ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14396/20 от 20.01.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Кармолин Е.А. дело № 33-688/2021 (33-14396/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2021 года в г. Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Малышевой И.А.,

судей Бабайцевой Е.А., Нагиной О.Ю.,

при секретаре Савельевой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-3048/2020 по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» о возложении обязанности заключить договор, разместить на официальном сайте текст договора, провести поверку расходометров

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети»

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 2 октября 2020 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Бабайцевой Е.А., пояснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» (далее – ООО «Волжские тепловые сети», теплоснабжающая организация), в котором просила возложить на ответчика обязанность заключить с ней договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирном доме № <...>, расположенном по адресу: <адрес>, разместить на официальном сайте текст договора на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирном доме № <...>, расположенном по адресу: <адрес>, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу, произвести за свой счет поверку расходомеров «Питерфлоу РС» № <...>, установленных в многоквартирном доме № <...>, расположенном по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указала, что 1 декабря 2012 года между ней и ООО «Лукойл – ТТК» был заключен договор теплоснабжения № <...> тепловой энергией и теплоносителем на бытовые нужды в помещении, расположенном по адресу: <адрес>. С 2016 года правопреемником ООО «Лукойл-ТТК» по всем обязательствам является ООО «Волжские тепловые сети». В соответствии с условиями договора теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель на нужды отопления и горячего водоснабжения. По данному договору теплоснабжающая организация не оказывает потребителю услуги, связанные с обслуживанием внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Начиная с августа 2018 года, ответчик в квитанциях на оплату, кроме оплаты за отопление, горячее водоснабжение, начисление за установку ОДПУ и процентов за рассрочку оплаты установки ОДПУ, стала выставлять оплату за услугу по техническому обслуживанию ОДПУ, не предусмотренную договором теплоснабжения, в размере 59 рублей 20 копеек. Она ежемесячно оплачивает данные услуги, однако на официальном сайте ООО «Волжские тепловые сети» отсутствует договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета, как образец заключаемых договоров, с условиями такого договора ознакомиться невозможно. 22 мая 2020 года она обратилась с заявлением о направлении в ее адрес договора на оказание услуг по техническому обслуживанию тепловых приборов учета, однако ей было сообщено, что с марта 2017 года ООО «Волжские тепловые сети» приступило к эксплуатации приборов учета в связи с тем, что ООО «УК «Инвест», будучи организацией, ответственной за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, от эксплуатации и обслуживания этих приборов учета отказалась. Кроме того, гарантийный срок установленных в доме расходометров истек, поверка приборов учета не проведена, учет фактически потребленного ресурса не производится, плата начисляется по нормативу. Полагала, что бездействие ответчика, выразившееся в незаключении договора на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета и непроведении поверки, нарушает ее права как потребителя.

Суд постановил указанное выше решение об удовлетворении требований истца, взыскав с ООО «Волжские тепловые сети» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе ООО «Волжские тепловые сети» оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, в иске отказать.

В апелляционную инстанцию истец ФИО1, представитель ответчика ООО «Волжские тепловые сети», представитель третьего лица ООО «УК «Инвест» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях истца, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

По смыслу разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом решение в части возложения на ответчика обязанности заключить с истцом договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета и разместить на официальном сайте текст договора на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя названным требованиям не отвечает.

Расходомер – прибор, предназначенный для измерения расхода теплоносителя. Время работы приборов учета – интервал времени, в течение которого на основе показаний приборов учета ведется учет тепловой энергии, а также измерение и регистрация массы (объема) и температуры теплоносителя (п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).

Коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии входят в состав общего имущества многоквартирного дома, при этом содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике». Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений – за счет собственных средств (п.п. 6, 11, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).

Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с обслуживающей организацией, или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом), в зависимости от способа управления многоквартирным домом (п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

До 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных ч.ч. 3-7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных ч.ч. 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч.ч. 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Приказом Минэнерго России от 7 апреля 2010 года № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Данный Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 7 апреля 2010 года № 149).

Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком (абз. 1 п. 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 7 апреля 2010 года № 149).

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (абз. 2 п. 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 7 апреля 2010 года № 149).

Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 года № 570.

Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения. Регулируемыми организациями, а также едиными теплоснабжающими организациями, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями в ценовых зонах теплоснабжения информация раскрывается, в том числе путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» единой теплоснабжающей организации - для единой теплоснабжающей организации (п. 2, подп. «д» п. 3 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 года № 570).

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).

Содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подп. «и» и «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает поверку, ремонт и замену приборов учета (п. 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).

Неисправность средств измерений узла учета – состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях) (п. 1 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета (п. 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).

Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником квартиры № <...>, расположенной по адресу: <адрес>, и председателем Совета дома.

1 декабря 2012 года между ООО «Лукойл-ТТК» и ФИО1, использующей теплоэнергию для бытового потребления в занимаемой ею квартире, заключен договор теплоснабжения № <...>.

В многоквартирном доме № <...> по адресу: <адрес>, 13 декабря 2016 года ООО «Волжские тепловые сети» установило и ввело в эксплуатацию общедомовые приборы учета теплоэнергии – расходомеры электромагнитные «Питерфлоу РС» № <...>.

ООО «УК «Инвест», которое является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома № <...> по адресу: <адрес>, фактически техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме № <...> по <адрес> не осуществляет.

В настоящее время ООО «Волжские тепловые сети», осуществлявшее гарантийное обслуживание расходометров, на основании п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приступило к эксплуатации расходометров с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

22 мая 2019 года ФИО1 обратилась в ООО «Волжские тепловые сети» с целью оформления договорных отношений между ней и обществом по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета, просила направить в ее адрес договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета.

26 мая 2020 года ответчик сообщил истцу, что с марта 2017 года ООО «Волжские тепловые сети» приступило к эксплуатации приборов учета, установленных в многоквартирном доме № <...> по <адрес>, поскольку ООО «УК «Инвест» от эксплуатации и обслуживания этих приборов учета отказалась. Информация по вопросу предоставления договора на оказание услуг по техническому обслуживанию должна быть направлена в адрес истца дополнительно.

До настоящего времени договор с ФИО1 на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета не заключен.

Рассмотрев спор, установив, что ФИО1, осуществляя оплату за техническое обслуживание общедомовых приборов учета, вправе требовать заключения ООО «Волжские тепловые сети» договора с непосредственным потребителем оказываемой услуги, незаключение такого договора, а также отсутствие на официальном сайте ООО «Волжские тепловые сети» текста договора на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирном доме, нарушает права истца как потребителя, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности заключить с ФИО1 договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, разместить на официальном сайте текст договора на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

С решением в данной части судебная коллегия согласиться не может.

Суд, возлагая на ответчика обязанность заключить с ФИО1 договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета, не учел положения абз. 2 п. 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 7 апреля 2010 года № <...>, согласно которым в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

ФИО1, обращаясь в суд с настоящим иском, действует как потребитель услуг.

Данное обстоятельство прямо следует из искового заявления и подтверждено представителем истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Тот факт, что истец была избрана председателем Совета многоквартирного дома, не дает ей право требовать заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета именно с ней, как с гражданином и потребителем.

В интересах собственников помещений в многоквартирном доме истец в суд не обращалась и соответствующих требований не заявляла, лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, она не является.

Законом обязанность теплоснабжающей организации заключать с потребителем (каждым из участников долевой собственности на общедомовое имущество) в письменной форме такой договор в отношении общедомовых приборов учета тепловой энергии, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, не предусмотрена.

В этой связи правовых оснований для удовлетворения требования истца о возложении на ООО «Волжские тепловые сети» обязанности заключить с ФИО1 договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета и производного требования о возложении на общество обязанности разместить на официальном сайте текст договора у суда первой инстанции не имелось, а потому решение в данной части подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении этих требований ФИО1

Из материалов дела также следует, что согласно паспортам расходомеров, они были приобретены 22 апреля 2016 года, дата поверки – 22 апреля 2016 года, гарантийный срок – 4 года с момента продажи, дата очередной поверки – 22 апреля 2020 года.

Срок поверки расходомеров, установленных в многоквартирном доме № <...> по адресу: <адрес>, истек, приборы учета не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, считаются неисправными и подлежат поверке.

26 февраля 2020 года между ООО «Волжские тепловые сети» и ООО «Расчетный центр Волжский» был заключен агентский договор, который 14 сентября 2020 года дополнительным соглашением был дополнен условиями, согласно которым ответчик поручает ООО «Расчетный центр Волжский» выполнять работы по ремонту, замене средств измерений и поверке общедомовых приборов учета, установленных, в том числе в многоквартирном доме № <...> по адресу: <адрес>, а также по начислению, предъявлению и получению платы от собственников расходов на ремонт, замену средств измерений и поверке общедомовых приборов учета.

Регламентом выполнения работ по ремонту и поверке общедомовых приборов учета (приложение № 1 к дополнительному соглашению) предусмотрено, что такие работы выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированной организацией, имеющей аккредитацию на выполнение данных работ. Тарифы на ремонт и поверку приборов учета потребления тепловой энергии определяются согласно сметной документации, составленной на основе соответствующих ТЕР и сборника базовых цен на проводимые работы.

Графиком производства работ (приложение № 5 к регламенту) определено, что поверка общедомовых приборов учета должна быть проведена в период с 17 сентября 2020 года по 18 ноября 2020 года.

Доказательств проведения поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии ответчиком не представлено.

Оплата тепловой энергии по фактическому потреблению не начисляется.

Неисполнение ООО «Волжские тепловые сети» обязанности по своевременной поверке расходомеров нарушает права истца как потребителя, влечет для нее необоснованное увеличение расходов, поскольку начисление за тепловую энергию осуществляется не по действительному потреблению, а исходя из нормативов потребления.

Разрешая требования истца, указав, что ответчик, взимая плату за обслуживание общедомовых приборов учета, не произвело своевременную поверку расходометров, суд возложил на ООО «Волжские тепловые сети» обязанность произвести за свой счет поверку расходомеров, установленных в многоквартирном доме № <...>, расположенном по адресу: <адрес>.

Судебная коллегия, учитывая приведенные выше обстоятельства, считает решение суда в части возложения на общество обязанности произвести поверку расходомеров правильным, однако согласиться с возложением обязанности провести поверку за счет общества не может.

По смыслу п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, и п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений – за счет собственных средств, собственники приборов учета обязаны оплатить расходы теплоснабжающей организации на их эксплуатацию, включающую в себя, помимо технического обслуживания, поверку приборов учета.

Таким образом, расходы по поверке расходометров, установленных в многоквартирном доме № <...> по адресу: <адрес>, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Обязанность теплоснабжающей организации нести расходы по оплате проведения поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии законом не предусмотрена.

Тот факт, что за техническое обслуживание общедомовых приборов учета общество ежемесячно предъявляет к оплате 59 рублей 20 копеек, не означает включение в данную сумму расходов на поверку приборов учета.

Расходы общества на поверку расходометров еще понесены не были, поэтому не могли быть включены в платежный документ.

Так, в соответствии с дополнительным соглашением ООО «Расчетный центр Волжский» самостоятельно несет расходы по ремонту и поверке с последующим возмещением расходов обществом, которое, в свою очередь, предъявляет их к возмещению собственникам.

Учитывая приведенные обстоятельства, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности провести поверку приборов учета за свой счет у суда первой инстанции также не имелось, решение в части обязания ООО «Волжские тепловые сети» произвести за свой счет поверку расходомеров, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, необходимо изменить, возложить на общество обязанность произвести поверку расходомеров, установленных в многоквартирном доме, исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований ФИО1 к ООО «Волжские тепловые сети» о возложении обязанности произвести поверку расходомеров за свой счет должно быть отказано.

Вопрос о взыскании с ООО «Волжские тепловые сети» в пользу истца государственной пошлины в размере 300 рублей разрешен судом верно, по правилам гл. 7 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы ООО «Волжские тепловые сети» об отсутствии у истца как потребителя права требовать заключения договора, неправомерности возложения обязанности разместить на официальном сайте текст договора и провести поверку расходометров за счет общества признаны судебной коллегией состоятельными.

При таких данных решение Волжского городского суда Волгоградской области в части возложения на ответчика обязанности заключить с истцом договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета и разместить на официальном сайте текст договора нельзя признать законным и обоснованным, а потому решение в данной части следует отменить, в части возложения на ответчика обязанности провести поверку за свой счет изменить.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в остальной части, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 2 октября 2020 года в части обязания общества с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» заключить с ФИО1 договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, разместить на официальном сайте текст договора на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, отменить.

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» о возложении обязанности заключить с ФИО1 договор на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, разместить на официальном сайте текст договора на оказание услуг по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, отказать.

Решение в части обязания общества с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» произвести за свой счет поверку расходомеров, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, изменить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» обязанность произвести поверку расходомеров, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Волжские тепловые сети» о возложении обязанности произвести поверку расходомеров за свой счет отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи