ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1439 от 07.02.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья: Янаева О.Ю.

Дело № 33-1439

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Валуевой Л.Б.
судей Чулатаевой С.Г., Заривчацкой Т.А.,

При секретаре Анваровой О.Р.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 07 февраля 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 декабря 2017 года, которыми постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., судебная коллегия

Установила:

ФИО1 обратилась с иском к Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».

Заявленные требования мотивированы следующим: истец обратилась в Межрайонное территориальное управление № 4 Министерства социального развития Пермского края с заявлением по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» с приложением подтверждающего документа- удостоверения к знаку «За доблестный труд в потребительской кооперации России». 20.10.2017 года решением Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края в присвоении звания истцу было отказано ввиду того, что предоставленные документы о награждении удостоверением к знакам не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Центросоюз РФ не отнесен к числу органов государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам различного уровня, следовательно, награды, учрежденные данной организацией, не рассматриваются в качестве ведомственных знаков отличия в труде при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истица ФИО1, полагая его незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным истолкованием закона. Суд не учел, что хотя федеральное законодательство и Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пермском крае не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, по существу значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» является таковым, поскольку присваивается за заслуги и достижения в труде. Центросоюз является ведомством, координирующим деятельность потребительских обществ и их союзов разных уровней. Деятельность потребительских обществ в рамках задач, возложенных на них действовавшим ранее законом СССР от 26.05.1988 г., представляла собой определенную отрасль народного хозяйства, имела важное значение в развитии экономики страны. Право на присвоение звания «Ветеран труда» не должно ставиться в зависимость от неоднозначного толкования понятия «ведомственные знаки отличия» в различные периоды времени. О награждении значком Центросоюза имеется запись в трудовой книжке истца.

Проверив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

В силу п. 2 ст. 10 названного Федерального закона, п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 20 и 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.

Согласно Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пермском крае, утвержденному Указом Губернатора Пермского края от 04 апреля 2006 года N 50, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, являющимся ветеранами труда в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

В соответствии с пп. 3.1.1 п.3.1 Положения, Территориальные органы Министерства социального развития Пермского края (далее - территориальные органы Министерства) по месту жительства заявителя принимают от граждан: заявление о присвоении звания "Ветеран труда" на имя руководителя территориального органа Министерства; документ, удостоверяющий личность заявителя; документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; документы, подтверждающие награждение знаками отличия в труде, учрежденными Федерацией независимых профсоюзов России и центральными комитетами общероссийских профсоюзов; документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), являются документы, подтверждающие награждение гражданина нагрудными и почетными знаками, знаками, нагрудными значками, значками, медалями, дипломами, благодарностями, почетными званиями работников соответствующей сферы деятельности (отрасли экономики), почетными грамотами, учрежденными в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, высшими судебными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, органами прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации, органами государственной власти и управления СССР и РСФСР. Документы, подтверждающие награждение знаками отличия в труде, учрежденными Федерацией независимых профсоюзов России и центральными комитетами общероссийских профсоюзов, и ведомственными знаками отличия в труде, рассматриваются для присвоения звания "Ветеран труда", если ими были награждены граждане, работавшие в системе этих органов и организаций согласно записям в трудовой книжке.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", потребительской кооперацией является система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительским обществом является добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Центральным союзом потребительских обществ России является добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова "Россия" и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления центрального союза потребительских обществ России по вопросам, определенным уставом центрального союза, обязательны как для его членов - потребительских обществ и региональных союзов, так и для созданных членами центрального союза - потребительскими обществами районных союзов потребительских обществ и региональных союзов.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела: согласно трудовой книжке ФИО1 работала в Октябрьском РАЙПО, награждена Значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» на основании постановления Центросоюза России от 23.04.2001 года №16-с, Знаком отличия «25лет безупречной работы в потребительской кооперации» на основании постановления Центросоюза России от 23.05.2005 года № 96-сп, Знаком отличия «30 лет безупречной работы в потребительской кооперации» на основании постановления Центросоюза России от 08.04.2010 года № 06-79.

18.10.2017 года ФИО1 обратилась в Межтерриториальное управление № 4 Министерства социального развития Пермского края с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

По решению Межрайонного территориального управления №4 Министерства социального развития Пермского края (уведомление № 2237 от 20.10.2017 года) ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Центросоюз РФ не может быть отнесен к числу органов государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам различного уровня, соответственно, награды, учрежденные данной организацией не рассматриваются в качестве ведомственных знаков отличия в труде при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Выводы суда первой инстанции являются обоснованными и мотивированными.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения и не являются основаниями к его отмене.

Центральный союз потребительских обществ РФ является общественной организацией, которая не входила в структуру федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указу Президента РФ от 24 сентября 2007 года № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», и не входит в структуру органов власти в настоящее время согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Сведения о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями за продолжительный добросовестный труд от имени органов государственной власти Российской Федерации, отсутствуют.

Соответственно, знаки «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», «25 лет безупречной работы в потребительской кооперации», «30 лет безупречной работы в потребительской кооперации» не входят в систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02 марта 1994 года № 442, и не относятся к государственным наградам в настоящее время согласно Указу Президента РФ от 07 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Положение «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пермском крае», утвержденное Указом Губернатора Пермского края от 04 апреля 2006 года № 50, не содержит отдельного указания на то, что знаки отличия в труде, утвержденные общественной организацией «Центральный союз потребительских обществ РФ» дают основания для присвоения звания «Ветеран труда», поэтому награждение знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» и знаком «25 лет безупречной работы в потребительской кооперации», «30 лет безупречной работы в потребительской кооперации» не дает права на присвоение этого звания.

Письмо Министерства труда Российской Федерации от 07 октября 1998 года № 5635 – КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», в котором содержалось указание на то, что значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» учитывается при присвоении звания «Ветеран труда» и Письмо Департамента социального развития Пермской области от 28 марта 2006 года № 35-14-866 «О ведомственных знаках отличия в труде» не являлись нормативными актами, не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, письмо Министерства труда Российской Федерации от 07 октября 1998 года № 5635-КС было отозвано Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02 июня 2008 года № 3854-ЮВ, в котором было указано на то, что использование его в работе органов исполнительной власти субъектов РФ не представляется возможным.

Таким образом, поскольку знаки отличия «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», «25 лет безупречной работы в потребительской кооперации», «30 лет безупречной работы в потребительской кооперации» не относятся к ведомственным знакам отличия в труде органов государственной власти и управления СССР, РСФСР, Российской Федерации, Положение «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пермском крае», утвержденное Указом Губернатора Пермского края от 04 апреля 2006 года № 50, не содержит указания на то, что знаки отличия в труде, учрежденные общественной организацией Центральный союз потребительских обществ РФ, дают право на присвоение звания «Ветеран труда» наряду с государственными наградами, то отказ Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края в присвоении звания «Ветеран труда» являлся законным и обоснованным.

Из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание представленные в материалы дела письменные и иные доказательства в их совокупности, которым дана оценка как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, описательно-мотивировочная часть решения суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК.

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия считает, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, в иске было отказано правомерно, доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, аналогичны основаниям заявленного иска, соответственно, проверялись судом первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: