17 октября 2012 года № 637-з до выполнения мероприятий по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, поскольку в данном случае, обеспечивается гарантия исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности на используемых лесных участках.

Правомерным, основанным на положениях ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ судебная коллегия считает вывод суда о взыскании с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 6000 руб.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у Судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы относительно выполнения ответчиком исковых требований, что подтверждается Сведениями о наличии противопожарного инвентаря и техники от 06 июня 2018 г., составленными при осмотре лесничим Ермаковского участкового лесничества, не принятие судом во внимание данного обстоятельства при вынесении решения, судебной коллегией отклоняются за необоснованностью. Согласно указанным Сведениям в полном объеме нарушения лесного законодательства отвечтиком не устранены. В частности, при осмотре лесничим указано, что средствами индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров (дежурной спецодеждой) обеспечиваются 5 человек, а индивидуальными перевязочными пакетами – 7, при том, что при осмотре комплектации ответчика противопожарным инвентарем и техникой 05 февраля 2018 г., количество лиц, участвующих в мероприятиях по тушению лесных пожаров лесничим указано - 7 человек. Кроме того, указанные Сведения в Министерство лесного хозяйства Красноярского края не поступали, достоверных и бесспорных доказательств, подтверждающих устранение ответчиком нарушений требований лесного законодательства, оборудование средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 28 марта 2014 г. N 161, в материалы дела также не представлено.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 26 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ООО «ПромЛесСтрой» Москаленко Л.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи